Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"Финансовая
система государства: её
Введение
Финансы как
научное понятие обычно ассоциируются
с теми процессами, которые на поверхности
общественной жизни проявляются
в разнообразных формах и обязательно
сопровождаются движением (наличным или
безналичным) денежных средств. Идёт ли
речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения
на предприятиях, или о перечислении налоговых
платежей в доходы государственного бюджета,
или о внесении средств во внебюджетные
или благотворительные фонды – во всех
этих и подобных им финансовых операций
происходит движение денежных средств.
Проблемы финансового
оздоровления волнуют мировое сообщество.
Ведь то, что происходит в настоящее
время в финансовой сфере деятельности
теснейшим образом связано с личным благополучием
каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений
на социальное страхование и пенсий, цена
акций и облигаций, формы инвестирования
средств на производство и социальную
сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются
сегодня не только в правительственных
кругах, они глубоко волнуют каждого из
нас.
Совокупность
различных сфер финансовых отношений,
существующих в стране называют финансовой
системой. Значение финансовой системы
страны трудно переоценить, т. к. она включает
в себя все финансовые отношения в стране,
кроме того, совокупность фондов денежных
средств и финансовый аппарат управления
также являются её частями.
Сложность и
многофакторность финансовой системы
определяют её звенья, к которым относятся
финансы хозяйствующих субъектов, финансы
домашних хозяйств и государственные
финансы. Каждое звено финансовой системы
выполняет свои функции, но вместе они
образуют единую финансовую систему страны.
Финансовая система
является системой интеграционного типа,
характеризуется тесной связью входящих
в нее элементов (подсистем) и тем, что
ни одна из ее подсистем не может существовать
самостоятельно: финансы, с одной стороны,
выражают часть производственных отношений
и поэтому выступают элементом системы
этих отношений, с другой – представляют
систему, состоящую из взаимосвязанных
элементов, имеющих свои функциональные
свойства. В финансах можно назвать в качестве
функциональных подсистем такие, как налоговая,
бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых
планов (прогнозов), законодательного
обеспечения финансового контроля и др.
Помимо функционального критерия классификации
финансовой системы, применяется классификация
по признаку субъектов финансов (участвующих
в финансовых отношениях), что позволяет
разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья, как соподчиненный
ряд классификации, содержат элементы
высшего разряда: финансовые отношения,
финансовые фонды, управляющий аппарат.
Такое свойство систематизации придает
финансовой системе интеграционный характер.
Место и роль
отдельных составляющих финансовой
системы неодинаковы. Первичный (главный)
элемент занимает ведущее место
среди других элементов системы,
поскольку его роль во взаимосвязях
элементов и звеньев системы
является определяющей. Таким элементом
в финансовой системе выступают общегосударственные
финансы, представленные в первую очередь
государственным бюджетом.
Как было сказано
Главой государства на VI Конгрессе
финансистов Казахстана «финансовый
сектор – это наша гордость и конкурентное
преимущество, созданные совместными
усилиями частного сектора и государства».
Несмотря на
достигнутые результаты, отечественный
финансовый рынок характеризуется
высокой степенью чувствительности
и эластичности на изменение как
внешней, так и внутренней среды.
Актуальность
темы дипломной работы обусловлена
краткосрочными и среднесрочными задачами
в приоритетных направлениях развития
экономики Казахстана, которые выдвинул
в своём Послании народу Казахстана
«Через кризис к обновлению и развитию»
Н.А. Назарбаев 6 марта 2009 г. Он отметил,
что Правительство Казахстана разработало
и последовательно реализует комплексную
систему антикризисных мер. Таким образом,
Казахстан стал одним из первых государств
в мире, оперативно отреагировавших на
нарастающую турбулентность мировой экономики
и приступивших к реализации опережающих
мер [1].
Цель данной
дипломной работы – анализ структуры,
функций и современных проблем
финансовой системы государства.
Для достижения
этой цели были поставлены следующие
задачи:
- рассмотреть
общую характеристику
- проанализировать
правовые основы деятельности
финансовой системы страны,
- раскрыть
методику преподавания основ
экономики в школе.
Теоретической
и методической основой дипломной
работы послужили труды отечественных
и зарубежных авторов финансистов по проблеме
развития финансовой системы государства.
Объектом исследования
выступает финансовая система Республики
Казахстан.
Диплом состоит
из введения, трёх глав, заключения и
списка использованных источников.
1. Теоретические
аспекты финансовой системы
1.1 Сущность финансовой
системы государства, принципы
её построения и роль в
Понятие «финансовая
система» охватывает совокупность отношений,
на основе которых образуются и используются
соответствующие фонды денежных средств,
а также органов, организующих эти отношения.
Иногда понятие употребляется в узком
смысле, только как совокупность финансовых
учреждений государства, что неточно.
Термин «система»
означает действие взаимосвязанных элементов
– подсистем, которые классифицируются
по разным критериям.
В вышеприведенном
определении термина заложена принципиальная
модель классификации финансовой системы
исходя из сущностной характеристики
финансов, их места в общественно-экономических
процессах. В соответствии с этим критерием
финансовая система состоит из трех частей:
1) совокупности
финансовых отношений;
2) совокупности
фондов денежных средств;
3) финансового
аппарата управления.
Финансовая система
является системой интеграционного типа,
характеризуется тесной связью входящих
в нее элементов (подсистем) и тем, что
ни одна из ее подсистем не может существовать
самостоятельно: финансы, с одной стороны,
выражают часть производственных отношений
и поэтому выступают элементом системы
этих отношений, с другой – представляют
систему, состоящую из взаимосвязанных
элементов, имеющих свои функциональные
свойства. В финансах можно назвать в качестве
функциональных подсистем такие, как налоговая,
бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых
планов (прогнозов), законодательного
обеспечения финансового контроля и др.
[2, 203].
В основу построения
финансовой системы положены следующие
принципы:
1. Сочетание
централизма и демократизма в
организации финансовой системы; это
проявляется в том, что при централизованном
руководстве со стороны государственных
финансовых органов, одновременно большие
права и самостоятельность предоставляются
местным финансовым органам и хозяйствующим
субъектам.
Данный принцип
предопределил систему двойного подчинения
местных финансовых органов: соответствующий
местной администрации и вышестоящему
финансовому органу.
Демократическое
начало в управлении отраслевыми
финансами проявляется в
В предпринимательском
секторе финансовая самостоятельность
выражена более полно: его участники
свободно распоряжаются финансовыми
ресурсами после выполнения обязательств
перед государственной
2. Соблюдение
национальных и региональных
интересов. Требования этого
3. Принцип единства
финансовой системы
4. Принцип функционального
назначения отдельных
Целевые задачи
внебюджетных фондов определяются и
решаются соответствующим аппаратом
или передаются в ведение определенного
министерства или правительства.
Вертикальный
принцип управления национальным хозяйством
обусловливает соответствующую
структуру финансового аппарата
как на уровне высших органов (министерств,
ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов,
объединений), так и на низовом
уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме
того, в организации финансового аппарата
отражаются особенности управления акционерными,
совместными, смешанными, кооперативными,
а также общественными предприятиями
и организациями.
Финансовая система
характеризуется не только составом входящих
в нее частей, но и потоками финансовых
ресурсов (финансовыми потоками), связывающими
главных агентов финансовых отношений.
Такими агентами следует считать государственный
бюджет, предприятия и предпринимательские
структуры, домашние хозяйства. Кроме
того, финансовые потоки связывают этих
агентов с кредитной системой и с иностранными
государствами в лице их правительств,
фирм, фондов, банков. В результате возникает
система взаимных финансовых связей и
потоков, в упрощенном виде изображенная
на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема
финансовых связей в экономике [2]
За каждой из
указанной на схеме стрелок стоит
множество разнообразных
Финансовая система
должна постоянно совершенствоваться.
Главной задачей
этого процесса является усиление ее
воздействия на стабилизацию и последующее
социально-экономическое
Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы