Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:
Управление
финансами
Управление финансами – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой сложный процесс взаимодействия управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) подсистем.
Объектом управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством.
Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, прогнозирование, оперативное управление, контроль.
Финансовое прогнозирование предшествует планированию и заключается в оценке множества вариантов и в определении возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровне.
Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, конкретные пути, а также методы, используемые для достижения выбранной цели. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Принципы финансового управления – это основные требования, предъявляемые государственным органам управления финансами, выполнение которых является обязательным при осуществлении ими деятельности по финансовому управлению. Эти требования сводятся к следующему:
Главная цель финансового управления – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
Система
государственных
органов управления
финансами и их
функции
Структура федеральных финансовых органов управления определяется указом Президента РФ. К органам государственного управления финансами относят:
1.
Государственные органы власти,
осуществляющие общее
2.
Органы государственного
Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает принятые Парламентом РФ законы, в т.ч. "О федеральном бюджете на текущий год", имеет право "вето" на все принятые законы.
Парламент РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность в стране.
Правительство РФ обеспечивает единство всех направлений финансовой политики, рассматривает федеральный бюджет, координирует всю текущую деятельность финансовых исполнительных органов власти РФ.
Министерство финансов РФ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами. Оно осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, организует разработку проекта "Закона о федеральном бюджете на текущий год", принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны, организует исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий по рациональному расходованию бюджетных средств в строгом соответствии с их целевым назначением.
Федеральная налоговая служба разрабатывает и проводит единую государственную налоговую политику, осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции страхового надзора Минфина РФ;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере;
Федеральное казначейство осуществляет и организует кассовое исполнение федерального бюджета, контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, регулирует отношения между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана.
Министерству экономического развития и торговли РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере деятельности бывших Министерства по антимонопольной политике, Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, Государственного таможенного комитета, Госкомстата, Росимущества и разработки баланса финансовых ресурсов страны. После реорганизации Минэкономразвитию подведом-ственны:
Федеральная таможенная служба,
Федеральное агентство по государственным резервам,
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Центральный банк РФ (Банк России) совместно с Федеральным казначейством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, контролирует деятельность кредитных организаций, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
В
субъектах РФ, их административно-
Управление
финансами на предприятиях осуществляют
финансовые отделы и службы. Правильная
организация управления финансами имеет
важное значение для их использования.
Финансовый
контроль: виды и методы
проведения
Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов, т.е. в конечном итоге, в финансовом контроле раскрывается сущность финансов.
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельность всех экономических субъектов: государства, учреждений, организаций.
Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Контролю подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др. Таким образом, финансовый контроль охватывает все сферы функционирования, как управляющей, так и управляемой финансовых подсистем и решает следующие задачи:
Виды финансового контроля можно классифицировать по различным признакам.
1. По времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля: