Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Государственные расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга.
Поскольку бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, существуют и их различные классификации. Все расходы государственного бюджета группируются по следующим признакам:
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
Для выполнения государством конкретных задач и функций из бюджета осуществляется финансирование затрат на:
Для финансирования всех перечисленных государственных расходов предусматривает конкретные формы предоставления бюджетных средств.
Функциональные
расходы в соответствии с бюджетной
классификацией могут осуществляться
как исключительно из федерального бюджета,
так и за счет средств федерального бюджета
совместно с нижестоящими бюджетами.
Межбюджетные
отношения в РФ:
пути их совершенствования
Являясь звеньями бюджетной системы страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Для обеспечения расходов территориальные бюджеты должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетам законодательством Российской Федерации.
К собственным доходам относятся:
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки, для сбалансирования территориальных бюджетов используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Однако дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, не способствуют развитию хозяйственной инициативы местных администраций.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Однако при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.
Бюджетные ссуды – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные компенсации – суммы, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.
Взаимные расчеты – средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы и случаях принятия вышестоящими органами власти решений, требующих дополнительных средств, и неучтенных при формировании бюджетов на текущий бюджетный год, путем предоставления бюджетных компенсаций или закрепления отдельных видов налогов.
В значительной степени этот вид доходов в последние годы заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник ставят бюджеты в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.
В настоящее время развитие межбюджетных отношений идет по пути разграничения полномочий и закрепления ответственности за органами государственного управления разных уровней. Достижение этой цели возможно за счет:
C целью реформирования межбюджетных отношений предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов.
Введено четкое распределение налогов на федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся:
К региональным налогам относятся:
К местным налогам относятся:
Другая часть местных налогов вводится по решению органа местного самоуправления: