Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 14:11, реферат
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего
финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных
контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
1. Понятие, сущность и функции финансового контроля
2. Формы , виды и методы проведения финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в
Российской Федерации
4. Негосударственный финансовый контроль
Заключение
Список использованной литературы
Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики.
Кафедра мировой экономики.
Реферат на тему:
«Финансовый контроль».
Выполнил:
Студент 2го курса ЭФ-1.06.06.(«Мировая Экономика»).
Белоусов Денис Евгеньевич.
Научный руководитель:
Трошин А.И.
Москва.2002г.
План.
1. Понятие, сущность и функции финансового контроля
2. Формы , виды и методы проведения финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в
Российской Федерации
4. Негосударственный финансовый контроль
Заключение
Список использованной литературы
1. Понятие, сущность и функции финансового контроля
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть
переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому.
При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но,
пожалуй, основные изменения происходят в экономике.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый
контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят
значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке
его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются
Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает
период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех
государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между
федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о
необходимости определения задач и функций различных контрольных органов
исполнительной и представительной власти.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям
является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что
он касается как
государства (так как с его
помощью государство
собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с
помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким
образом свою прибыль).
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего
финансам как
экономической категории
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных
контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент
управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью
обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами,
субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и
количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на
аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах
финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные
сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная
система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления,
базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в
организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент
контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации,
уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживав стоимостные пропорции
распределения валового национальной продукта. Он распространяется на все
каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием
государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и
целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом
осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере
частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены
общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний
(внутрифирменный,
корпоративный) и внешний (
Государственный и негосударственный виды контроля, не. смотря на схожесть
методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель
государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и
минимизировать;
государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом,
внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу
государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный
капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками
действующих законов.
Система и принципы финансового контроля. Система финансового контроля в
развитых западных странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
|
• ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) подчинением
непосредственно парламенту или президен-ту страны. Главная цель этого
ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;
• налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или
министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;
• контролирующие
структуры в составе
проверки и ревизии подведомственных учреждений;
• негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе
проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых
операций;
• службы внутреннего контроля, основная задача которых — снижение издержек,
оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
В государствах тоталитарного типа формы организации и цепи финансового
контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный
контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто
фискальные цели.
В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит
Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет
специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности
государственного финансового контроля и создают правовую основу для его
организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств,
присущих развитым странам, современная система государственного финансового
контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с
Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким
органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет
Федеральная служба
по валютному и экспортному
Поскольку частная форма собственности в России еще не заняла подобающее
место в экономической системе, действия государственных контролеров
распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала.
Трудности переходного к рынку периода непосредственно-отражаются и на
методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для
покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее
административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций
за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению
интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере
укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля
приобретает все более правовой характер и постепенно приближается к западной
модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою
эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость
более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно
повышение профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны,
усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия с вершенствовать методы
внутреннего контроля, привлекая специа-листов специализированных
консультационных фирм, инвест ционных банков, финансовых корпораций.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разрабо тало основные принципы
организации государственного финаи сового контроля, к реализации которых
стремится каждое ее временное цивилизованное государство.
Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся
такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность
и гласность. Независи мость контроля должна быть обеспечена финансовой
самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравне-нию с
парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их
конституционным характером. Обьективность и компетентность
подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего
законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на
осно-ве строго установленных стандартов проведения ревизионное работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с
общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной
характер, в том числе:
• результативность;
• четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
• неподкупность субъектов контроля;
• обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах
проверок и ревизий; превентивносп (предупреждение вероятных финансовых