Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование процесса финансового планирования на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические основы финансового планирования на предприятии;
исследовать методы финансового планирования;
рассмотреть виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Теоретическая часть:
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана……………………….…5
1.1. Понятие и сущность финансового планирования……………………….…..5
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия….…….7
1.3. Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана……………………..10
2. Методы финансового планирования………………………………………..…13
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………..…13
2.2. Процесс и этапы финансового планирования……………………………….17
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……...…...19
3.1. Стратегическое финансовое планирование…………………………….....…19
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………….…..…….21
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………….…..…..26
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсова работа фин.орг.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

     В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.

     Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.

     Цель  раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).

     Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

     В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.

     Цель "Финансового плана" заключается  в том, чтобы сформулировать и  представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании. Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.

     В разделе "Оценка рисков" требуется  ориентировочно оценить, какие риски  наиболее вероятны для проекта и  во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

     В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п. 
 

1.3. Финансовый план  как важнейшая  часть бизнес-плана 

      Финансовый  планэто важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

     Финансовый  план бизнес-плана включает следующие  разрабатываемые документы:

    • прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг). Основная задача - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана.
    • план доходов и расходов, который включает следующие показатели:

доходы  от реализации продукции (услуг), себестоимость  реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа дает возможность выявить такие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

    • план движения денежных средств – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия.
    • прогноз бухгалтерского баланса организации. Баланс активов и пассивов составляется один раз в год. Разница счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
    • план по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использование. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.
    • расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции, необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Точка самоокупаемостиэто такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.

     Необходим прогноз бухгалтерского баланса, т.к. на его основе выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации, и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности компании и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств (Рис.1). 

Рис. 1. Система  финансового планирования 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы финансового планирования 

     2.1 Основные методы  финансового планирования 

     Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

     Методы  планирования – это конкретные способы и приёмы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, метод дисконтированных денежных потоков, метод многовариантности расчетов, прогнозный, экономико-математическое моделирование. [11,с.36]

     Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. [10,с.62 ]

     Данный  метод следует рассматривать  не как простое сопоставление  отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

   Анализ  финансовых планов включает ряд этапов.

1. Проводится  экономический анализ всех ресурсов коммерческой организации за предшествующий плановый период. Результаты анализа используются при составлении финансовых планов на предстоящий период.

2. Определяются  темпы роста доходов и расходов  за предшествующий плановый период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов.

3. Устанавливаются  размеры изменения финансовых  и производственных показателей в течение интервала планирования. Это позволяет установить определенные закономерности.

4. Проверяется  выполнение основных статей плана  для выявления отклонений и их причин.

5. Выявляется  наличие материальных и финансовых  ресурсов, состояние активов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для новых заданий. [6,с.201]

         Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами служат ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат стандарт-кост и маржинал-костинг основаны на использовании внутрихозяйственных норм. [10,с.63]

     Сущность  балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Финансовые  ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства.

     Балансовый  метод традиционно применяется  при распределении прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др. [6,с.203]

     Метод дисконтированных денежных потоков при составлении финансовых планов универсален; это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы. [10,с.64 ]

     Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

     Метод экономико-математического  моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

     Модель  может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

              Y=f(x),               где Y — показатель, х — факторы.

     Корреляционная  связь — это вероятностная  зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида. [6,с.200]

     Прогнозный  метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений (последний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

     Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis — предвидение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование — не альтернатива плану, а часть общего процесса планирования, аналитическая основа плана.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии