Финансы и кредит. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на основные вопросы.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

   Финансы учреждений и организаций  непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и  используется на осуществление основной цели  и  развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

   Финансы общественных объединений  и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются  на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (напр., политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и т.п.).

   Особое  место в составе финансовой системы  занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

   При внутреннем перераспределении доходов  хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

     Специфика страховых отношений  сводится к следующему:

  • нанесенный материальный ущерб распределяется между всеми участниками страхования;
  • распределение нанесенного ущерба носит замкнутый характер;
  • средства в страховой фонд мобилизуются на возвратной основе;
  • ущерб распределяется как между территориальными единицами, так и во времени.

     Финансы граждан формируют доходы и используют их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.

  Финансы граждан - отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств населения.

  К финансовым отношениям граждан относятся  их денежные отношения с различными контрагентами:

  • органами государственного управления по платежам различного рода;
  • органами налоговой службы при внесении налогов, сборов и других платежей;
  • органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка и других объектов, при уплате сборов, административных штрафов и взносов, при выплате арендной платы за земельные участки и участки лесного фонда и т.п.;
  • банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных срочных вкладах, участии в лотереях и т.п.;
  • страховыми обществами по всем видам страхования;
  • негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат;
  • финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых операций, залоговых операций, селенге, купле-продаже ценных бумаг, участии в розыгрышах и лотереях и т.п.;
  • хозяйствующими субъектами при выплате арендной платы за землю и другое имущество, при арендном и бригадном подрядах, долевом участии в совместной деятельности, купле-продаже ценных бумаг, участии в перераспределении прибыли, выплате заработной платы, паевых долей, дивидендов по акциям и т.п.;
  • другими гражданами при выплате арендной платы за земельные участки, квартиры и другое имущество, наследовании и дарении имущества, оплате труда на условиях трудового подряда, взятии в долг, купле-продаже недвижимости и транспортных средств и т.п.

  При этом происходит перераспределение  собственности между физическими  лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная деятельность, участие в залоге, франчайзинге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение личных потребностей человека. 

    Финансовая  политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики 

   Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.

   Основные  направления финансовой политики на текущий год и перспективу  определяются в ежегодных посланиях  Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после подписания его Президентом РФ.

   Деятельность  государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;
  • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.

   Современная финансовая политика включает в себя следующие  составные части:

  • налоговую политику,
  • бюджетную политику,
  • таможенную политику,
  • денежно-кредитную политику,
  • ценовую политику,
  • социальную политику,
  • инвестиционную политику.

   Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:

  • определение оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);
  • сокращение налогового бремени;
  • использование в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов;
  • создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики;
  • обеспечение простоты, открытости и эффективности налоговой системы.

   Фискальная  политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а  государство получает зачастую повышенный доход как собственник.

   Если  фискальная политика любого государства  во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений.

   Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям:

  • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению соотношения между доходными и расходными статьями;
  • определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если таковой предусмотрен бюджетной политикой;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней.

   Особое  место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:

  • эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;
  • политику стабилизации национальной валюты;
  • кредитную политику – определение условий функционирования ссудного капитала.

   Современная социальная политика не просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как:

  • согласование объемов финансовой помощи субъектам РФ с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных  слоев населения;
  • реализация пенсионной реформы;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат;
  • повышение заработной платы работников бюджетной сферы;
  • регулирование вынужденной миграции.

   Очень важной составляющей финансовой политики  в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:

  • повышение роли бюджета в развитии экономики РФ;
  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  • развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций.

   Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом.

   Финансовый  механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.

   Финансовый  механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:

  1. финансовые методы;
  2. финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);
  3. виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.

   К финансовым методам относятся:

  • методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);
  • методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);
  • методы финансового регулирования (рыночные и директивные).

   В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.

   Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:

  • правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;
  • нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;
  • информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности,  о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.

Информация о работе Финансы и кредит. Ответы