Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа
Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.
Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.
Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в CCI веке__________5
1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5
1.2.Принципы организации финансов вузов ______________________11
1.3.Казначейское обслуживание вузов___________________________13
Глава 2. Финансирование вузов в РФ ________________________________18
2.1.Планирование бюджетных источников финансирования _________18
2.2.Внебюджетные источники финансирования____________________25
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30
3.1.Финансирование вузов на основе государственных именных
именных финансовых обязательств________________________________30
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ_________33
Практическая работа. Вариант 4________________________________________38
Заключение _________________________________________________________45
Список использованной литературы и источников_________________________49
Курсовая
«Финансы бюджетных организаций»
Содержание
Введение
______________________________
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в CCI веке__________5
1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5
1.2.Принципы
организации финансов вузов ___
1.3.Казначейское
обслуживание вузов____________
Глава
2. Финансирование вузов в РФ ______________________________
2.1.Планирование
бюджетных источников
2.2.Внебюджетные
источники финансирования______
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30
3.1.Финансирование вузов на
именных финансовых
3.2.
Система государственного
Практическая
работа. Вариант 4_____________________________
Заключение ______________________________
Список использованной
литературы и источников__________________
Введение
Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.
Расширение
источников финансирования вузов требует
использования различных
Одной из основных причин реформирования бюджетных отношений в Российской Федерации является изменение типа экономической системы, поскольку бюджетный механизм должен соответствовать требованиям формирующейся рыночной экономики. Вместе с тем, даже без таких кардинальных изменений в обществе государства периодически прибегают к частичному бюджетному реформированию с целью повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Но при этом обращает на себя внимание отсутствие единой четкой и последовательной концепции бюджетной реформы в Российской Федерации, что приводит к непоследовательности и фрагментарности процесса реформирования, снижает его эффективность. Характерным для бюджетных преобразований является противоречивость и непоследовательность при решении многих вопросов. Так, например, при распределении бюджетных средств Россия прошла через ряд крайностей – от децентрализации к высокой степени централизации; при этом высшие учебные заведения, функционирующие в организационно-правовой форме бюджетных учреждений, пережили период и почти полной финансово-бюджетной самостоятельности, и период чрезмерной подконтрольности и зарегламентированности.
В
настоящее время реформа
Актуальность темы курсовой работы. По социальной значимости образование играет особую роль среди отраслей сферы услуг. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Лишь опережающее развитие образования способно вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации. Особое место в системе образования имеет высшая профессиональная школа, которая осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов, тем самым помогая обеспечивать научно-технический и социально-экономический прогресс, стабильное развитие государства и его безопасность.
Предметом курсовой работы является совокупность экономических отношений по поводу финансирования государственных вузов в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования в курсовой работе являются бюджеты и источники финансирования государственных вузов Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области финансов образования, научная литература по проблемам финансирования высшей школы, информационной базой исследования - законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к современному этапу развития и финансового обеспечения высшего профессионального образования.
Глава
1. Особенности финансов
высшего образования
в CCI
веке
1.1.Типы высших учебных заведений
Неотъемлемым элементом системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступает образовательные программы, конкретизирующие суть образования определённого уровня и направленности. По содержанию они встречаются – общеобразовательные и профессиональные. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе с получением диплома о незаконченном высшем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузовское (аспирантура, докторантура) образовании [15, стр.4].
Образовательные программы с учётом потребностей и возможностей личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной формах. Усвоение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Образовательные
учреждения различаются по организационно-правовым
формам. Они могут быть государственными,
муниципальными, негосударственными (частными
учреждениями общественных и религиозных
организаций, объединений). Государственный
статус образовательного учреждения определяется
уровнем и направленностью
В
зависимости от характера деятельности,
уровня и спектра реализуемых
образовательных программ в Российской
Федерации устанавливаются
Учреждения
высшего профессионального
Данные по высшим учебным заведениям приведены в Таблице 1и 2[16].
Таблица 1
Образовательные
учреждения высшего профессионального
образования
(на начало учебного года)
Годы | Число образовательных учреждений |
В них студентов - всего, тыс.человек |
в том числе обучавшихся на отделениях | На 10 000 человек населения приходилось студентов | |||
очных | очно-заочных (вечерних) |
заочных | экстернат | ||||
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
1914 | 72 | 86,5 | 86,5 | - | - | - | 10 |
1917 | 150 | 149 | 149 | - | - | - | 16 |
1927(на 15 декабря) | 90 | 114,2 | 114,2 | - | - | - | … |
1940/41 | 481 | 478,1 | 335,1 | 15 | 128 | - | 43 |
1950/51 | 516 | 796,7 | 502,6 | 17 | 277,1 | - | 77 |
1960/61 | 430 | 1496,7 | 699,2 | 167,6 | 629,9 | - | 124 |
1970/71 | 457 | 2671,7 | 1296,5 | 389,8 | 985,4 | - | 204 |
Продолжение Таблицы 1 | |||||||
1980/81 | 494 | 3045,7 | 1685,6 | 401 | 959,1 | - | 219 |
1990/91 | 514 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | 190 |
1995/96 | 762 | 2790,7 | 1752,6 | 174,8 | 855,8 | 7,5 | 188 |
2000/01 | 965 | 4741,4 | 2625,2 | 302,2 | 1761,8 | 52,2 | 324 |
2002/03 | 1039 | 5947,5 | 3104,0 | 346,0 | 2399,9 | 97,6 | 410 |
2003/04 | 1044 | 6455,7 | 3276,6 | 351,3 | 2703,7 | 124,1 | 448 |
2004/05 | 1071 | 6884,2 | 3433,5 | 361,8 | 2942,5 | 146,4 | 480 |
2005/06 | 1068 | 7064,6 | 3508,0 | 371,2 | 3032,0 | 153,4 | 495 |
2006/07 | 1090 | 7309,8 | 3582,1 | 372,3 | 3195,9 | 159,6 | 514 |
2007/08 | 1108 | 7461,3 | 3571,3 | 352,9 | 3367,9 | 169,2 | 525 |
2008/09 | 1134 | 7513,1 | 3457,2 | 343,7 | 3540,7 | 171,5 | 529 |
2009/10 | 1114 | 7418,8 | 3280,0 | 323,6 | 3639,2 | 175,9 | 523 |
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
1914 | 72 | 86,5 | 86,5 | - | - | - | 10 |
1917 | 150 | 149 | 149 | - | - | - | 16 |
1927 (на 15 декабря) | 90 | 114,2 | 114,2 | - | - | - | … |
1940/41 | 481 | 478,1 | 335,1 | 15 | 128 | - | 43 |
1950/51 | 516 | 796,7 | 502,6 | 17 | 277,1 | - | 77 |
1960/61 | 430 | 1496,7 | 699,2 | 167,6 | 629,9 | - | 124 |
1970/71 | 457 | 2671,7 | 1296,5 | 389,8 | 985,4 | - | 204 |
1980/81 | 494 | 3045,7 | 1685,6 | 401 | 959,1 | - | 219 |
1990/91 | 514 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | 190 |
1995/96 | 569 | 2655,2 | 1699,9 | 160,6 | 794,6 | 0,1 | 179 |
2000/01 | 607 | 4270,8 | 2441,9 | 258,6 | 1518,8 | 51,5 | 292 |
2002/03 | 655 | 5228,7 | 2861,6 | 298,8 | 1973,4 | 94,9 | 361 |
2003/04 | 652 | 5596,2 | 3009,9 | 301,8 | 2164,9 | 119,6 | 388 |
2004/05 | 662 | 5860,1 | 3143,6 | 300,3 | 2279,4 | 136,8 | 408 |
2005/06 | 655 | 5985,3 | 3195,2 | 299,9 | 2348,3 | 141,9 | 419 |
2006/07 | 660 | 6133,1 | 3251,2 | 291,3 | 2443,2 | 147,4 | 431 |
2007/08 | 658 | 6208,4 | 3240,7 | 280,4 | 2532,4 | 154,8 | 437 |
2008/09 | 660 | 6214,8 | 3152,8 | 269,4 | 2636,9 | 155,7 | 438 |
2009/10 | 662 | 6135,6 | 3017,4 | 253,1 | 2710,3 | 154,8 | 432 |
Продолжение Таблицы 1 | |||||||
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
1995/96 | 193 | 135,5 | 52,7 | 14,2 | 61,2 | 7,4 | 9 |
2000/01 | 358 | 470,6 | 183,3 | 43,6 | 243,0 | 0,7 | 32 |
2002/03 | 384 | 718,8 | 242,4 | 47,2 | 426,5 | 2,7 | 50 |
2003/04 | 392 | 859,5 | 266,7 | 49,5 | 538,8 | 4,5 | 60 |
2004/05 | 409 | 1024,1 | 289,9 | 61,5 | 663,1 | 9,6 | 71 |
2005/06 | 413 | 1079,3 | 312,8 | 71,3 | 683,7 | 11,5 | 76 |
2006/07 | 430 | 1176,8 | 330,9 | 81,0 | 752,7 | 12,2 | 83 |
2007/08 | 450 | 1252,9 | 330,6 | 72,4 | 835,5 | 14,4 | 88 |
2008/09 | 474 | 1298,3 | 304,4 | 74,3 | 903,9 | 15,7 | 91 |
2009/10 | 452 | 1283,3 | 262,6 | 70,5 | 928,9 | 21,2 | 90 |
На начало
2009/10 учебного года по системе целевой
контрактной подготовки обучалось
344,7 тыс. студентов государственных
и муниципальных
Таблица 2
Численность студентов
высшего профессионального образования
[16]
(на начало учебного года)
1970/71 | 1980/81 | 1990/91 | 1995/96 | 2000/01 | 2004/05 | |||||||
Все
ОУ ВПО |
в том числе | Все
ОУ ВПО |
в том числе | Все ОУ
ВПО |
в том числе | |||||||
ГОУ
и МОУ |
НОУ |
ГОУ
и МОУ |
НОУ |
ГОУ
и МОУ |
НОУ | |||||||
Российская Федерация | 2671,7 | 3045,8 | 2824,5 | 2790,7 | 2655,2 | 135,5 | 4741,4 | 4270,8 | 470,6 | 6884,2 | 5860,1 | 1024,1 |
Центральный
федеральный округ |
956,9 | 1034,9 | 921,3 | 901,4 | 830,3 | 71,1 | 1489,9 |
1272,3 | 217,6 | 2191,1 |
1634,1 |
557,0 |
Белгородская область | 6,2 | 12,0 | 18,7 | 22,2 | 22,2 | - | 45,7 | 37,2 | 8,5 | 64,4 | 58,4 | 6,0 |
Брянская область | 14,2 | 16,9 | 17,1 | 15,7 | 15,7 | - | 27,0 | 25,7 | 1,3 | 43,0 | 41,5 | 1,5 |
Владимирская область | 12,0 | 17,8 | 15,7 | 16,2 | 15,8 | 0,4 | 28,7 | 25,7 | 3,0 | 47,4 | 41,5 | 5,9 |
Воронежская область | 56,6 | 60,0 | 55,2 | 50,9 | 50,4 | 0,5 | 76,6 | 73,7 | 2,9 | 115,9 | 105,1 | 10,8 |
Ивановская область | 24,3 | 29,9 | 29,5 | 25,1 | 25,0 | 0,1 | 39,9 | 39,5 | 0,4 | 52,6 | 51,6 | 1,0 |
Продолжение Таблицы 2 | ||||||||||||
Калужская область | 6,2 | 8,9 | 11,3 | 11,2 | 11,0 | 0,2 | 15,8 | 13,4 | 2,4 | 32,1 | 27,5 | 4,6 |
Костромская область | 13,1 | 13,3 | 12,5 | 11,9 | 11,9 | - | 16,6 | 16,4 | 0,2 | 20,4 | 19,4 | 1,0 |
Курская область | 16,5 | 20,7 | 20,5 | 21,0 | 20,8 | 0,2 | 31,7 | 25,1 | 6,6 | 52,7 | 39,4 | 13,3 |
Липецкая область | 7,7 | 11,3 | 12,6 | 12,8 | 12,8 | - | 21,2 | 20,8 | 0,4 | 31,1 | 30,0 | 1,1 |
Московская область | 68,5 | 79,9 | 73,7 | 79,8 | 69,1 | 10,7 | 132,9 | 113,3 | 19,6 | 143,8 | 121,6 | 22,2 |
Орловская область | 8,3 | 9,9 | 11,6 | 17,9 | 17,9 | - | 32,0 | 30,9 | 1,1 | 43,1 | 41,3 | 1,8 |
Рязанская область | 18,8 | 20,4 | 18,7 | 16,6 | 16,6 | - | 26,0 | 23,4 | 2,6 | 44,1 | 38,5 | 5,6 |
Смоленская область | 14,2 | 15,4 | 13,6 | 12,8 | 11,9 | 0,9 | 18,2 | 15,5 | 2,7 | 32,0 | 27,9 | 4,1 |
Тамбовская область | 15,7 | 16,5 | 16,9 | 18,1 | 18,1 | - | 25,0 | 25,0 | - | 35,0 | 34,9 | 0,1 |
Тверская область | 17,5 | 24,0 | 21,6 | 18,8 | 18,8 | - | 27,0 | 24,9 | 2,1 | 39,4 | 36,0 | 3,4 |
Тульская область | 23,5 | 23,3 | 21,5 | 19,0 | 19,0 | - | 24,2 | 24,0 | 0,2 | 41,3 | 40,8 | 0,5 |
Ярославская область | 16,5 | 22,7 | 21,9 | 22,9 | 22,5 | 0,4 | 31,8 | 29,1 | 2,7 | 46,4 | 41,7 | 4,7 |
г. Москва | 617,1 | 632,0 | 528,7 | 508,5 | 450,8 | 57,7 | 869,6 | 708,7 | 160,9 | 1306,5 | 836,9 | 469,6 |
Северо-Западный
федеральный округ |
348,7 | 376,1 | 339,7 | 317,4 | 303,7 | 13,7 | 534,9 |
481,9 | 53,0 | 713,0 |
613,5 |
99,5 |
Республика Карелия | 10,1 | 10,2 | 10,0 | 10,4 | 10,4 | - | 17,1 | 16,9 | 0,2 | 21,9 | 20,9 | 1,0 |
Республика Коми | 7,9 | 12,6 | 10,6 | 12,9 | 12,9 | - | 19,5 | 18,1 | 1,4 | 35,4 | 30,4 | 5,0 |
Архангельская область | 14,0 | 15,1 | 14,5 | 16,8 | 16,0 | 0,8 | 32,3 | 30,0 | 2,3 | 46,8 | 43,2 | 3,6 |
в том
числе Ненецкий автономный округ |
- | - | - | - | - | - | 0,2 | 0,2 | - | 0,2 | 0,2 | - |
Вологодская область | 12,7 | 18,7 | 16,3 | 18,9 | 18,9 | - | 31,6 | 30,2 | 1,4 | 42,7 | 41,7 | 1,0 |
Калининградская область | 14,4 | 15,5 | 15,8 | 12,4 | 12,4 | 0,02 | 21,1 | 19,8 | 1,3 | 30,2 | 25,4 | 4,8 |
Ленинградская область | - | - | - | - | - | - | 5,0 | 4,9 | 0,1 | 16,7 | 16,0 | 0,7 |
Мурманская обл | 5,1 | 6,3 | 6,4 | 8,6 | 8,2 | 0,4 | 18,2 | 14,8 | 3,4 | 32,6 | 27,5 | 5,1 |
Продолжение Таблицы 2 | ||||||||||||
Новгородская область | 4,4 | 6,8 | 8,9 | 10,4 | 10,3 | 0,1 | 19,2 | 18,8 | 0,4 | 22,8 | 22,3 | 0,5 |
Псковская область | 7,7 | 10,6 | 9,7 | 9,2 | 9,0 | 0,2 | 14,2 | 12,8 | 1,4 | 20,5 | 18,3 | 2,2 |
г. Санкт-Петербург | 272,4 | 280,3 | 247,5 | 217,8 | 205,6 | 12,2 | 356,7 | 315,6 | 41,1 | 443,4 | 367,8 | 75,6 |
Южный
федеральный округ |
279,1 | 326 | 307,1 | 347,7 | 317,4 | 30,3 | 585,0 | 513,2 | 71,8 | 887,4 | 767,3 |
120,1 |
Республика Адыгея | 3,6 | 4,0 | 5,3 | 7,4 | 7,4 | - | 17,9 | 17,2 | 0,7 | 20,0 | 19,4 | 0,6 |
Республика Дагестан | 20,4 | 26,2 | 28,0 | 36,4 | 30,9 | 5,5 | 68,8 | 60,4 | 8,4 | 105,5 | 92,6 | 12,9 |
Республика Ингушетия | } 12,8 | 12,2 | 16,5 | 0,9 | 0,9 | - | 6,3 | 4,6 | 1,7 | 9,4 | 7,3 | 2,1 |
Чеченская Республика | 13,2 | 13,2 | - | 18,6 | 18,6 | - | 23,5 | 23,5 | - | |||
Кабардино-Балкарская Республика | 9,0 | 8,9 | 12,2 | 13,6 | 13,6 | - | 19,5 | 19,2 | 0,3 | 28,5 | 24,5 | 4,0 |
Республика Калмыкия | 2,5 | 4,4 | 5,0 | 5,5 | 5,5 | - | 7,9 | 6,9 | 1,0 | 10,0 | 9,0 | 1,0 |
Карачаево-Черкесская Республика | 2,1 | 3,4 | 4,1 | 6,9 | 6,9 | - | 10,5 | 9,7 | 0,8 | 16,2 | 14,8 | 1,4 |
Республика Северная Осетия - Алания | 19,8 | 19,2 | 18,8 | 19,0 | 19,0 | - | 24,3 | 22,5 | 1,8 | 32,2 | 28,5 | 3,7 |
Краснодарский край | 43,9 | 51,6 | 46,0 | 63,2 | 49,3 | 13,9 | 97,9 | 77,2 | 20,7 | 170,4 | 125,0 | 45,4 |
Ставропольский край | 23,3 | 34,1 | 30,0 | 37,0 | 29,4 | 7,6 | 75,6 | 54,3 | 21,3 | 130,5 | 107,0 | 23,5 |
Астраханская область | 12,5 | 14,2 | 12,6 | 13,5 | 13,2 | 0,3 | 23,0 | 21,2 | 1,8 | 36,8 | 34,2 | 2,6 |
Волгоградская область | 35,0 | 40,5 | 39,0 | 41,4 | 41,2 | 0,2 | 64,3 | 62,1 | 2,2 | 100,0 | 94,3 | 5,7 |
Ростовская область | 94,2 | 107,3 | 89,6 | 89,7 | 86,9 | 2,8 | 150,4 | 139,3 | 11,1 | 204,2 | 187,2 | 17,0 |