Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы - это изучение финансового контроля на современном этапе.
Для выполнения данной цели, поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и значение финансового контроля.
Выявить виды, формы и методы финансового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового контроля 5
1.1 Сущность и значение финансового контроля 5
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля 7
1.3 Органы, осуществляющие финансовый контроль 12
1.4 Негосударственный контроль 17
2. Финансовый контроль на современном этапе 21
2.1 Формирование единой системы государственного финансового контроля на современном этапе 21
2.2 Проблемы современной системы финансового контроля 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Все органы государственной власти и местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию (документы, материалы). Неправомерный отказ в ее предоставлении или уклонение от него, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата является высшим органом государственного финансового контроля в Российской Федерации. Количество проведенных ею контрольных мероприятий и проверенных объектов непрерывно растет.
Российская система органов государственной власти в современном виде существует около 15 лет. Процесс ее формирования нельзя считать завершенным, в ходе властно-политических и административных реформ она непрерывно совершенствуется. В настоящее время накапливается опыт взаимодействия контрольных органов с институтами государственной власти. Отрабатываются контрольные механизмы, позволяющие эффективно воздействовать на процессы управления государственными финансами и государственной собственностью.
Как было отмечено, Счетная палата является независимым конституционным органом финансового контроля. В этом качестве она взаимодействует с различными ветвями власти, с различными органами исполнительной власти и с органами местного самоуправления (контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных администраций).
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос
о законодательном
Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия "государственный финансовый контроль". Такое определение пока не дано.
Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка - своя, у Госналогслужбы - своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как счетная палата, казначейство, служба валютного служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции. В свою очередь ГНС России, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.
Новыми и принципиально
Еще одним важным моментом в процессе реформирования системы финансового контроля является создание "Департамента государственного финансового контроля и аудита", где были соединены в единый блок все подразделения МФРФ, выполняющие контрольные функции.
Создание в его составе, или
точнее реорганизация контрольно-
Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансового контроля.
Однако для эффективности
До сих пор юридически не определено, что такое ревизия, каковы ее задачи и содержание, функции, обязанности, права, порядок деятельности ревизора.
Также, юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в "рабочем порядке", что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.
Рассматривая вопрос несовершенства правовой базы системы финансового контроля, можно остановится на одном моменте, который является принципиально важным, как для государственного контроля в частности, так и для финансовой политики государства вообще. Данная проблема заключается в возможности обойти закон, ссылаясь на нехватку денег в бюджете.
Безнаказанность нарушения федерального закона влечет и нарушения непосредственно в регионах. Когда не целевое или незаконное расходование средств списывается на недостаточное финансирование из центра. Губернаторы краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации бумагами согласованными с вышестоящими чинами.
Поэтому нужно принять все возможные меры к устранению сложившейся ситуации. В том числе расширение прав контролирующих органов в области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения.
При решении данной проблемы нельзя отказываться от использования опыта зарубежных стран, с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом специфику системы финансового контроля страны и условия развития экономики.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной курсовой работе. Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Наличие финансового контроля объективно
обусловлено тем, что финансам как
экономической категории
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей.
Развитие системы
Эффективность работы этих органов будет намного выше, если законодательное, материально-техническое, финансовое, нормативно-информационное обеспечение поставить на должный уровень. В рамках совершенствования законодательства необходима разработка адекватных правовых механизмов взаимодействия всех элементов системы государственного финансового контроля Российской Федерации. Все это создаст серьезный стимул к ее совершенствованию, что является и насущной потребностью государства, и важнейшим фактором укрепления экономической безопасности.
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос
о законодательном