Финансы и кредит. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на основные вопросы.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

   Государственные расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга.

   Поскольку бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, существуют и их различные классификации. Все расходы государственного бюджета группируются по следующим признакам:

  1. в соответствии с экономической классификацией расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие  и капитальные (т.е. группируются по экономическому содержанию - на инновационные и инвестиционные цели и на нужды текущего функционирования государства);
  2. в соответствии с функциональной классификацией бюджетные расходы всех уровней объединяются по своему назначению (т.е. выделяются расходы общегосударственного назначения, на оборону, общественный порядок и безопасность; расходы социального характера; расходы, связанные с экономической деятельностью государства; расходы по выполнению прочих государственных функций).
  3. в соответствии с  ведомственной классификацией расходов выделяют группы расходов по главным распорядителям средств федерального и регионального бюджетов (т.е. по каждому министерству, ведомству или иному государственному учреждению, получающему бюджетные ассигнования).

   Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

   Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

   Для выполнения государством конкретных задач  и функций из бюджета осуществляется финансирование затрат на:

  • государственное управление и местное самоуправление
  • судебную власть;
  • международную деятельность;
  • национальную оборону;
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетику и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • образование;
  • культуру, искусство;
  • средства массовой информации;
  • здравоохранение и физическую культуру;
  • социальную политику;
  • обслуживание и погашение государственного долга;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • финансовую помощь бюджетам других уровней;
  • утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
  • мобилизационную подготовку экономики; формирование целевых бюджетных фондов;
  • прочие расходы.

   Для финансирования всех перечисленных  государственных расходов предусматривает  конкретные формы предоставления бюджетных  средств.

   Функциональные расходы в соответствии с бюджетной классификацией могут осуществляться как исключительно из федерального бюджета, так и за счет средств федерального бюджета совместно с нижестоящими бюджетами.  

Межбюджетные  отношения в РФ: пути их совершенствования 

  Являясь звеньями бюджетной системы страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

  Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

  В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

  В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Для обеспечения расходов территориальные бюджеты должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

   Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетам законодательством Российской Федерации.

  К собственным доходам относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации;
  • неналоговые доходы, определенные нормативными актами.

  Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

    Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике и формуле.

 Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки, для сбалансирования территориальных бюджетов используются дотации, субвенции и субсидии.

   Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

  Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

   Субсидия —  это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

   Однако дотация, субвенция и  субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, не способствуют развитию хозяйственной инициативы местных администраций.

   Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Однако при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

   Бюджетные ссуды – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

   Бюджетные компенсации – суммы, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.

   Взаимные  расчеты – средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы и случаях принятия вышестоящими органами власти решений, требующих дополнительных средств, и неучтенных при формировании бюджетов на текущий бюджетный год, путем предоставления бюджетных компенсаций или закрепления отдельных видов налогов.

   В значительной степени этот вид доходов в последние годы заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник ставят бюджеты в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

В настоящее  время развитие межбюджетных отношений идет по пути разграничения полномочий и закрепления ответственности за органами государственного управления разных уровней. Достижение этой цели возможно за счет:

  • распределения доходов между звеньями бюджетной системы посредством закрепления собственных и использования регулирующих доходов;
  • бюджетного регулирования, т.е. при помощи распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий в случае недостатка доходного потенциала на соответствующей территории;
  • финансовой помощи в виде дотаций, трансфертов, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд;
  • взаимных расчетов и бюджетных компенсаций при нарушении сбалансированности бюджетов разных уровней в ходе их исполнения.

   C целью реформирования межбюджетных отношений предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов.

   Введено четкое распределение налогов на федеральные, региональные и местные.

   К федеральным налогам относятся:

  • НДС;
  • акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль организации;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог за пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • сбор за право пользования объектами живого мира и водными биологическими ресурсами;
  • федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

     К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     Другая часть местных налогов вводится по решению органа местного самоуправления:

  • налог с продаж;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование и дарение;
  • местные лицензионные сборы.

Информация о работе Финансы и кредит. Ответы