Финансовый контроль и бюджетный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Содержание

1. Бюджетное прогнозирование. с.3
2. Финансовый контроль и бюджетный анализ. с.16
3. Глобальные финансы. с.26
Список литературы. с.29

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит контр.р.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Специфические методы экономического прогнозирования  классифицируются по следующим признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения прогнозной информации.

По степени  формализации, т.е. изучения какой-либо содержательной области знания в  виде формальной системы, связанной  с усилением роли формальной логики и использованием математических методов научных

9

исследований, методы экономического прогнозирования  можно разделить на интуитивные  и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования используются в  тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки, которые объединяет общий принцип действия.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод “интервью”, аналитический метод, метод написания сценариев, построения “дерева целей”. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации метод – способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы “комиссий”, “коллективной генерации идей” (мозговая атака), “Дельфи”, матричный метод и др.[7,43]

Группу формализованных  методов входят две подгруппы: экстраполяции  и моделирования. К первой подгруппе  относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних и др. Ко второй подгруппе относятся методы математического моделирования, регрессионного и корреляционного анализа и др.

Кроме того, широко используются в процессе экономического прогнозирования нормативный и балансовый методы. Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрос экспертов.

Интуитивные методы прогнозирования.

1. Методы индивидуальных  экспертных оценок.

Метод “интервью” позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме “вопрос-ответ”, в ходе которого

10

прогнозист  в соответствии с заранее разработанной  программой ставит перед экспертом  вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Аналитический метод позволяет осуществить  логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Метод написания  сценария основан на определении  логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней “дерева целей”. Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.

Метод “дерева  целей” (рисунок 1.) используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей” строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.

 

 

 11

Рисунок 1. –  Метод дерева целей

 

Точка разветвления называется вершиной. Из каждой вершины  должны исходить не менее двух ветвей, причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне их может быть три, пять и более.

В построении “дерева  целей” необходимо отметить три условия:

1)исходящие  из одной вершины ветви должны  образовывать замкнутое множество;

2)ветви, исходящие  из одной вершины, должны быть взаимно исключающими, то есть не должно быть частичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями, исходящими из одной вершины;

3)“дерево целей”, используемое при нормативном  прогнозировании, следует считать  совокупностью целей и подцелей.[5,85]

2. Методы коллективных  экспертных оценок.

Метод “комиссий” состоит в определении согласованности  мнений экспертов по перспективным  направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Содержание данного метода следующее:

-создание рабочих  групп, обеспечивающих подготовку  и проведение опроса, обработку  материалов и анализ результатов  экспертной оценки;

-уточнение основных  направлений развития объекта,  определение генеральной цели, подцелей  и средств их достижения;

-разработка  вопросов для экспертов, обеспечение  однозначности понимания экспертами  определенных вопросов, а такженезависимости  их суждений;

-назначение  группы экспертов для разработки  прогноза;

-проведение  опроса и обработка материалов;

 

12

-определение  окончательной оценки опроса, которая  выводится либо как среднее  суждение, либо как среднее арифметическое, либо как среднее взвешенное значение оценки.

Метод “Дельфи” состоит в организации систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки  экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основные особенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. Метод предназначен дляполучения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности, например, в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования.

Метод “коллективной  генерации идей” целесообразен для определения возможных вариантов развития объекта прогнозирования и получения продуктивных результатов за короткий срок путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность этого метода состоит в мобилизации творческого потенциала экспертов во время “мозговой атаки” и генерация идей с последующим деструированием (разрушением, критикой) этих идей и формулированием контридей.

Формализованные методы прогнозирования.

Эти методы базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.

Метод экстраполяции  заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому периоду, он основывается на сохранении в будущем

13

сложившихся условий  развития процесса. При использовании  этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования. Длительная тенденция изменения экономических показателей называется трендом. Последовательность действий приэкстраполировании:

-четкое определение  задачи, выдвижение гипотез о  возможном развитии прогнозируемого объекта, рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;

-выбор системы  параметров, унификация различных  единиц измерения, относящихся  к каждому параметру в отдельности;

-сбор и систематизация  данных, проверка их однородности  и сопоставимости;

-выявление тенденций  или симптомов изменения изучаемых  величин в ходе статистического  анализа и непосредственной экстраполяции  данных.

Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.

Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого  объекта, подобного ему и более  доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс.

Эта модель позволяет  довести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

Нормативный метод  применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на

14

законодательной или ведомственной основе. Норма  – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение  элементов производственного процесса (составляющая нормы).

Нормы и нормативы  подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам. Например, используются нормативы: социального развития – потребление на душу населения, прожиточный минимум, площадь жилая и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

2.Финансовый  контроль и бюджетный анализ.

 

Одним из важнейших элементов управления служит финансовый контроль, который  предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Финансовый контроль выполняет следующие задачи:

-проверку состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

-выявление резервов роста финансовых ресурсов;

-проверку правильности составления и исполнения бюджета;

-проверку правильности ведения бухгалтерского учета;

-обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к разным организационно-правовым формам.[4,20]

Объекты финансового  контроля в финансовой системе —  поступления всех видов доходов  бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы по ряду оснований.

По  источникам финансовых средств.

-бюджеты;

-внебюджетные фонды;

-средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении органов власти;

-кредитные и заемные средства;

-средства от размещения финансов в кредитно-финансовых организациях.

16

По принадлежности финансовых поступлений  и расходов тому или иному виду организации:

-органы государственной власти и их структурные подразделения;

-муниципальные унитарные предприятия;

-юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;

-банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств;

-предприятия и организаций, в уставном капитале которых есть доля органов власти.

3. По признаку отражения поступления  и расходования средств в том  или ином типе нормативного  документа:

-бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении; •

-федеральные и территориальные программы, итоговые документы по их реализации;

-законодательные и иные нормативные правовые акты по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, зарубежными партнерами.

В целом  финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный (аудит).

В зависимости  от типа государственного органа государственный  контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.

Кроме того, в рыночной экономике возникает  потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами, акционерами и т.п. В связи с этим существует финансовый контроль в форме аудита.

Информация о работе Финансовый контроль и бюджетный анализ