Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

"Финансовая  система государства: её структура,  функции и современные проблемы" 
 

Введение 

Финансы как  научное понятие обычно ассоциируются  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств. 

Проблемы финансового  оздоровления волнуют мировое сообщество. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас. 

Совокупность  различных сфер финансовых отношений, существующих в стране называют финансовой системой. Значение финансовой системы  страны трудно переоценить, т. к. она включает в себя все финансовые отношения в стране, кроме того, совокупность фондов денежных средств и финансовый аппарат управления также являются её частями. 

Сложность и  многофакторность финансовой системы  определяют её звенья, к которым относятся финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны. 

Финансовая система  является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям. 

Звенья, как соподчиненный  ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает  финансовой системе интеграционный характер. 

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место  среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы  является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом. 

Как было сказано  Главой государства на VI Конгрессе  финансистов Казахстана «финансовый  сектор – это наша гордость и конкурентное преимущество, созданные совместными усилиями частного сектора и государства». 

Несмотря на достигнутые результаты, отечественный  финансовый рынок характеризуется  высокой степенью чувствительности и эластичности на изменение как  внешней, так и внутренней среды. 

Актуальность  темы дипломной работы обусловлена  краткосрочными и среднесрочными задачами в приоритетных направлениях развития экономики Казахстана, которые выдвинул в своём Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» Н.А. Назарбаев 6 марта 2009 г. Он отметил, что Правительство Казахстана разработало и последовательно реализует комплексную систему антикризисных мер. Таким образом, Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер [1]. 

Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем  финансовой системы государства. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие  задачи: 

-  рассмотреть  общую характеристику финансовой  системы государства, 

-  проанализировать  правовые основы деятельности  финансовой системы страны, 

-  раскрыть  методику преподавания основ  экономики в школе. 

Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства. 

Объектом исследования выступает финансовая система Республики Казахстан. 

Диплом состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка использованных источников. 

1. Теоретические  аспекты финансовой системы государства  

 

1.1 Сущность финансовой  системы государства, принципы  её построения и роль в управлении  экономикой 

Понятие «финансовая  система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно. 

Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов – подсистем, которые классифицируются по разным критериям. 

В вышеприведенном  определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы  исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей: 

1) совокупности  финансовых отношений; 

2) совокупности  фондов денежных средств; 

3) финансового  аппарата управления. 

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. [2, 203].  

В основу построения финансовой системы положены следующие  принципы: 

1. Сочетание  централизма и демократизма в  организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам. 

Данный принцип  предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу. 

Демократическое начало в управлении отраслевыми  финансами проявляется в закреплении  за хозорганами капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования. 

В предпринимательском  секторе финансовая самостоятельность  выражена более полно: его участники  свободно распоряжаются финансовыми  ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой. 

2. Соблюдение  национальных и региональных  интересов. Требования этого принципа  призваны обеспечить национальное  равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый  уровень развития регионов. Выражением  его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местного исполнительного органа. 

3. Принцип единства  финансовой системы предопределяется  единой финансовой политикой,  проводимой государством через  центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой. 

4. Принцип функционального  назначения отдельных составных  элементов финансовой системы  выражается в том, что каждое  звено финансов решает свои  задачи. Ему соответствует особый  финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов. 

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и  решаются соответствующим аппаратом  или передаются в ведение определенного  министерства или правительства. 

Вертикальный  принцип управления национальным хозяйством обусловливает соответствующую  структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом  уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также общественными предприятиями и организациями. 

Финансовая система  характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 1. 

  
 

Рисунок 1 – Схема  финансовых связей в экономике [2] 

  

За каждой из указанной на схеме стрелок стоит  множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь  на общей схеме финансовых потоков  между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство» (ПГ), «государство-государство» (ГГ), «предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ), «население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие» (ПП), «население-население» (НН), «государство-население» (ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население-население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения. 

Финансовая система  должна постоянно совершенствоваться. 

Главной задачей  этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее  социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного  роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии. 

Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы