Финансы, как историческая и эк-я категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция

Описание работы

Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

ФиК все лекции.docx

— 94.60 Кб (Скачать)

    Виды  ревизии:

    1) Полные  и частичные;

    2) Комплексные  и тематические;

    3) Плановые и внеплановые. 

    Гос-й фин-й контроль РФ.

    Принцип разделения власти закрепленный в Конституции РФ предусматривает контроль фин-й деятельности органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов касающихся вопросов фин-й деятельности и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов Федерального и нижестоящих бюджетов, гос-х и местных внебюджетных фондов, а так же при утверждении отчетов об их исполнении.

    Фин-й контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями, Совета Федерации и Гос-й Думы, а так же счетной палаты РФ и контрольно-счетными палатами РФ.

    Счетная Палата РФ - это независимый от правительства  РФ, постоянно действующий орган  гос-го фин-го контроля наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

    Сферы полномочий Счетной  Палаты:

    1) Контроль  Федеральной собственности;

    2) Расходование  Федеральных денежных средств.

    Контролю  подлежат все юр-е лица (гос-е и коммерческие организации).

    Основные  формы контроля проводимые Счетной Палатой - тематические проверки и ревизии.

    Фин-й контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституции РФ путем издания указа по финансовым вопросов, подписание Федеральных законов, назначение и освобождение от должности Министра финансов РФ, представление гос-й Думе кандидатур на должность председателя ЦБ РФ.

    Финансовый  контроль со стороны  Правительства РФ.

     Правительство РФ - контролирует процесс разработки и исполнения Федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, правительство контролирует и регулирует фин-ю деятельность Федеральных Министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов фин-го контроля.

    Важнейшее место в системе фин-го контроля со стороны правительства РФ - занимает Минфин РФ, которое не только разрабатывает и проводит фин-ю политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Минфина, в той или иной форме контролируют фин-е отношения. Минфин осуществляет фин-й контроль в ходе разработки проекта Федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств Федеральных внебюджетных фондов, участвуют в проведении валютного контроля, контролируют направление использования гос-х инвестиций.

    Оперативный контроль использования гос-х фин-х средств осуществляет действующий в рамках Минфина департамент гос-го фин-го контроля и аудита, а так же органы Федерального Казначейства.

    Департамент фин-го контроля и аудита Минфина РФ и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств Федерального бюджета и гос-х внебюджетных фондов. 

    Кроме того, департамент проводит документальные проверки фин-во хоз-й деятельности по заданиям правоохранительных органов, а так же органов гос-й власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (например мера).

    ОФК призваны осуществлять гос-ю бюджетную политику, управлять процессами исполнения Федерального бюджета осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования гос-х средств.

    Специализированные  органы гос-го фин-го контроля:

    1) Мин-во РФ по налогам и сборам, его функции:

         - Выработка основных направленй налоговой политики и ее осуществление;

         - Координация деятельности территориальных  налоговых органов (налоговых  инспекций), взаимодействие с другими  контролирующими структурами и правоохранительными органами.

    Главная задача налоговых  органов :

    1) обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено городские и налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют. Текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков;

    2) Финансовый  контроль в сфере страхования  осуществляется Федеральной службой  по надзору за страховой деятельностью,  которая входит в состав Минфина  РФ (росстрахнадзор). Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, росстрахнадзор осуществляет контроль соблюдения прав и интересов страхователей;

    3) ЦБ  РФ - организует и контролирует  денежно-кредитные отношения в  стране, а так же осуществляет  надзор за деятельностью КБ;

    4) Гос-й таможенный комитет РФ, он осуществляет контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного Законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

    Негос-й фин-й контроль.

    Виды  негос-го фин-го контроля:

    1) Внутрифирменный (корпоративный контроль) - осуществляется эк-ми службами самого предприятия или корпораций (бухгалтерии, фин-м отделом, службой фин-го менеджмента и т.д.), этот контроль осуществляется за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля следят за эффективностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств, анализируют и сопоставляют фактические фин-е результаты с прогнозируемыми, оценивают фин-е результаты от инвестиционных проектов, контролируют фин-е состояние предприятий. Внутрифирменный контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала;

    2) Контроль со стороны  КБ за организацией  клиентами (юр  лицами) - КБ по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного гос-м порядка, ведение расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем, коммерческие начала деятельности банка, требуют от них оценки фин-го состояния и кредитоспособности предприятия - потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды, банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиентов для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок;

    3) Аудиторский контроль - появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требование со стороны общества к их фин-й надежности и объективности при оценки их фин-го состояния. Гос-во так же заинтересовано в независимой экспертизе фин-й отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

    Основные  задачи аудиторского контроля:

    1) Установление  достоверности бух-й и фин-й отчетностей;

    2) Контроль  соблюдения Российского законодательства  при совершении тех или иных  фин-х и хоз-х операций;

    3) Проверка  расчетно-платежной документации, налоговых  деклараций и других фин-х обязательств проверяемых эк-х субектов.

    Аудиторские кампании могут оказывать  и другие услуги:

         - Постановку и ведение бухучета;

         - Составление бух-й отчетности и декларации о доходах;

         - Анализ и прогнозирование ФХД;

         - Обучение работников бух-х служб и консультирование в вопросах законодательства;

         - Проработку и реализацию рекомендаций  полученных от различных контролирующих  органов.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого эк-го субекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.

    Обязательной  аудиторской проверке подлежат:

    1) Все  кредитные организации включая ЦБ;

    2) Страховые  компании;

    3) Биржи;

    5) Внебюджетные  и благотворительные фонды;

    6) ОАО  (независимо от числа акционеров  и уставного капитала;

    7) Предприятия,  имеющие в уставном капитале  долю, принадлежащую иностранным  инвесторам.

    Аудиторские проверки могут проводить как  отдельные граждане прошедшие гос-ю аттестацию и зарегистрированы в качестве предпринимателя аудитора, так и аудиторские фирмы в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму предусмотренную законодательством кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, такие компании и граждане включаются в гос-й реестр аудиторов и аудиторских фирм.

    Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской  деятельности.

    Финансы домашнего хоз-ва.

         Финансы домашнего хозяйства,  как и финансы общества в  целом, представляют собой экономические  денежные отношения по формированию  и использованию фондов денежных  средств, в целях обеспечения  материальных и социальных условий  жизни членов хозяйства и их  воспроизводства.

         Домашние хозяйства выступают  одним из важных субъектов  экономической деятельности, от  результатов которой зависит  не только благосостояние отдельной  хозяйственной единицы, но и  всего населения страны в целом.

         В экономической теории под  домашним хозяйством понимается  хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

         Домохозяйство объединяет всех  наемных работников, владельцев  крупных и мелких капиталов,  собственников земли, владельцев  ценных бумаг, которые заняты  и не заняты в общественном  производстве.

         Функции финансового домохозяйства:

    1) Обеспечение  жизненных потребностей семьи;

    2) Распределительная  функция.

         Изначальная главная функция  - это функция обеспечения жизненных  потребностей семьи. Она создает  реальные условия существования  всех членов данной семьи.

         Распределительная функция охватывает  первичное распределение национального  дохода и формирование первичных  доходов семьи.

         Финансовые отношения домашнего хозяйства включают 2 группы:

    1) Отношения  между данной хозяйственной единицей  и другими звеньями финансовой  системы (государственными финансами  и финансами коммерческих организаций); эти отношения создают первичные  доходы в виде заработанной  платы, пенсии, пособий, стипендий  и т.д.;

    2) Отношения  между членами домашнего хозяйства,  когда средства распределяются  и обособляются, образуя обособленные  денежные фонды, обособление средства  внутри домашнего хозяйства не  меняет собственника, исключая всякую  эквивалентность.

         Распределительная функция включает 3 последовательные ступени:

    1) Формирование

    2) Распределение

    3) Использование  денежных фондов

         Финансовые ресурсы домашнего хозяйства - совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение.

         Создаются 2 основных фонда:

    1) Фонд  потребления, предназначенный для  удовлетворения личных потребностей  данной семьи (приобретение продуктов  питания, товаров промышленного  производства, оплата различных  услуг и т.д.)

    2) Фонд  сбережений (отложенных потребностей), этот фонд будет использован  в будущем для приобретения  дорогостоящих товаров, либо как  капитал для получения прибыли

         Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств включает:

    1) Собственные  средства, т.е. заработанные каждым  членом семьи - з/п, доход от подсобного хозяйства и прибыль от коммерческой деятельности.

Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория