Финансы и кредит. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на основные вопросы.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

   Финансовый  механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:

  • директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование);
  • регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях).
 

    Управление  финансами 

      Управление  финансами – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой сложный процесс взаимодействия управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) подсистем.

      Объектом управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством.

      Субъектами  управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

      Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

      В управлении финансами выделяют несколько  функциональных элементов: планирование, прогнозирование, оперативное управление, контроль.

      Финансовое  прогнозирование предшествует планированию и заключается в оценке множества вариантов и в определении возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровне.

      Финансовое  планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, конкретные пути, а также методы, используемые для достижения выбранной цели.  Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация  базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

        Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

      Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

   Принципы  финансового управления это основные требования, предъявляемые государственным органам управления финансами, выполнение которых является обязательным при осуществлении ими деятельности по финансовому управлению. Эти требования  сводятся к следующему:

  • управленческая деятельность всегда зависима от конечной цели;
  • эта цель должна соответствовать интересам всех членов общества;
  • при реализации этой цели необходимо учитывать действие объективных экономических законов;
  • использование экономических законов должно осуществляться с учетом реальных экономических условий как внутри страны, так и за ее пределами.

   Главная цель финансового  управления – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

  • обеспечение макроэкономической сбалансированности;
  • снижение государственного долга;
  • достижение сбалансированного (возможно профицитного) бюджета;
  • обеспечение устойчивости национальной валюты.
 

Система государственных  органов управления финансами и их функции 

      Структура федеральных финансовых органов управления определяется указом Президента РФ. К органам государственного управления финансами  относят:

   1. Государственные органы власти, осуществляющие общее управление финансами:

  • Президента РФ (администрацию Президента);
  • Парламент РФ (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы);
  • Правительство РФ как единый центр управления финансами.

   2. Органы государственного управления  финансами министерского уровня:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба(ФНС России);
  • Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор);
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Федеральное казначейство;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ;
  • Банк России;
  • Счетная палата РФ.

   Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает принятые Парламентом РФ  законы, в т.ч. "О федеральном бюджете на текущий год", имеет право "вето" на все принятые законы.

   Парламент РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность в стране.

   Правительство РФ обеспечивает единство всех направлений  финансовой политики, рассматривает федеральный бюджет, координирует всю текущую деятельность финансовых исполнительных органов власти РФ.

   Министерство  финансов РФ является центральным органом  исполнительной власти, осуществляющим управление финансами. Оно осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, организует разработку проекта "Закона о федеральном бюджете на текущий год", принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны, организует исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий по рациональному расходованию бюджетных средств в строгом соответствии с их целевым назначением.

   Федеральная налоговая служба разрабатывает  и проводит единую государственную  налоговую политику, осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные  и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

   Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции страхового надзора Минфина РФ;

  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере;

      Федеральное казначейство осуществляет и организует кассовое исполнение федерального бюджета, контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, регулирует отношения между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана.

      Министерству  экономического развития и торговли РФ переданы функции по принятию нормативных  правовых актов в сфере деятельности бывших Министерства по антимонопольной политике, Федеральной службы  по финансовому оздоровлению и банкротству, Государственного таможенного комитета, Госкомстата, Росимущества  и разработки баланса финансовых ресурсов страны. После реорганизации Минэкономразвитию подведом-ственны:

Федеральная таможенная служба,

Федеральное агентство по государственным резервам,

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,

Федеральное агентство по управлению федеральным  имуществом.

      Центральный банк РФ (Банк России) совместно с Федеральным казначейством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, контролирует деятельность кредитных организаций, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

      Счетная палата РФ осуществляет парламентский  контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

   В субъектах РФ, их административно-территориальных  и муниципальных образованиях управление финансами осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

   Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования. 

Финансовый контроль: виды и методы проведения 

      Финансовый  контроль – это форма реализации контрольной функции финансов, т.е. в конечном итоге, в финансовом контроле раскрывается сущность финансов.

      Финансовый  контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельность всех экономических субъектов: государства, учреждений, организаций.

  Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Контролю подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др. Таким образом, финансовый контроль охватывает все сферы функционирования, как управляющей, так и управляемой финансовых подсистем и решает следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов целевого назначения;
  • соблюдение финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов целевого назначения;
  • проверка своевременности и точности финансового планирования;
  • выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов;
  • оценка эффективности и целесообразности финансово-хозяйственных операций;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • соблюдение финансовой дисциплины при осуществлении финансовых расчетов;
  • предупреждение бесхозяйственности и расточительности, выявление фактов злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Виды  финансового контроля можно классифицировать по различным признакам.

1. По времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль – производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов ;
  • текущий (оперативный) финансовый контроль – проводится ежедневно финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
  • последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств.

Информация о работе Финансы и кредит. Ответы