Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы :
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов;
- охарактеризовать результаты ее проведения;
- подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержание и значение финансовой политики………………………4
1.1.Сущность и цели финансовой политики………………………………4
1.2.Финансовая политика как форма экономической политики…………7
1.3.Элементы финансовой политики……………………………………....9
1.4.Виды финансовой политики…………………………………………..11
1.5.Мировые концепции финансовой политики…………………………15
1.6.Перспективы финансовой политики………………………………….21
Глава 2.Характеристика и анализ финансовой политики России 2008года…24
2.1. Задачи и направления финансовой политики на 2008 год………..24
2.2. Итоги финансовой политики 2008 года…………………………...32
2.3. Оценка эффективности финансовой политики 2008 года………..41
Глава 3.Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг……………………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 94.80 Кб (Скачать)

       Федеральная адресная инвестиционная программа  на 2008 год и на период до 2010 года, сформирована на основе положений Бюджетного кодекса РФ, Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах», графика подготовки проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.

       Осуществление федеральных целевых программ, включая  проекты программ, предполагается производить  по 5 основным направлениям:

  1. «Развитие инфраструктуры» (12 программ на сумму в 2008 году- 292,8 млрд. руб.);
  2. «Новое поколение» (5 программ на сумму в 2008году-16,9 млрд.руб.)
  3. «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» (11 программ на сумму в 2008 году - 75 млрд. руб.);
  4. «Наука, инновации и передовые технологии» (12 программ на сумму в 2008 году - 152,8 млрд. руб.);
  5. «Региональный паритет» (8 программ на сумму в 2008г.-94,9 млрд.руб.)

       На  финансирование ФАИП на 2008 год предлагается выделить  575 млрд. руб..  В 2008 году по сравнению с 2007 годом объемы финансирования ФАИП возрастают на 74,9 млрд. руб. или  на 15% в текущих ценах или на 5,9% в сопоставимых ценах.

       На  финансирование программной части  ФАИП планируется выделить 307,6 млрд. руб. (против 204,5 млрд. руб. - в 2006 году), а  по непрограммной части - 189,2 млрд. руб. (в 2006 г. - 114,4 млрд. руб.).

       К особенностям проекта ФАИП на 2008-2010 годы следует отнести то, что наибольший объем инвестиций - 281,0 млрд. руб. или 48,9% от общего объема ФАИП в 2008 году предполагается использовать в рамках раздела «Национальная экономика», что на 94,2 млрд. руб. или 57,3% больше, чем в 2007 году в сопоставимых ценах.

       В 2008-2010 годах существенно сократятся инвестиции по разделу «Межбюджетные  трансферты». На эти цели в 2008 году планируется  выделить 89,9 млрд. руб., что составляет 15,6% от общего объема ФАИП. Это на 35,7 млрд. руб. и 30,1% меньше, чем в 2007 году в сопоставимых ценах. Снижение обусловлено  изменениями в финансировании объектов капитального строительства региональной и муниципальной собственности. В 2008 году на реализацию инвестиционных проектов социального комплекса будут направлены капитальные вложения в размере 176,1 млрд. руб., или 30,6% от ее общего объема.

       В рамках социального комплекса важнейшими приоритетными направлениями государственного инвестирования являются обеспечение  жильем населения, модернизация коммунальной инфраструктуры, развитие здравоохранения, образования, сохранение культурного  наследия.

       Особое  внимание будет уделено мероприятиям по формированию фонда служебного жилья  для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и помещениями  в общежитиях, а также строительству  и приобретению жилых помещений  для постоянного проживания. На эти  цели в 2008 году предусмотрены капитальные  вложения в размере 36,9 млрд. руб.

       На  строительство метрополитенов в 2008 году планируется направить средства в размере 8,8 млрд. руб., или 5,0% от общего объема средств, предусмотренных на развитие социального комплекса.

       На  развитие и модернизацию производственных комплексов в 2008 году в федеральном  бюджете предусмотрены средства в размере 295,7 млрд. руб., или 51,4% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, что на 60,1 млрд. руб. или 28,4% больше, чем в 2007 году в сопоставимых ценах.

       Основное  место в государственных капитальных  вложениях по данному направлению  отводится объектам транспорта и связи: - 2008 год - 205,4 млрд. руб. (69,5% от общего объема средств, предусмотренных на финансирование производственных комплексов).

       В 2008-2010 годах государственные капитальные  вложения в рамках ФАИП, направляемые на решение проблем топливно-энергетического  комплекса, составят 62,6 млрд. руб., 99,3 и 104,9 млрд. руб. соответственно.

       Еще одним приоритетным направлением государственного инвестирования является укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развитие пограничной и таможенной инфраструктуры.

       Большая часть государственных капитальных  вложений, направленных на решение  данных задач, финансируется в рамках специального комплекса. В 2008-2010 годах  на финансирование специального комплекса  планируется выделить 103,2 млрд. руб., 94,1 млрд. руб. и 97,7 млрд. руб. соответственно. Это составляет 17,9%, 16,8% и 24,9% от общего объема средств на реализацию ФАИП в соответствующих годах. При  этом на государственный оборонный  заказ в 2008-2010 годах приходится 92,1 млрд. руб., 85,8 млрд. руб. и 89,2 млрд. руб. 
 

       2.2. Итоги финансовой политики 2008 года 

       В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учете критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

       Следование  этим стратегическим ориентирам позволило  существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу  целей бюджетной политики - улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

       Были  реализованы меры по следующим направлениям:

       1. Модернизация бюджетного  процесса

       В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации  была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

       Законодательно  определен новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

       Сформированы  Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета  и исполнение принятых расходных  обязательств в случае недостаточности  нефтегазовых доходов, и Фонд национального  благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

       В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило  заложить основу для формирования в  текущем году бюджетных проектировок на 2009 - 2011 годы. Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

       2. Внедрение механизмов  бюджетирования по  результатам.

       Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов.

       В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние  государственные и муниципальные  контракты, упорядочены механизмы  планирования и осуществления бюджетных  инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

       Однако  практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации  в установленные сроки не утвердило  порядки формирования, реализации и  оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и  реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового  обеспечения государственного задания  федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объеме нормативная  и методическая база формирования и  финансового обеспечения государственных  заданий автономным учреждениям.

       С 2008 года внедрена система мониторинга  качества финансового управления, осуществляемого  главными распорядителями средств  федерального бюджета.

       В то же время переход к новой  организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы  сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление  государственного и муниципального финансового контроля, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой  внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового  года.

       3. Бюджетные расходы

       Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны.

       С 1 февраля 2008 г. на 14% увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9% повышено денежное довольствие военнослужащих.

       Была  продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007 г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008 г. предусмотрена ее индексация на 15%. С 1 февраля 2008 г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12%, а с 1 апреля 2008 г. - еще на 7,5%.

       4. Межбюджетные отношения

       Принятые  в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили  закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Начиная с 2008 года впервые на законодательном  уровне созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности. В то же время предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов Российской Федерации, что снижает стимулирующую роль таких субсидий.

       Серьезную озабоченность вызывает и тот  факт, что ряд субъектов Российской Федерации отложили до 2009 года завершение реформы местного самоуправления и  формирование связанных с ней  инструментов и методов межбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектов  Российской Федерации соблюдаются  установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе - закрепление  за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. С трудом преодолеваются традиции "централизованного регулирования" доходов и расходов местных бюджетов [9]. 

       Итоги налоговой политики 2008 года.

       - С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты.

       - Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

       - В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

       - Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам.

       - Введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета.

       Федеральная налоговая служба установила новый  рекорд. В июле 2008 года итоги сбора  налогов превысили 1,5 триллиона рублей. А всего за семь месяцев этого  года собираемость налогов выросла почти на 40%. По мнению экспертов, эти результаты связаны, с одной стороны, с ростом нефтяных цен, с другой - с улучшением качества налогового администрирования. Повышение эффективности фискальной работы стало плохой новостью для бизнеса, который утверждает, что не вынесет такой налоговой нагрузки.

Информация о работе Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг