Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственного финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика финансового контроля.………………………5
§1.1.Понятие и задачи финансового контроля…………………………………5
§1.2.Виды финансового контроля и органы его осуществляющие…………...9
Глава 2.Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования финансового контроля………………………………………………………………………….21
§2.1Состояние государственного финансового контроля в российской федерации и пути его развития…………………………………………………21
§2.2Характеристика современной системы государственного финансового контроля………………………………………………………………………….22
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможность применения его в России…………………………………………………………………………….25
§3.1.Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах………………………………………………...25
§3.2.Пути совершенствования государственного финансового контроля………………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список литературы……………………………………………………………...33
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика финансового контроля.………………………5
§1.1.Понятие и задачи финансового контроля…………………………………5
§1.2.Виды финансового контроля и органы его осуществляющие…………...9
Глава 2.Актуальные
проблемы совершенствования правового
регулирования финансового
§2.1Состояние государственного финансового контроля в российской федерации и пути его развития…………………………………………………21
§2.2Характеристика
современной системы государственного
финансового контроля…………………………………………………………
Глава 3. Международный
опыт государственного финансового
контроля и возможность применения
его в России………………………………………………
§3.1.Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах………………………………………………...25
§3.2.Пути совершенствования
государственного финансового контроля…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый
контроль – часть деятельности государственных
полномочных органов, направленная
на защиту интересов как государства
в целом и его экономических
интересов и безопасности, так
и на защиту субъектов экономической
деятельности. В Российской Федерации
государственный финансовый контроль
включает в себя контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных
ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и преимуществ. Задачи
данной работы — рассмотрение актуальных
проблем правового регулирования финансового
контроля,общая характеристика финансового
контроля,особенности организации государственного
финансового контроля в некоторых зарубежных
странах,а также рассмотрение путей совершенствования
государственного финансового контроля.
Контрольная функция финансов осуществляется
при проведении любой финансовой операции
– будь то операции по формированию денежных
фондов или по использованию средств.
Нельзя сказать, что контроль проводится
только после того, как произошел процесс
распределения или осуществилось стимулирование
какого-либо социально-экономического
процесса. Все функции действуют одновременно
и скоординировано. Финансовые процессы
начинаются, длятся и завершаются, и на
каждом из этих этапов необходим контроль.
Целью работы является выявление
актуальных проблем совершенствования
правового регулирования финансового
контроля. Данная курсовая работа и посвящена
прежде всего изучению ситуации на примере
российского государства. Ни одна из острейших
социально-экономических проблем не будет
решена, ни о каком возрождении российской
государственности не может быть и речи,
пока не будет наведен должный порядок
в бюджетно-финансовой сфере, пока системе
государственного финансового контроля
не будет придана надлежащая стабильность.
Поэтому эффективный и действенный финансовый
контроль является необходимым условием
сильной власти, важнейшим фактором государственного
строительства.Задачи данной работы —
рассмотрение понятия государственного
финансового контроля, его видов, основных
методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур
Российской Федерации.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
§1.1.Понятие и задачи финансового контроля
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.В условиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Финансы по своей сути выполняют три функции, в том числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приёмы и способы.Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов.Финансовый контроль присущ всем финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово - правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:
А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
Б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)
В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
Г) выявления внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
Д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.
Перед
финансовым контролем стоят следующие
задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых
ресурсах и размерами денежных доходов
и фондов народного хозяйства; обеспечение
своевременности и полноты
§1.2.Виды финансового контроля и органы его осуществляющие
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.Начало такому контролю было положено созданием в 1992 г. Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от II января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная
палата обязана также контролировать
состояние государственного внутреннего
и внешнего долга РФ, а также
деятельность Центрального Банка России
по обслуживанию государственного долга;
эффективность использования