Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы :
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов;
- охарактеризовать результаты ее проведения;
- подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержание и значение финансовой политики………………………4
1.1.Сущность и цели финансовой политики………………………………4
1.2.Финансовая политика как форма экономической политики…………7
1.3.Элементы финансовой политики……………………………………....9
1.4.Виды финансовой политики…………………………………………..11
1.5.Мировые концепции финансовой политики…………………………15
1.6.Перспективы финансовой политики………………………………….21
Глава 2.Характеристика и анализ финансовой политики России 2008года…24
2.1. Задачи и направления финансовой политики на 2008 год………..24
2.2. Итоги финансовой политики 2008 года…………………………...32
2.3. Оценка эффективности финансовой политики 2008 года………..41
Глава 3.Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг……………………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 94.80 Кб (Скачать)

       За  первые семь месяцев 2008 года бюджетная  система России получила по линии  Федеральной налоговой службы (ФНС) 6,31 триллиона рублей. Из них в  федеральный бюджет поступило 2,71 триллиона  рублей, во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и другие) - 0,92 триллиона рублей, остальное - в региональные и муниципальные  бюджеты. Поступления в бюджетную  систему, по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, выросли на 37,3%. Заметим, что поступления в федеральный бюджет росли быстрее: за январь-июль они составили 5,68 триллиона рублей, что на 46,6% больше, чем в прошлом году. Эта разница связана с поступлениями от Федеральной таможенной службы: за семь месяцев этого года ФТС перечислила в бюджет 2,63 триллиона рублей. Подоходный налог за семь месяцев вырос до 0,93 триллиона рублей, что на 39,3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Самый большой рост отмечен у НДПИ на нефть, его собрали 0,95 триллиона рублей, на 73,9 процента больше, чем в январе-июле 2007 года. Удивил и налог на прибыль. Его поступления увеличились на 46,4% (до 1,65 триллиона рублей) [14 c.3-10].

       Итоги денежно-кредитной  политики 2008 года.

       Высокие темпы инфляции, замедление по сравнению с предшествующим годом темпов экономического роста, существенное повышение спроса на иностранную валюту, падение темпов роста цен на активы обусловили значительное снижение темпов роста спроса на деньги в 2008 году.

       Объем безналичных рублевых средств за январь-ноябрь 2008 года снизился на 1,4% при  росте наличных денег в обращении  на 2,5% (в январе-ноябре 2007 года прирост  соответствующих показателей составил 41,5% и 21,1%).

       Вклады  населения в национальной валюте за одиннадцать месяцев 2008 года сократились  в абсолютном выражении на 1,4% (за январь-ноябрь 2007 года – выросли  на 32,0%). При этом срочные депозиты населения в рублях в январе-ноябре 2008 года увеличились на 0,8%, вклады до востребования уменьшились на 10,4% (за январь-ноябрь 2007 года – рост на 33,8 и 24,6% соответственно).

       С учетом динамики депозитов в иностранной  валюте прирост широкой денежной массы за одиннадцать месяцев 2008 года составил 5,4% (в соответствующем  периоде 2007 года – 33,1%). Основным источником роста широкой денежной массы  в январе-ноябре 2008 года было увеличение требований кредитных организаций  к нефинансовым организациям и населению  на 4,1 трлн. рублей (32,0%). Прирост чистых иностранных активов банковской системы в январе-ноябре 2008 года составил 1,7 трлн. рублей, или 16,8% (в январе-ноябре 2007 года – 2,8 трлн. рублей, или 40,3%).

       В условиях углубления мирового экономического кризиса, сопровождающегося ослаблением  рубля относительно ведущих мировых  валют, резко вырос спрос населения  на наличную иностранную валюту. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в ноябре 2008 года чистый спрос населения на наличную иностранную валюту составил 7,6 млрд. долларов США (в том числе чистый спрос на наличный евро в долларовом эквиваленте составил 3,2 млрд. долларов США, чистый спрос на доллары – 4,4 млрд. долларов США). В соответствии с оценкой платежного баланса Российской Федерации за 2008 год объем наличной иностранной валюты вне банков вырос на 24,8 млрд. долларов США (в 2007 году – снижение на 15,7 млрд. долларов). При этом международные резервы органов денежно-кредитного регулирования снизились в 2008 году на 11,3% по текущим кросс-курсам (в 2007 году наблюдался их рост на 56,4%).

       По  расчетам Минэкономразвития России, в целом за 2008 год (из расчета декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) реальное ослабление рубля к доллару составило  1,2%, к швейцарскому франку – 1,3%, к  японской йене – 20,2%, укрепление к евро – 5,1%, к фунту стерлингов – 30%. Укрепление  реального эффективного курса рубля оценивается в 4,5%.

       В Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008 год  была поставлена цель снижения темпа  прироста потребительских цен до уровня 6-7%. Однако согласно статистическим данным, содержащимся в представленном документе, представленном Министерством экономического развития,  за 2008 год сложилась и получила свое развитие тенденция нарастания инфляционных процессов, причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также товары и услуги [17].

       Итоги инвестиционной политики 2008 года.

       В начале 2008 года на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в Перечень строек и объектов Федеральной  адресной инвестиционной программы (далее  – ФАИП), были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 517,7 млрд.рублей. Однако в течение 2008 года в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 году составил 533,1 млрд.рублей. В рамках федеральных целевых программ (далее - программной части) ФАИП предусмотрено 289,5 млрд. рублей, по объектам, не включенным в федеральные целевые программы (далее - непрограммной части) – 130,7 млрд. рублей. Объем средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд. рублей.

       Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 85,2 млрд. рублей, или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходится на программную часть ФАИП. При этом следует учитывать, что в 2008 году, в отличие от прошлого года, из ФАИП исключены объекты собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

       По  предварительным данным Росстата России, в 2008 году финансирование бюджетных  ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, составило 286,4 млрд. руб. или 73,1% годового лимита.

       Данные  по финансированию и использованию  средств федерального бюджета на реализацию ФАИП в 2008 году приводятся с учетом перераспределения бюджетных  ассигнований с 2008 года на 2009 год на общую сумму порядка 39,6 млрд. рублей.

       По  сравнению с предыдущим месяцем  в декабре существенно вырос  уровень финансирования в рамках Специального комплекса (75,7% против 55,3%). В то же время, уровень финансирования Социального комплекса в декабре  увеличился всего на 3,3% и по-прежнему остается значительно ниже среднего. Финансирование строек и объектов, входящих в Производственные комплексы, по итогам за 2008 год существенно  выше среднего.

       Всего в 2008 году использовано государственными заказчиками 285,9 млрд. рублей государственных  капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

       В среднем по России за 2008 год было использовано 85,1% от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования.

       По  предварительным данным Росстата, за 2008 год осуществлен ввод 371 объекта, из них подлежащих вводу в отчетном году – 329 объектов, при этом 284 объекта  были введены на полную мощность, и  на 45 объектах осуществлен частичный ввод мощностей [12 c.260-270].

       2.3. Оценка эффективности финансовой политики 2008 года 

         Центральным событием 2008 года стал мировой финансовый кризис. Упали цены на главные экспортные российские товары: нефть и газ, металлы, химию. Аккуратная финансовая политика сгладила негативный эффект: главное, что прежде накопили солидный запас, так что на спасение банков денег не жалели. Если бы не глобальный кризис, Россия могла бы иметь более позитивные итоги 2008 года. Динамика первой половины года позволяла на них выйти. Однако, глобальный финансовый кризис, переросший в кризис экономический, неизбежно затронул и Россию.

       Так отличительной особенностью 2008 г. стало  вызванное мировым финансовым кризисом последовательное замедление темпов роста  всех ключевых экономических индикаторов, таких как промышленное производство, строительство, транспорт.

       В 2008 г. происходило снижение внутреннего  спроса, как инвестиционного, так  и потребительского, что отрицательно сказалось на динамике ВВП.

       В 2008 году темп роста ВВП составил 5,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% — во II квартале, 6,2% — в III квартале, до 1,1% — в IV квартале. При отсчете относительно предыдущего квартала (с исключением сезонного фактора) спад отмечен в I квартале (на 0,5%), во II и III кварталах рост возобновился (на 0,8% и 0,7%, соответственно), однако в IV квартале произошел спад на 1,9%.

       Промышленное  производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с 2007 г. (в том числе  в I квартале — на 6.2%, во втором —  на 5,5%, в третьем — на 4,7%). В IV квартале произошло снижение на 6,1% — в основном за счет обрабатывающих производств (-7,7%). В ноябре и декабре произошел резкий спад — соответственно на 8,7% и 10,3%.

       В 2008 г. добыча нефти, включая газовый  конденсат, составила 487,6 млн. т или 99,3% к 2007 г., в том числе в декабре 2008 г. — 41,2 млн. т, 99,1% (к декабрю 2007 г.). На протяжении практически всех месяцев 2008 г. имела место тенденция снижения уровня добычи нефти как по сравнению  с предыдущим периодом, так и соответствующим  периодом 2007 г. Основными факторами  сокращения добычи являются снижение эффективности добычи нефти за счет ухудшения качества сырьевой базы отрасли  и сложности освоения новых месторождений.

       Индекс  производства транспортных средств  и оборудования в 2008 г. составил 109,5% к 2007 г. Производство легковых автомобилей  в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросло на 13,6%. Рост производства легковых автомобилей  обусловлен высокими темпами роста  производства (в основном на сборочных  предприятиях), ростом спроса, связанного с увеличением реальных доходов  населения, а также развитием  автокредитования в январе-сентябре 2008 года. В декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. производство автомобилей сократилось на 16,5%.

       За 2008 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 9,1% к аналогичному периоду 2007 г.  Снижение инвестиционной активности наблюдается с мая 2008 г.

       Рост  реальных располагаемых денежных доходов  населения по итогам 2008 г. составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в т.ч. в декабре — на 11,6%.

       Рост  реальной заработной платы за 2008 г. составил 9,7%, в IV квартале — 2,5%, в декабре  — снижение на 4,6%. Во многом отставание доходов от заработной платы объясняется  снижением доходов от собственности  и предпринимательской активности, а также ростом задолженности  по выплате заработной платы.

       За 2008 г. потребительская инфляция составила 13,3%, что является самым высоким  показателем с 2002 г.

       В связи с падением мировых цен  на материально-сырьевые ресурсы и  дефицитом оборотных средств  потребителей с сентября в промышленности-дефляция. За сентябрь-декабрь цены на промышленные товары упали в среднем на 24,9%.

       Если  рассматривать финансовую политику 2008 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с  их целями и задачами, то среди итогов 2008 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны  ее проведения.

       В Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008 год  была поставлена цель снижения темпа  прироста потребительских цен до уровня 6-7 процентов. Однако согласно статистическим данным, содержащимся в документе, представленном Министерством экономического развития, за 2008 год  сложилась и получила свое развитие тенденция нарастания инфляционных процессов, причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также товары и услуги. Так  по итогам 2008 года инфляция составила 13.3%, что свидетельствует о том, что поставленная задача не была реализована.

       В области налоговой политики положительным  результатом явилась корректировка налогового законодательства. С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

       Так же положительным результатом проводимой налоговой политики стало в первой половине 2008 года высокая собираемость налогов. В июле 2008 года итоги сбора  налогов превысили 1,5 триллиона рублей. А всего за семь месяцев этого  же года собираемость налогов выросла почти на 40%. Эти результаты связаны, с одной стороны, с ростом нефтяных цен, с другой - с улучшением качества налогового администрирования. Но у такой проводимой налоговой политики есть и свой отрицательный момент. Так повышение эффективности фискальной работы стало плохой новостью для бизнеса, который утверждает, что не вынесет такой налоговой нагрузки.  

Информация о работе Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг