Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы :
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов;
- охарактеризовать результаты ее проведения;
- подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержание и значение финансовой политики………………………4
1.1.Сущность и цели финансовой политики………………………………4
1.2.Финансовая политика как форма экономической политики…………7
1.3.Элементы финансовой политики……………………………………....9
1.4.Виды финансовой политики…………………………………………..11
1.5.Мировые концепции финансовой политики…………………………15
1.6.Перспективы финансовой политики………………………………….21
Глава 2.Характеристика и анализ финансовой политики России 2008года…24
2.1. Задачи и направления финансовой политики на 2008 год………..24
2.2. Итоги финансовой политики 2008 года…………………………...32
2.3. Оценка эффективности финансовой политики 2008 года………..41
Глава 3.Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг……………………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 94.80 Кб (Скачать)

       Рост монетизации экономики при одновременном повышении спроса на деньги для уплаты налогов, а также оплаты товаров и услуг, мог бы улучшить общую макроэкономическую ситуацию. Но практический опыт денежно-кредитной и валютной политики Центрального банка показывал, что любое чрезмерное увеличение денежного предложения вело исключительно к росту покупки иностранной валюты и оттока капитала, и денежное предложение возвращалось на прежний уровень.

       Таким образом, денежно-кредитная политика была ограничена более фундаментальными факторами и не могла способствовать повышению эффективности бюджетной  политики. При этом попытки правительства снизить бюджетный дефицит за счет поверхностных мер, в частности, чрезвычайных шагов по сбору налогов, зачетов или секвестра, почти не помогали восстановить баланс с относительно жесткой денежно-кредитной политикой, а лишь уменьшали ее эффективность в результате обострения кризиса неплатежей и увеличения доли не денежных расчетов в экономики важных индикаторов спроса на деньги.

       В целом, несмотря на формальную независимость, все компоненты финансовой политики были достаточно жестко связаны между  собой, а из-за влияния более фундаментальных  экономических факторов финансовая политика не могла оказывать независимого воздействия на экономику. 
 

       1.3.Элементы  финансовой политики. 

       Политика  государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы  и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

       К элементам финансовой политики можно  отнести:

       - налоговую политику;

       - бюджетную политику;

       - денежно-кредитную политику;

       - ценовую политику;

       - таможенную политику;

       - социальную политику;

       - инвестиционную политику;

       - политику в области международных финансов.

       Под бюджетной политикой понимают определение  государством:

       - источников формирования доходов государственного бюджета;

       - приоритетных направлений расходов бюджета;

       - допустимых пределов разбалансированности бюджета;

       - источников финансирования бюджетного дефицита;

       В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая  политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

       Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса  национальной денежной единицы; обеспечение  своевременности и бесперебойности  расчетов в народном хозяйстве и  в различных звеньях финансовой системы через регламентацию  и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью  финансового рынка через регламентацию  эмиссии и размещения государственных  и корпоративных ценных бумаг  и регулирование их оборота (курса  покупки и продажи) и др.

       В кредитно-денежной политике относительную  самостоятельность приобретают  эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

       Инвестиционная  политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных  инвестиций.

       Социальная  политика проводит мероприятия по следующим  направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы  социальных льгот, регулирование вынужденной  миграции и др.

       Все большее значение приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит  управление валютно-финансовыми и  кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением  труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

       Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство  старается занять свое весомое место  на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

       Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности  которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или  сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется  система таможенных платежей или  конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

       Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

       Помощь  международных финансовых организаций  оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

       В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение  сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. 
 

       1.4.Виды  финансовой политики. 

       Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

       Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

       - рост государственных расходов;

       - снижение налогового бремени.

       Другими словами, если в настоящее время  имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада  или депрессии.

       Если  же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных  расходов, пытаясь удержать объем  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно  считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между  данными понятиями существуют серьезные  различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

       В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

       Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.

       Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той  или иной ситуации, сложившейся в  национальной экономике, следует подробнее  остановиться на самом механизме  воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

       Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

       1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

       2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой  политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

       3. Собственно осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

       Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

       Известно, что существуют два типа финансовой политики:

       а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

       б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

       Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому  ее типу. Для второго же он будет  абсолютно неверен, что объясняется  особенностями последнего.

       Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

       Несмотря  на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

       - саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

       - политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

       Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

       Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

       Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

Информация о работе Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг