Финансы бюджетных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.
Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в CCI веке__________5
1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5
1.2.Принципы организации финансов вузов ______________________11
1.3.Казначейское обслуживание вузов___________________________13
Глава 2. Финансирование вузов в РФ ________________________________18
2.1.Планирование бюджетных источников финансирования _________18
2.2.Внебюджетные источники финансирования____________________25
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30
3.1.Финансирование вузов на основе государственных именных
именных финансовых обязательств________________________________30
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ_________33
Практическая работа. Вариант 4________________________________________38
Заключение _________________________________________________________45
Список использованной литературы и источников_________________________49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 297.81 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая «Финансы бюджетных организаций» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение ________________________________________________________3

Глава 1. Особенности финансов высшего  образования в CCI веке__________5

     1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5

     1.2.Принципы  организации финансов вузов ______________________11

     1.3.Казначейское  обслуживание вузов___________________________13

Глава 2. Финансирование вузов в РФ ________________________________18

      2.1.Планирование  бюджетных источников финансирования _________18

      2.2.Внебюджетные  источники финансирования____________________25

Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30

           3.1.Финансирование вузов на основе  государственных именных             

           именных финансовых обязательств________________________________30

      3.2. Система государственного образовательного  кредита в РФ_________33

Практическая  работа. Вариант 4________________________________________38

Заключение _________________________________________________________45

Список использованной литературы и источников_________________________49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государственная политика в сфере финансового  обеспечения учреждений высшего  профессионального образования  должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.

     Расширение  источников финансирования вузов требует  использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.

     Одной из основных причин реформирования бюджетных  отношений в Российской Федерации  является изменение типа экономической  системы, поскольку бюджетный механизм должен соответствовать требованиям  формирующейся рыночной экономики. Вместе с тем, даже без таких кардинальных изменений в обществе государства периодически прибегают к частичному бюджетному реформированию с целью повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Но при этом обращает на себя внимание отсутствие единой четкой и последовательной концепции бюджетной реформы в Российской Федерации, что приводит к непоследовательности и фрагментарности процесса реформирования, снижает его эффективность. Характерным для бюджетных преобразований является противоречивость и непоследовательность при решении многих вопросов. Так, например, при распределении бюджетных средств Россия прошла через ряд крайностей – от децентрализации к высокой степени централизации; при этом высшие учебные заведения, функционирующие в организационно-правовой форме бюджетных учреждений, пережили период и почти полной финансово-бюджетной самостоятельности, и период чрезмерной подконтрольности и зарегламентированности.

     В настоящее время реформа бюджетного процесса и модернизация системы  высшего профессионального образования идут параллельно. Необходимость реформирования механизма бюджетного финансирования вузов (форм, методов и условий предоставления бюджетных средств) в Российской Федерации также обусловлена невозможностью – в связи с ограниченностью средств консолидированного бюджета страны – в полном объеме финансировать расходы на содержание существующей сети бюджетных учреждений в сфере высшего профессионального образования, отсутствием связи между объемами выделяемых главным распорядителям, распорядителям, получателям бюджетных средств по подразделу «Высшее профессиональное образование» функциональной классификации расходов и итоговыми результатами от использования этих ресурсов.

     Актуальность  темы курсовой работы.  По социальной значимости образование играет особую роль среди отраслей  сферы услуг. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Лишь опережающее развитие образования способно вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации. Особое место в системе образования имеет высшая профессиональная школа, которая осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов, тем самым помогая обеспечивать научно-технический и социально-экономический прогресс, стабильное развитие государства и его безопасность.

     Предметом  курсовой работы является  совокупность экономических отношений по поводу финансирования  государственных вузов в условиях рыночной экономики.

     Объектом  исследования в курсовой работе являются  бюджеты   и источники финансирования государственных   вузов    Российской Федерации.

     Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области финансов образования, научная литература по проблемам финансирования высшей школы,   информационной базой исследования  - законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к современному этапу развития и финансового обеспечения высшего профессионального образования.

      Глава 1. Особенности финансов высшего образования  в CCI веке 

     1.1.Типы  высших учебных  заведений

     Неотъемлемым  элементом системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступает образовательные программы, конкретизирующие суть образования определённого уровня и направленности. По содержанию они встречаются – общеобразовательные и профессиональные. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе с получением диплома о незаконченном высшем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузовское (аспирантура, докторантура) образовании [15, стр.4].

     Образовательные программы с учётом потребностей и возможностей личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной формах. Усвоение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

     Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных  организаций, объединений). Государственный  статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых  им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образовательных  учреждениях, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь примерно.

     В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых  образовательных программ в Российской Федерации устанавливаются следующие  типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.

     Учреждения  высшего профессионального образования  призваны обеспечить потребности личности в приобретении высшего образования  и квалификации в избранной области  профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие  виды: университет – высшее учебное  заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и  культуры путём проведения фундаментальных  научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского  дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений  науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и  переподготовку руководящих специалистов определённой отрасли (преимущественно  одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное  высшее учебное заведение или  структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и  культуры.

Данные  по высшим учебным заведениям приведены в Таблице 1и 2[16].

Таблица 1

Образовательные учреждения высшего профессионального  образования  
(на начало учебного года)
 

Годы Число 
образовательных  
учреждений
В них 
студентов  - всего, тыс.человек
в том  числе обучавшихся на отделениях На 10 000 человек  
населения приходилось студентов
очных очно-заочных  
(вечерних)
заочных экстернат
  Все образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования
1914 72 86,5 86,5 - - - 10
1917 150 149 149 - - - 16
1927(на 15 декабря) 90 114,2 114,2 - - -
1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43
1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77
1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124
1970/71 457 2671,7 1296,5 389,8 985,4 - 204
Продолжение Таблицы 1
1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219
1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190
1995/96 762 2790,7 1752,6 174,8 855,8 7,5 188
2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324
2002/03 1039 5947,5 3104,0 346,0 2399,9 97,6 410
2003/04 1044 6455,7 3276,6 351,3 2703,7 124,1 448
2004/05 1071 6884,2 3433,5 361,8 2942,5 146,4 480
2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 495
2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6 514
2007/08 1108 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2 525
2008/09 1134 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5 529
2009/10 1114 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9 523
  Государственные и муниципальные  образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования
1914 72 86,5 86,5 - - - 10
1917 150 149 149 - - - 16
1927 (на 15 декабря) 90 114,2 114,2 - - -
1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43
1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77
1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124
1970/71 457 2671,7 1296,5 389,8 985,4 - 204
1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219
1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190
1995/96 569 2655,2 1699,9 160,6 794,6 0,1 179
2000/01 607 4270,8 2441,9 258,6 1518,8 51,5 292
2002/03 655 5228,7 2861,6 298,8 1973,4 94,9 361
2003/04 652 5596,2 3009,9 301,8 2164,9 119,6 388
2004/05 662 5860,1 3143,6 300,3 2279,4 136,8 408
2005/06 655 5985,3 3195,2 299,9 2348,3 141,9 419
2006/07 660 6133,1 3251,2 291,3 2443,2 147,4 431
2007/08 658 6208,4 3240,7 280,4 2532,4 154,8 437
2008/09 660 6214,8 3152,8 269,4 2636,9 155,7 438
2009/10 662 6135,6 3017,4 253,1 2710,3 154,8 432
Продолжение Таблицы 1
  Негосударственные образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования
1995/96 193 135,5 52,7 14,2 61,2 7,4 9
2000/01 358 470,6 183,3 43,6 243,0 0,7 32
2002/03 384 718,8 242,4 47,2 426,5 2,7 50
2003/04 392 859,5 266,7 49,5 538,8 4,5 60
2004/05 409 1024,1 289,9 61,5 663,1 9,6 71
2005/06 413 1079,3 312,8 71,3 683,7 11,5 76
2006/07 430 1176,8 330,9 81,0 752,7 12,2 83
2007/08 450 1252,9 330,6 72,4 835,5 14,4 88
2008/09 474 1298,3 304,4 74,3 903,9 15,7 91
2009/10 452 1283,3 262,6 70,5 928,9 21,2 90

На начало 2009/10 учебного года по системе целевой  контрактной подготовки обучалось 344,7 тыс. студентов государственных  и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Таблица 2

 Численность студентов высшего профессионального образования [16] 
(на начало учебного года)

  1970/71 1980/81 1990/91 1995/96 2000/01 2004/05
Все

ОУ

ВПО 

в том  числе Все

ОУ

ВПО

в том  числе Все  ОУ

ВПО

в том  числе
ГОУ

и

МОУ   

НОУ 
ГОУ

и

МОУ   

НОУ 
ГОУ

и

МОУ   

НОУ 
Российская  Федерация 2671,7 3045,8 2824,5 2790,7 2655,2 135,5 4741,4 4270,8 470,6 6884,2 5860,1 1024,1
Центральный  
федеральный округ
956,9 1034,9 921,3 901,4 830,3 71,1  
1489,9
1272,3 217,6  
2191,1
 
1634,1
 
557,0
Белгородская  область 6,2 12,0 18,7 22,2 22,2 - 45,7 37,2 8,5 64,4 58,4 6,0
Брянская  область 14,2 16,9 17,1 15,7 15,7 - 27,0 25,7 1,3 43,0 41,5 1,5
Владимирская  область 12,0 17,8 15,7 16,2 15,8 0,4 28,7 25,7 3,0 47,4 41,5 5,9
Воронежская область 56,6 60,0 55,2 50,9 50,4 0,5 76,6 73,7 2,9 115,9 105,1 10,8
Ивановская  область 24,3 29,9 29,5 25,1 25,0 0,1 39,9 39,5 0,4 52,6 51,6 1,0
Продолжение Таблицы 2
Калужская область 6,2 8,9 11,3 11,2 11,0 0,2 15,8 13,4 2,4 32,1 27,5 4,6
Костромская область 13,1 13,3 12,5 11,9 11,9 - 16,6 16,4 0,2 20,4 19,4 1,0
Курская область 16,5 20,7 20,5 21,0 20,8 0,2 31,7 25,1 6,6 52,7 39,4 13,3
Липецкая  область 7,7 11,3 12,6 12,8 12,8 - 21,2 20,8 0,4 31,1 30,0 1,1
Московская  область 68,5 79,9 73,7 79,8 69,1 10,7 132,9 113,3 19,6 143,8 121,6 22,2
Орловская область 8,3 9,9 11,6 17,9 17,9 - 32,0 30,9 1,1 43,1 41,3 1,8
Рязанская область 18,8 20,4 18,7 16,6 16,6 - 26,0 23,4 2,6 44,1 38,5 5,6
Смоленская  область 14,2 15,4 13,6 12,8 11,9 0,9 18,2 15,5 2,7 32,0 27,9 4,1
Тамбовская  область 15,7 16,5 16,9 18,1 18,1 - 25,0 25,0 - 35,0 34,9 0,1
Тверская  область 17,5 24,0 21,6 18,8 18,8 - 27,0 24,9 2,1 39,4 36,0 3,4
Тульская  область 23,5 23,3 21,5 19,0 19,0 - 24,2 24,0 0,2 41,3 40,8 0,5
Ярославская область 16,5 22,7 21,9 22,9 22,5 0,4 31,8 29,1 2,7 46,4 41,7 4,7
г. Москва 617,1 632,0 528,7 508,5 450,8 57,7 869,6 708,7 160,9 1306,5 836,9 469,6
Северо-Западный  
федеральный округ
348,7 376,1 339,7 317,4 303,7 13,7  
534,9
481,9 53,0  
713,0
 
613,5
 
99,5
Республика  Карелия 10,1 10,2 10,0 10,4 10,4 - 17,1 16,9 0,2 21,9 20,9 1,0
Республика  Коми 7,9 12,6 10,6 12,9 12,9 - 19,5 18,1 1,4 35,4 30,4 5,0
Архангельская область 14,0 15,1 14,5 16,8 16,0 0,8 32,3 30,0 2,3 46,8 43,2 3,6
в том  числе Ненецкий автономный  
округ
- - - - - - 0,2 0,2 - 0,2 0,2 -
Вологодская область 12,7 18,7 16,3 18,9 18,9 - 31,6 30,2 1,4 42,7 41,7 1,0
Калининградская область 14,4 15,5 15,8 12,4 12,4 0,02 21,1 19,8 1,3 30,2 25,4 4,8
Ленинградская область - - - - - - 5,0 4,9 0,1 16,7 16,0 0,7
Мурманская  обл 5,1 6,3 6,4 8,6 8,2 0,4 18,2 14,8 3,4 32,6 27,5 5,1
Продолжение Таблицы 2
Новгородская  область 4,4 6,8 8,9 10,4 10,3 0,1 19,2 18,8 0,4 22,8 22,3 0,5
Псковская область 7,7 10,6 9,7 9,2 9,0 0,2 14,2 12,8 1,4 20,5 18,3 2,2
г. Санкт-Петербург 272,4 280,3 247,5 217,8 205,6 12,2 356,7 315,6 41,1 443,4 367,8 75,6
Южный  
федеральный округ
279,1 326 307,1 347,7 317,4 30,3 585,0 513,2 71,8 887,4  
767,3
120,1
Республика  Адыгея 3,6 4,0 5,3 7,4 7,4 - 17,9 17,2 0,7 20,0 19,4 0,6
Республика  Дагестан 20,4 26,2 28,0 36,4 30,9 5,5 68,8 60,4 8,4 105,5 92,6 12,9
Республика  Ингушетия }   12,8 12,2 16,5 0,9 0,9 - 6,3 4,6 1,7 9,4 7,3 2,1
Чеченская Республика       13,2 13,2 - 18,6 18,6 - 23,5 23,5 -
Кабардино-Балкарская Республика 9,0 8,9 12,2 13,6 13,6 - 19,5 19,2 0,3 28,5 24,5 4,0
Республика  Калмыкия 2,5 4,4 5,0 5,5 5,5 - 7,9 6,9 1,0 10,0 9,0 1,0
Карачаево-Черкесская Республика 2,1 3,4 4,1 6,9 6,9 - 10,5 9,7 0,8 16,2 14,8 1,4
Республика  Северная Осетия - Алания 19,8 19,2 18,8 19,0 19,0 - 24,3 22,5 1,8 32,2 28,5 3,7
Краснодарский край 43,9 51,6 46,0 63,2 49,3 13,9 97,9 77,2 20,7 170,4 125,0 45,4
                         
Ставропольский  край 23,3 34,1 30,0 37,0 29,4 7,6 75,6 54,3 21,3 130,5 107,0 23,5
Астраханская  область 12,5 14,2 12,6 13,5 13,2 0,3 23,0 21,2 1,8 36,8 34,2 2,6
Волгоградская область 35,0 40,5 39,0 41,4 41,2 0,2 64,3 62,1 2,2 100,0 94,3 5,7
Ростовская  область 94,2 107,3 89,6 89,7 86,9 2,8 150,4 139,3 11,1 204,2 187,2 17,0

Информация о работе Финансы бюджетных организаций