Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы - это изучение финансового контроля на современном этапе.
Для выполнения данной цели, поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и значение финансового контроля.
Выявить виды, формы и методы финансового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового контроля 5
1.1 Сущность и значение финансового контроля 5
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля 7
1.3 Органы, осуществляющие финансовый контроль 12
1.4 Негосударственный контроль 17
2. Финансовый контроль на современном этапе 21
2.1 Формирование единой системы государственного финансового контроля на современном этапе 21
2.2 Проблемы современной системы финансового контроля 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля - аудиторство.
Данная тема имеет большую актуальность на современном этапе развития российского права и экономики, так как государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государства, непосредственно влияющей на здоровье экономики страны и благополучие ее граждан. Финансовый контроль в условиях рынка отличает многоплановость задач и целей. Рыночные отношения не отменяют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственности, принятия мер по устранению и предупреждению недостатков, наоборот, эффективность взаимодействия равных экономических субъектов напрямую зависит от наличия четкой законодательной базы для осуществления справедливого государственного контроля. Ведь наличие экономической свободы несопоставимо наличию экономического произвола. Поэтому построение системы сильного, экономически эффективного государственного финансового контроля - это одна из первых задач государства в период перехода к рынку.
Цель данной работы - это изучение финансового контроля на современном этапе.
Для выполнения данной цели, поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является сам финансовый контроль.
Предметом исследования является финансовый контроль на современном этапе.
Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявлении внутренних резервов производства;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).
Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.
Деление контроля на документальный и фактический носит условный характер, в основе этого разграничения лежат различные источники данных.
Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Классификация финансового контроля по видам.
Критерием данной классификации служит субъект.
По субъекту выделяют а) внутренний и внешний финансовый контроль; б) государственный финансовый контроль, общественный и в настоящее время независимый финансовый контроль - аудит.
Внутренний контроль организуется руководством организации с целью проверки и оценки финансовой деятельности данной организации и проводится внутренними контролерами. Такая проверка является функционально и организационно независимой, она призвана помочь руководству хозяйствующего субъекта или органу управления эффективно выполнять свои функции.
Внешний контроль осуществляется по инициативе лиц, которым принадлежит собственность, находящаяся в распоряжении управляющих. Основная цель внешнего контроля - составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств проверяемого объекта.
Внутренний и внешний
Инструментом финансового
Государственный финансовый контроль подразделяется в свою очередь на надведомственный (общегосударственный, вневедомственный, внешний) и внутриведомственный (ведомственным или внутренним).
В зависимости от специфики объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля) различают следующие его виды:
Бюджетный контроль (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство);
Налоговый контроль (Министерство по налогам и сборам РФ);
Банковский контроль (Центральный банк РФ);
Валютный контроль (Центральный банк РФ, уполномоченные банки, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ и другие таможенные органы, Министерство по налогам и сборам РФ);
Контроль за страховой деятельностью (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ).
Общественный финансовый контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Деятельность общественного контроля часто базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы. Примером является Бюллетень Счетной палаты РФ, ежемесячно издаваемый и содержащий отчеты о проведенной контрольно-ревизионной деятельности данного органа государственного финансового контроля.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль широко используется в государствах с рыночной экономикой. Аудит - лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских организаций и аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленной на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Классификация финансового контроля по методам.
Основной классификацией финансового контроля для целей данной работы является классификация по методам. Обращаясь к определению метода как совокупности способов и приемов проведения контрольного мероприятия, основными методами финансового контроля можно считать:
1. Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.
2. Ревизия - система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных операций.
3. Обследование - оперативное выявление положения дел по определенному вопросу.
4. Анализ - детальное изучение периодической или годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности
5. Наблюдение - общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.
Последующий контроль охватывает весь
объем хозяйственной и