Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса финансового планирования на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические основы финансового планирования на предприятии;
исследовать методы финансового планирования;
рассмотреть виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Теоретическая часть:
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана……………………….…5
1.1. Понятие и сущность финансового планирования……………………….…..5
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия….…….7
1.3. Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана……………………..10
2. Методы финансового планирования………………………………………..…13
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………..…13
2.2. Процесс и этапы финансового планирования……………………………….17
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……...…...19
3.1. Стратегическое финансовое планирование…………………………….....…19
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………….…..…….21
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………….…..…..26
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………………
Из таблицы 1 видно, что по итогам 2009г. добыча нефти и газового конденсата НК «Роснефть» ожидается на уровне 112,6 млн тонн, что на 2,3% превышает показатель 2008г. (108,7 млн тонн по международным стандартам, что на 2,4% превышает уровень 2008г.). Производство товарного газа, по предварительным итогам, возросло в 2009г. на 3,5%, до 11,7 млрд кубометров. Объем нефтепереработки на НПЗ Компании (с учетом мини-НПЗ) в 2009г., составил 49,9 млн тонн, что на 0,6 млн тонн превышает показатель 2008г. Общий объем произведенных товарных нефтепродуктов увеличился до 47,9 млн тонн. Компания экспортировала 28,0 млн тонн нефтепродуктов, оставшаяся часть была реализована на внутреннем рынке оптом, а также через сеть собственных АЗС (4,9 млн тонн). На конец 2009г. количество АЗС Компании составило 1 695 единиц.
Добыча нефти и газового конденсата в 2010г. будет увеличена, как предполагается, до 117,6 млн тонн, или на 4,4% (113,8 млн тонн по международным стандартам - на 4,7%), в основном благодаря наращиванию объемов эксплуатационного бурения до 2,7 млн метров и дальнейшему развитию инфраструктуры Ванкорского месторождения, на котором планируется добыть 12,5 млн тонн нефти по сравнению с 3,6 млн тонн в 2009г. Добыча товарного газа в 2010г. прогнозируется на уровне 10,9 млрд кубометров.
В 2010г. на НПЗ Компании планируется переработать 50,3 млн тонн нефти, что на 400 тыс. тонн превышает ожидаемый уровень 2009г.; производство нефтепродуктов увеличится до 48,4 млн тонн.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.
Особое внимание при составлении плана прибылей и убытков уделяется определению выручки от продаж. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предыдущий год. Затем эта величина корректируется в текущем году с учетом изменений: себестоимости сравнимой продукции, цен на реализуемую предприятием продукцию, цен на покупные материалы и комплектующие, оценки основных средств и капиталовложений предприятия, оплаты труда работников предприятия.
Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.
Планирование затрат по центрам ответственности осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя: размерность центра ответственности, (указание отдела, в котором возникает данная статья затрат); размерность производственной программы (указание цели возникновения данной статьи затрат); размерность элемента затрат (указание вида используемых ресурсов). При суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.
Далее разрабатывается план движения денежных средств. Он учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяет повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия.
План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и прочие доходы, которые предприятие планирует получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных кредитов, уплата процентов за пользование кредитами, направления использования чистой прибыли. Такая форма плана позволяет предприятию проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Заключительным элементом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Цель разработки балансового плана - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость предприятия в будущем периоде.
План баланса является хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составления учитываются приобретения основных фондов, изменения стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые заимствования, выпуск акций и других ценных бумаг и т.п.
В
целом же процесс текущего финансового
планирования осуществляется на предприятии
в тесной связи с процессом планирования
его операционной деятельности. [12,с.522]
3.3.
Оперативное финансовое
планирование
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь – это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный период времени. [10,с.82 ]
Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности.
При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками. [9,с.210 ]
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; ежедневный учет изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия; анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того, чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств д б сбалансированы. Правильно составленный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и избежать финансовых затруднений.
Информационной базой платежного календаря служат: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.
План составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:
1.
выбор периода планирования. Как
правило, это - квартал или месяц,
на предприятии, где часто
2.
расчет объема возможных
3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
4. определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
5. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.
Превышение
планируемых расходов над ожидаемыми
поступлениями означает недостаточность
собственных возможностей для их
покрытия и может являться признаком
ухудшения финансового
Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Исходные данные для составления кассового плана:
Кассовый план начинает разрабатываться на предстоящий квартал в рублях, как правило, за 50 дней до начала планируемого квартала. Следует иметь в виду, что примерно в эти же сроки, - за 45 дней до начала следующего квартала, коммерческие банки обычно требуют предоставления кассового плана от своих клиентов юридических лиц. [2,с.343]
Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.21
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли. Завершая аналитическую записку, делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [8,с.672]
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить её эффективность.