Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция
Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.
Виды ревизии:
1) Полные и частичные;
2) Комплексные и тематические;
3) Плановые
и внеплановые.
Гос-й фин-й контроль РФ.
Принцип разделения власти закрепленный в Конституции РФ предусматривает контроль фин-й деятельности органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов касающихся вопросов фин-й деятельности и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов Федерального и нижестоящих бюджетов, гос-х и местных внебюджетных фондов, а так же при утверждении отчетов об их исполнении.
Фин-й контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями, Совета Федерации и Гос-й Думы, а так же счетной палаты РФ и контрольно-счетными палатами РФ.
Счетная Палата РФ - это независимый от правительства РФ, постоянно действующий орган гос-го фин-го контроля наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Сферы полномочий Счетной Палаты:
1) Контроль Федеральной собственности;
2) Расходование Федеральных денежных средств.
Контролю подлежат все юр-е лица (гос-е и коммерческие организации).
Основные формы контроля проводимые Счетной Палатой - тематические проверки и ревизии.
Фин-й контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституции РФ путем издания указа по финансовым вопросов, подписание Федеральных законов, назначение и освобождение от должности Министра финансов РФ, представление гос-й Думе кандидатур на должность председателя ЦБ РФ.
Финансовый контроль со стороны Правительства РФ.
Правительство РФ - контролирует процесс разработки и исполнения Федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, правительство контролирует и регулирует фин-ю деятельность Федеральных Министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов фин-го контроля.
Важнейшее место в системе фин-го контроля со стороны правительства РФ - занимает Минфин РФ, которое не только разрабатывает и проводит фин-ю политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Минфина, в той или иной форме контролируют фин-е отношения. Минфин осуществляет фин-й контроль в ходе разработки проекта Федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств Федеральных внебюджетных фондов, участвуют в проведении валютного контроля, контролируют направление использования гос-х инвестиций.
Оперативный контроль использования гос-х фин-х средств осуществляет действующий в рамках Минфина департамент гос-го фин-го контроля и аудита, а так же органы Федерального Казначейства.
Департамент фин-го контроля и аудита Минфина РФ и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств Федерального бюджета и гос-х внебюджетных фондов.
Кроме того, департамент проводит документальные проверки фин-во хоз-й деятельности по заданиям правоохранительных органов, а так же органов гос-й власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (например мера).
ОФК призваны осуществлять гос-ю бюджетную политику, управлять процессами исполнения Федерального бюджета осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования гос-х средств.
Специализированные органы гос-го фин-го контроля:
1) Мин-во РФ по налогам и сборам, его функции:
- Выработка основных направленй налоговой политики и ее осуществление;
- Координация деятельности
Главная задача налоговых органов :
1) обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено городские и налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют. Текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков;
2) Финансовый
контроль в сфере страхования
осуществляется Федеральной
3) ЦБ РФ - организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, а так же осуществляет надзор за деятельностью КБ;
4) Гос-й таможенный комитет РФ, он осуществляет контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного Законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Негос-й фин-й контроль.
Виды негос-го фин-го контроля:
1) Внутрифирменный (корпоративный контроль) - осуществляется эк-ми службами самого предприятия или корпораций (бухгалтерии, фин-м отделом, службой фин-го менеджмента и т.д.), этот контроль осуществляется за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля следят за эффективностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств, анализируют и сопоставляют фактические фин-е результаты с прогнозируемыми, оценивают фин-е результаты от инвестиционных проектов, контролируют фин-е состояние предприятий. Внутрифирменный контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала;
2) Контроль со стороны КБ за организацией клиентами (юр лицами) - КБ по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного гос-м порядка, ведение расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем, коммерческие начала деятельности банка, требуют от них оценки фин-го состояния и кредитоспособности предприятия - потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды, банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиентов для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок;
3) Аудиторский контроль - появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требование со стороны общества к их фин-й надежности и объективности при оценки их фин-го состояния. Гос-во так же заинтересовано в независимой экспертизе фин-й отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.
Основные задачи аудиторского контроля:
1) Установление достоверности бух-й и фин-й отчетностей;
2) Контроль
соблюдения Российского
3) Проверка
расчетно-платежной
Аудиторские кампании могут оказывать и другие услуги:
- Постановку и ведение бухучета;
- Составление бух-й отчетности и декларации о доходах;
- Анализ и прогнозирование ФХД;
- Обучение работников бух-х служб и консультирование в вопросах законодательства;
- Проработку и реализацию
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого эк-го субекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Обязательной аудиторской проверке подлежат:
1) Все кредитные организации включая ЦБ;
2) Страховые компании;
3) Биржи;
5) Внебюджетные и благотворительные фонды;
6) ОАО
(независимо от числа
7) Предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане прошедшие гос-ю аттестацию и зарегистрированы в качестве предпринимателя аудитора, так и аудиторские фирмы в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму предусмотренную законодательством кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, такие компании и граждане включаются в гос-й реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельности.
Финансы домашнего хозяйства,
как и финансы общества в
целом, представляют собой
Домашние хозяйства выступают
одним из важных субъектов
экономической деятельности, от
результатов которой зависит
не только благосостояние
В экономической теории под
домашним хозяйством
Домохозяйство объединяет всех
наемных работников, владельцев
крупных и мелких капиталов,
собственников земли,
Функции финансового домохозяйства:
1) Обеспечение жизненных потребностей семьи;
2) Распределительная функция.
Изначальная главная функция
- это функция обеспечения
Распределительная функция
Финансовые отношения домашнего хозяйства включают 2 группы:
1) Отношения
между данной хозяйственной
2) Отношения
между членами домашнего
Распределительная функция включает 3 последовательные ступени:
1) Формирование
2) Распределение
3) Использование денежных фондов
Финансовые ресурсы домашнего хозяйства - совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение.
Создаются 2 основных фонда:
1) Фонд
потребления, предназначенный
2) Фонд
сбережений (отложенных потребностей),
этот фонд будет использован
в будущем для приобретения
дорогостоящих товаров, либо
Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств включает:
1) Собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи - з/п, доход от подсобного хозяйства и прибыль от коммерческой деятельности.
Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория