Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа
Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.
Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.
Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в CCI веке__________5
1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5
1.2.Принципы организации финансов вузов ______________________11
1.3.Казначейское обслуживание вузов___________________________13
Глава 2. Финансирование вузов в РФ ________________________________18
2.1.Планирование бюджетных источников финансирования _________18
2.2.Внебюджетные источники финансирования____________________25
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30
3.1.Финансирование вузов на основе государственных именных
именных финансовых обязательств________________________________30
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ_________33
Практическая работа. Вариант 4________________________________________38
Заключение _________________________________________________________45
Список использованной литературы и источников_________________________49
2. Доходы от прочей деятельности и иные поступления
2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):
2.2. Внереализационные доходы:
2.3. Иные поступления:
Итак,
в конкретном учебном заведении создание
эффективного механизма привлечения внебюджетных
средств начинается с определения набора
деятельности, выбора конкретной услуги
или продукции, исходя из характеристик
его потенциальных возможностей.
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов
3.1.Финансирование вузов на основе государственных именных
именных финансовых обязательств
В 2002-2004 гг. в России проводился эксперимент по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Для участия в эксперименте были привлечены подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации высшие учебные заведения, принимающие одновременно участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Проведение эксперимента предполагало апробацию нового порядка планирования и финансирования расходов, предусматривающего использование укрупненных бюджетных нормативов8 и рыночных элементов распределения бюджетных средств между вузами. Во-первых, в условиях эксперимента объем бюджетного финансирования вуза ставился в зависимость от выбора студентом как потребителем образовательных услуг того или иного вуза. Во-вторых, ГИФО по экономическому содержанию представляло собой норматив прямых затрат на обучение 1 студента в вузе. В-третьих, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно устанавливался размер ГИФО. В-четвертых, размер ГИФО дифференцировался по категориям в зависимости от результатов сдачи абитуриентов ЕГЭ. Использование государственных именных финансовых обязательств сохраняло систему бесплатного образования в рамках установленных законодательством норм и должно было способствовать усилению конкурентных начал в деятельности вузов [17, стр.53].
В сущности, в будущем ГИФО надо рассматривать как обязательство государства по финансированию получения среднего и высшего профессионального образования выпускниками средней школы в зависимости от результатов Единого государственного экзамена.
Утверждены следующие годовые величины ГИФО на 2003 год в соответствии с их категориями [10]:
1-я категория ГИФО - 12500 рублей,
2-я категория ГИФО - 7200 рублей,
3-я категория ГИФО - 3000 рублей,
4-я категория ГИФО - 2000 рублей,
5-я категория ГИФО - 700 рублей.
При переходе на систему ГИФО установлено (и это требование жестко соблюдается в эксперименте), что не менее 50% студентов, полученным на ЕГЭ, будут обучаться в вузе только за счет бюджетных средств, распределяемых на основе ГИФО. Эта доля обеспечивает выполнение нормы Закона "Об образовании", согласно которой в России 170 чел. на 10 000 населения должны учиться в государственных вузах на бюджетной основе. При переходе на систему ГИФО вузы будут сами устанавливать цену (стоимость) обучения по каждой специальности и направлению подготовки, а также требования по профильным предметам.
Например, вуз объявляет, что на его физическом факультете стоимость обучения составит 20 тыс. руб. в год, а предъявляемые требования к сдаче профильных предметов следующие:
по математике - не ниже 80 баллов;
по физике - не ниже 85 баллов;
по химии - не ниже 70 баллов.
Или требования могут звучать и так: зачисляются все, имеющие оценки по физике не ниже 70 баллов и категорию ГИФО не ниже 3-й. Выпускники школ, сдавшие ЕГЭ и получившие свидетельства с оценками и ГИФО, направляют свои заявления в те вузы, где они хотят обучаться, зная заранее предъявляемые требования и цену (стоимость) обучения, соответственно зная, сколько им придется доплачивать, если они не попадут в число тех, которые будут обучаться только за ГИФО. Если они попадают в число обучающихся только за ГИФО или их устраивает размер доплаты, то они подтверждают свое обучение в данном вузе. Если же, скажем, абитуриент не попал в число лучших, а размер доплаты для него велик, он дает согласие на обучение в вузе, где стоимость обучения ниже.
Например, абитуриент имеет ГИФО 2-й категории (7,2 тыс. руб.). Он посылает свои документы в вуз, где стоимость обучения равна 20 тыс. руб. (доплата 12,8 тыс. руб.), и в вуз, установивший цену в 15 тыс. руб. (доплата 7,8 тыс. руб.). В первом случае он не попал в число лиц, обучающихся только за ГИФО, а доплата в 12,8 тыс. руб. ему не по силам, а во втором случае он вошел в число лучших и не должен ничего доплачивать. Соответственно, он выбирает второй вуз.
Другая ситуация: абитуриент имеет ГИФО 3-й категории (3 тыс. руб.) и рассылает свои документы в три вуза, объявившие следующие цены:
1) 18 тыс. руб. (соответственно доплачивать каждый год надо 15 тыс. руб.);
2) 13 тыс. руб. (доплата 10 тыс. руб.);
3) 11 тыс. руб. (доплата 8 тыс. руб.).
В первых двух вузах абитуриент не проходит по рейтингу на места, где обучение ведется только за ГИФО, а в третьем вузе - проходит. Он решает, что доплачивать каждый год 15 тыс. руб. его семье будет трудно, а 10 тыс. руб. - вполне приемлемо. И, хотя в третьем вузе он может учиться бесплатно, тем не менее он выбирает второй вуз, считая, что получит более качественное образование и шанс устроиться на более перспективную работу, что в конечном итоге позволит ему компенсировать в будущем затраты на обучение.
Еще раз подчеркнем, что финансированием по ГИФО не исчерпывается все бюджетное финансирование вузов. Они также будут получать бюджетные средства на инвестиционные программы (в том числе на обновление учебного и лабораторного оборудования, на информатизацию учебного процесса, на пополнение библиотек), на выплату академических и социальных стипендий, на научные исследования, капитальный ремонт и оплату коммунальных услуг.
Особый вопрос вызывает положение о том, что величина ГИФО зависит от результатов сдачи ЕГЭ и не зависит от последующего обучения студента в вузе. Это сделано для того, чтобы предотвратить «некорректное» поведение вузов и снизить неопределенность в системе: студент знает, что в этом вузе ему не надо доплачивать, и выбирает именно его. Если же правила будут меняться в процессе «игры», то абитуриенту очень трудно будет сделать рациональный выбор. Несомненно, это может привести к «плохому» поведению некоторых студентов, получивших ГИФО высоких категорий, когда они станут стричь купоны, не обременяя себя упорной учебой. Но эта проблема существует и в настоящее время. Студент-бюджетник, сдавший сессию на одни тройки, не платит за свое обучение, а студент, обучающийся за плату и получающий высокие оценки, часто не может перейти на бюджетное место или даже получить скидку по оплате обучения (это зависит от политики вуза).
В
целом, как мы видим, переход на систему
ГИФО позволит повысить и качество
обучения за счет развития конкуренции
между вузами, и территориальную
и социальную мобильность молодежи,
а также, в конечном итоге, снизить
нагрузку на бюджеты многих семей
по оплате обучения их детей в вузах
[22].
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ
Высшее
образование – это залог
Выхода из этой ситуации два:
- вас обеспечивают родители, друзья, спонсоры,
- вы обеспечиваете себя сами.
Верить
в бесплатное образование в России
уже бессмысленно. Бюджетные места
в государственных вузах
Образовательный
кредит – это особый банковский кредит,
который позволяет студенту учиться в
вузе. Если исходить из теории, то образовательный
кредит призван сделать доступным высшее
образование. А на практике – это долги,
которые придется выплачивать, и пока
вы учитесь, и уже когда закончите.
Образовательный
кредит подкреплен законодательными нормами.
По закону (в настоящее время законодательство
об образовательных кредитах состоит
из Гражданского кодекса, Закона РФ «Об
образовании», Федерального закона «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании») образовательный кредит
должен предоставляться в рублях, сумма
переводится на счет вуза, а не выдается
на руки. А еще есть такой не очень приятный
момент: по ст. 5 Законопроекта размер основного
образовательного кредита определяется
договором, но в расчете на один учебный
год на одного заемщика не может превышать
величину, устанавливаемую Правительством
РФ. Т.е. он не может превышать величину
прожиточного минимума.
Образовательный кредит в России – вещь достаточно новая. Так сказать, еще не объезженная. Поэтому и банков не так много, которые предоставляют эти кредиты (около10 по России: Банк С Женераль Восток, Меткомбанк, Русский банк развития, Сбербанк России, РоссельхозБанк, Международный инвестиционный банк, банк «Образование»), и условия во многих – не студенческие. Многие банки не готовы идти на риск – кредит студенту. Потому что не понятно, кто потом будет его выплачивать. Ведь нельзя же быть уверенным, что студент закончит вуз, что он сразу после окончания вуза найдет достойную работу и проч., и проч. Но, несмотря на осторожное отношение банков к образовательным кредитам, они все равно есть и даже весьма разнообразны в нашей стране. Их «разность» зависит от того, в какой банк вы обратитесь. Например, в одних – основной упор будет делаться на московскую прописку, в других – на поручителей, в третьих – на наличие трудовой книжки, заверенной у работодателя, и чтобы с отметкой – уже год вы там работаете!
- Российский Сельскохозяйственный банк предоставляет в упрощенной форме кредиты лишь студентам сельскохозяйственных вузов. Для этого им нужно предоставить только паспорт, удостоверение, что вы действительно студент с/х вуза. И получается это в таком размере: если вы берете 300 тыс.р. на 5 лет, то ежемесячно вам придется платить где-то 7-8 тыс.р.
- Русский Банк Развития предоставляет образовательный кредит только на год или полгода. Причем кредит этот может получить лишь студент государственного вуза. И выходит это 7 тыс.р. в мес., если берете сумму в 70тыс р. на год. А еще банк, поощряя отличников, предоставляет скидки тем, у кого в зачетке одни пятерки! Схожи банки в немногом, а именно: возраст заемщика более 18 лет, процентная ставка 10-20% , огромное нежелание давать отсрочки платежей на время учебы.
В ведущих вузах есть программа «Кредо» (Таблица 5) - кредит действительно для студентов. Отсрочка выплат и кредита, и процентов; удобное оформление; 10% годовых; не нужно ни поручителей, ни залога (во многих банках неработающего студента не воспринимают как заемщика, а если и воспринимают, то требуют залог (дом, машина, дача и т.п.). Но вот нюанс – в банке «Союз» (кредитор программы Кредо) образовательные кредиты не выдают на неопределенное время по причинам кризиса.
Так
что, получается, что образовательный
кредит в нашей стране без проблем и препятствий
могут позволить себе лишь работающие
люди. А вот студентам без трудовой книжки
может быть интересна идея коммерческих
вузов.
Таблица 5
Условия образовательного кредитования по программе «Кредо»
Условия кредитования | Программа «Кредо» |
Процентная ставка | 10 % годовых |
Сумма | До 25 тыс. долл. США |
Срок | 10 лет |
Обеспечение, гарантии | Без залога и поручительства |
Погашение | Через 5 лет после подписания договора ежемесячными выплатами, т.е. оплата возможна после окончания вуза |
Продолжение таблицы 5 | |
Льготный срок (период) | На 5 лет предоставляется отсрочка погашения основного долга и выплаты процентов |
Ответственность заемщика | Неустойка за просрочку возврата кредита или процентов |
Общие выплаты | 38 тыс. долл.США |