Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.
При
внутреннем перераспределении доходов
хозяйствующих субъектов и
Специфика страховых отношений сводится к следующему:
Финансы граждан формируют доходы и используют их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Финансы граждан - отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств населения.
К финансовым отношениям граждан относятся их денежные отношения с различными контрагентами:
При
этом происходит перераспределение
собственности между
Финансовая
политика государства.
Финансовый механизм
как инструмент реализации
финансовой политики
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.
Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после подписания его Президентом РФ.
Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:
Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:
Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:
Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает зачастую повышенный доход как собственник.
Если фискальная политика любого государства во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений.
Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям:
Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:
Современная социальная политика не просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как:
Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:
Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом.
Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.
Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:
К финансовым методам относятся:
В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.
Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются: