Финансы и кредит. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на основные вопросы.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

2. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

  • проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;
  • обследование – охватывает отдельные стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка (может опираться на опрос, наблюдение, анкетирование, инспекцию и т.д.);
  • надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности;
  • анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;
  • наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента (по полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии : полные и частичные, тематические и комплексные);
  • ревизия – производится с целью установления соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте, проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

    3.  По сфере финансовой деятельности:

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • валютный;
  • кредитный;
  • страховой;
  • инвестиционный;
  • контроль за денежной массой.

4. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, различают:

  • государственный контроль – проводится уполномоченными на то органами государственной законодательной и исполнительной  власти РФ;
  • ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств;
  • внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;
  • банковский контроль – осуществляется в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам;
  • общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями;
  • независимый контроль – проводится специальными органами, занимающимися аудиторской деятельностью.

   Аудит – это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности. Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию.

     В зависимости от целей и  задач существует два вида аудита – внешний и внутренний. Внешние аудиторские проверки направлены на достоверность отчетности, экспертизу финансового состояния, оценку платежеспособности, разработку рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию. Внутренний аудит нацелен на проведение проверок по поручению руководства, должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

     Финансовый  контроль подразделяется на два основных вида:

 внешний и внутренний.

     Внешний финансовый контроль  направлен в основном на проверку  соответствия направлений финансовой  деятельности и отдельных финансовых операций хозяйствующего субъекта действующим правовым нормам (законодательным и нормативным актам в сфере финансовой деятельности). Его осуществляют, как правило, внешние органы (органы налоговой службы, аудиторские фирмы и т. п.).

     Внутренний финансовый контроль  представляет собой процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия, а также предупреждения кризисных ситуаций приводящих к его банкротству. Внутренний финансовый контроль на предприятии осуществляют не только финансовые менеджеры, но и его руководители, а также учредители.

Бюджетная система Российской Федерации, ее структура
и принципы построения
 

   Бюджет – это финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при распределении, перераспределении национального дохода, формировании и использовании общегосударственных целевых денежных фондов с целью стабильного социально-экономического  развития общества.

   Бюджет  в материальной форме представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства. Основным источником его формирования является  национальный доход общества, но в условиях недостатка государственных ресурсов бюджет может пополняться  за счет национального богатства.

Государственный бюджет как часть финансовой системы  и как основной финансовый план страны в обязательном порядке имеет  правовую форму, является юридической категорией и имеет силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

  Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

  Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

  Построение  бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

  Свод  бюджетов всех уровней  по РФ или  соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

  В настоящее время бюджетная система  Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

  В состав федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

  Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

  Кроме федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.

  Функционирование  бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

  1. единство бюджетной системы;
  2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  3. самостоятельность бюджетов разных уровней;
  4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. сбалансированность бюджета;
  6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  7. общее покрытие расходов бюджета;
  8. гласность;
  9. достоверность бюджета;
  10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
  11. единства кассы;
  12. подведомственность расходов.
  13. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
  14. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 3. Важнейшим  является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

  • право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

  1. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  2. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  3. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  4. Гласность бюджета предполагает:

Информация о работе Финансы и кредит. Ответы