Финансовый контроль

Автор: Аня Руднева, 12 Октября 2010 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

й является финансовый контроль. Государственному финансовому контролю подотчетны законодательные и исполнительные органы власти всех уровней. Данный вид финансового контроля включает в себя контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономии-ческой категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Цель написания контрольной работы – это рассмотрение понятия финансового контроля, его содержания, видов и основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Задачи:
- понятия и значения финансового контроля;
- виды финансового контроля;
- методы финансового контроля;
- характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль:
счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово- бюджетного надзора.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………. 3
II. Понятие и значение финансового контроля……………………………………4
III. Виды финансового контроля……………………………………………………6
IV. Методы финансового контроля…………………………………………………7
V.Органы, осуществляющие финансовый контроль.……………………………..8
5.1 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ………………………9
5.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ………………………….11
5.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ……………………...12
VI. Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 

    П л а н:

    I. Введение…………………………………………………………………………. 3

    II. Понятие и значение финансового контроля……………………………………4

    III. Виды финансового контроля……………………………………………………6

    IV. Методы финансового контроля…………………………………………………7

    V.Органы, осуществляющие финансовый контроль.……………………………..8

    5.1 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ………………………9

    5.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ………………………….11

    5.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ……………………...12

    VI. Заключение…………………………………………………………………….14

    Список  используемой литературы………………………………………………16

 

    I- Введение

               Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Государственному финансовому контролю подотчетны законодательные и исполнительные органы власти всех уровней. Данный вид финансового контроля включает в себя контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.                                                                                                                                                                                                                                            Одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономии-ческой категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.  Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

          Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

    Цель  написания контрольной работы – это рассмотрение понятия финансового контроля, его содержания, видов и основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

    Задачи:

     понятия и значения финансового контроля;

    - виды финансового контроля;

    - методы финансового контроля;

    - характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль:

 счетная  палата РФ, Федеральное казначейство  РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово- бюджетного надзора.

    1. Понятие и значение финансового контроля

    Финансовый  контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах: как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов и как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.           Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:                                                                                                         - проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;                                       - проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);                  - проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;             - выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;                                                          - устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.                                       В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распре-деления и использования денежных фондов государства, субъектов местного само-управления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дис-циплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц. Следовательно финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов и т.д.).Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйствен-ного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. Преобразования в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков. Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере и борьбой с коррупцией.

    III - Виды финансового контроля

    Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов, исходя из разных оснований. В  зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.                    Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.                                                                                                                                               Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).    Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.                                                                                                                                                        Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный финансовый контроль:

- в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);                                                                                                                        - по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).                                                                                - инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.                                                                                                                                В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на следующие виды:                                                                                                                                                   - представительных органов государственной власти и местного самоуправления;                                          - Президента РФ или Администрации Президента РФ;                                                                                        - исполнительных органов власти общей компетенции;                                                                                        - финансово-кредитных органов;                                                                                                                 - ведомственный и внутрихозяйственный;                                                                                                         - общественный;                                                                                                                                                     - аудиторский.                                                                                                                                       Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: бюджетный, налоговый,  валютный, банковский, за страховой деятельностью.

IV- Методы финансового контроля

    Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его  осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и т.д. По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:                                                                                                           - проверки — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;                                                                                                                                                     - обследования — охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;                                                                                    - надзор — осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;                                                                                                                               - анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;                                                                                                             - наблюдение (мониторинг) — предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;                                                                                                                              - ревизия — предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

    V- Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

    Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для  финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает: контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль возложен на федеральные органы законодательной власти, федеральные органы исполнительной власти, в том числе на специально созданные органы исполнительной власти. Органами, осуществляющими государственный финансовый контроль являются: Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Было признанно необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематический проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Государственный финансовый контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов.

    5.1. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ

   Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной  палате РФ. Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.                                                                     Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:                                                                           - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, феде-ральные внебюджетные фонды;                                                                                                                                  - органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;      - общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.                                                 В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:                                                                                                           - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;                                                                            - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;                                           - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;                                                                                                                                   - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;                                                                                                        - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;                                                                                                                                   - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;                                                                                                               - контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.                     В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Информация о работе Финансовый контроль