Финансы бюджетных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли.
Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в CCI веке__________5
1.1.Типы высших учебных заведений ____________________________5
1.2.Принципы организации финансов вузов ______________________11
1.3.Казначейское обслуживание вузов___________________________13
Глава 2. Финансирование вузов в РФ ________________________________18
2.1.Планирование бюджетных источников финансирования _________18
2.2.Внебюджетные источники финансирования____________________25
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов __________30
3.1.Финансирование вузов на основе государственных именных
именных финансовых обязательств________________________________30
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ_________33
Практическая работа. Вариант 4________________________________________38
Заключение _________________________________________________________45
Список использованной литературы и источников_________________________49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 297.81 Кб (Скачать)

     При этом следует учесть два обстоятельства:

- в соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств.

     Поэтому составление бюджетной сметы необходимо:

- бюджетные средства не должны «смешиваться» с внебюджетными, поэтому в балансе внебюджетные средства должны быть отделены от бюджетных.

     Основные  исходные данные для расчета потребности  в

средствах:

- контингент студентов, учащихся, воспитанников;

- нормативы социального и материального обеспечения

студентов, учащихся, воспитанников;

- материальная база образовательных учреждений — кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе;

- другие необходимые показатели.

     Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

Исходными параметрами любого расчета потребности  в средствах являются показатели контингента учащихся (студентов, воспитанников, слушателей и т.д.) - фактические, плановые, прогнозные (в зависимости от того, какая именно потребность рассчитывается). Исходя из контингента, рассчитывается количество должностей преподавателей, необходимых для обучения имеющегося (прогнозируемого) контингента студентов, учащихся, воспитанников. Расчет производится, исходя из установленных соотношений (количество студентов на 1 преподавателя, количество педагогов на 1 класс-комплект — класс заданной численности учащихся, количество воспитателей на группу и т.д.) [11, стр.78]

     Графически  общая схема расчета представлена на рис. 1[15]

     Определяется  количество вспомогательного и обслуживающего персонала (имеются типовые штаты для отдельных типов образовательных учреждений в части такого персонала, рассчитывается количество учебно-вспомогательного персонала как процент от численности преподавателей). Количество персонала, необходимого для обслуживания образовательного учреждения, определяется на основе норм зон обслуживания - площадей помещений для уборки, мест в гардеробах, коммуникаций, электроустановок и т.п. Процесс этот очень трудоемок, его итогом является выверенное штатное расписание конкретного образовательного учреждения. На основе действующей системы оплаты труда, принятой для работников сферы образования, определяются размеры должностных окладов, надбавок, доплат и прочего для всех категорий работников. Это, пожалуй, самая сложная часть финансовых расчетов, поскольку она касается размеров заработной платы каждого конкретного человека. Чем точнее будет про- веден расчет на данном этапе, тем меньше будет вопросов и

неясностей  в течение года. Сумма всех «заработных  плат» по штатному расписанию даст размер общего фонда заработной платы по образовательному учреждению.

     Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать  в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:

- оплата труда;

- стипендия;

- трансферты;

- оплата коммунальных услуг;

- остальные виды расходов.

     Такая оценка распределения значимости обеспечения  расходов связана с тем, что действующее  законодательство установило достаточно большую (если можно так выразиться) зону ответственности государства  за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

- выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета;

- определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

- установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.

     Решение этих и других конкретных проблем  бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

- совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;

- дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы  образования.

     Сейчас  трудно определить направления дальнейшего  совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они  определяются и слишком неопределенными  могут быть и последствия изменений  такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться

от практики централизованного планирования структурных  и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования (практика показывает, что введение новых финансовых механизмов, например нормативного финансирования, порождает процессы рационализации сети учебных заведений и их единичных размеров, интеграционные процессы). 

      2.2.Внебюджетные  источники финансирования

     Что такое «бюджетное финансирование», всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие настолько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое собственное представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета. Обычно понимается — государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации, то это также можно считать финансированием, но из бюджета организации (из прибыли после уплаты налогов) [15].

       Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или

небюджетное) финансирование — это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят, хотя, вообще-то, это не совсем верно. Попробуем разобраться. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет

общепринятый  характер. Таким образом, источники  поступления средств1 в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные.

      Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут

быть:

- потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

- получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п.

      Отсюда  можно считать, что внебюджетное финансирование - это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств [15].

Таблица 4

      

     Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

     Теперь  следует более пристально рассмотреть  источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

- доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

- доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

- пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

     Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

- статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Противоречивый характер этой формулировки уже рассматривался в предыдущих лекциях. Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

- статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае

собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением».

     Итак, мы установили, что главным источником (лучше сказать — первым) получения  внебюджетных средств является образовательная деятельность. Так должно быть и по жизни: образовательный потенциал системы и должен приносить ей доход. Однако, как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно и нужно использовать, в том числе и для получения доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение.

     Далее проведём классификацию внебюджетных доходов. Классификация является основой для определения:

- направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно от-

метить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные  заведения стали вполне сопоставимы  с бюджетным финансированием (по некоторым данным — уже превысили  или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что  растут они в первую очередь за счет образовательной деятельности;

- организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

- налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности. Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Остановимся на некоторых.

     Базовыми  элементами классификации могут  быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности,

финансовый  результат и возможные налоговые  последствия. К

этим  группам относятся:

1. Основная  деятельность:

- реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

- проведение научно-исследовательских работ;

- деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая  деятельность, включая иные поступления,  т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

1. Доходы от основной  деятельности

1.1. Образовательные  услуги:

1.2. Научная  (научно-техническая) деятельность:

1.3. Деятельность  учебного заведения по обеспечению  образовательного и научно-исследовательского  процесса:

Информация о работе Финансы бюджетных организаций