Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы :
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов;
- охарактеризовать результаты ее проведения;
- подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержание и значение финансовой политики………………………4
1.1.Сущность и цели финансовой политики………………………………4
1.2.Финансовая политика как форма экономической политики…………7
1.3.Элементы финансовой политики……………………………………....9
1.4.Виды финансовой политики…………………………………………..11
1.5.Мировые концепции финансовой политики…………………………15
1.6.Перспективы финансовой политики………………………………….21
Глава 2.Характеристика и анализ финансовой политики России 2008года…24
2.1. Задачи и направления финансовой политики на 2008 год………..24
2.2. Итоги финансовой политики 2008 года…………………………...32
2.3. Оценка эффективности финансовой политики 2008 года………..41
Глава 3.Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг……………………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………
- общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
- социальные программы;
- правительственные закупки;
- государственные инвестиции;
- изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
- управление налоговым гнетом.
Подводя
итог, хотелось бы особенно отметить, что
в любом случае государство, имея
возможность применять все
1.5.Мировые
концепции финансовой
политики.
Государство определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.
Выявление взаимосвязей всех направлений государственного регулирования имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала в лице государства соседствует с частным предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок. Государственное вмешательство в экономику ограничивается поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Монетаризм широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов, ее целью является сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Сдерживание спроса путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходят естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста. В конечном счете задача такой политики сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределения ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Противоположностью монетаризму является финансовая концепция, разработанная Дж. М. Кейнсом, получившая название кейнсианство. Эта концепция отдает предпочтение государственному регулированию и государственной поддержке проводимых в экономике преобразований, Кейнсианство основывается на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а так же экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций. Высокая покупательная способность не всегда повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а это две наиболее актуальные проблемы для российской экономики в настоящее время. Экспансионистская политика требует наличия жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных средств или за счет
роста налоговых поступлений.
Рост
налоговых поступлений
Кейнсианство и монетаризм в чистом виде применяются в мировой финансовой практике редко, так как это чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи возлагаются на государство, требуется разработка твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.
В России применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния национальной экономики способно лишь усугубить кризисные процессы. Выбор форм реализации государственного финансового регулирования особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие развитого частного сектора означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий.
Политика экономического роста, как правило, включает укрепление денежной системы через девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на ее производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Так как российский рубль не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое значение для снижения внешнего долга российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости.
Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. В итоге девальвации ведет к преимущественному росту накоплений по сравнению с потреблением.
Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращение государственных расходов.
Монетаристы утверждают, что результатом свободного ценообразования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсиансты, напротив, считают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств. При возрастании спроса производство увеличивается.
Всеобщий дефицит товаров и продукции приводит к тому, что расширение производства возможно при налаженных хозяйственных связях. Поэтому необходимо добиться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.
Когда денежная система находится в кризисном состоянии, устанавливается натуральный обмен. Бартерные сделки тем активнее, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам оказывается столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется продукция, выпускаемая данным предприятием либо закупаемая или получаемая по бартеру. Бартер выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае пользоваться особыми пропорциями обмена.
Одной из основных проблем экономики в кризисном ее состоянии является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. Весомый вклад в исследование проблемы финансирования бюджетного дефицита внес американский ученый Дж. Тобин. Он доказал, что от условий финансирования бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом на предприятиях, порядок выбора портфеля, характер инвестиций. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Это достигается следующим образом. Имея инвестиционный проект,компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок окупаемости. При этом всегда существуют альтернативные варианты использования капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента, который можно получить на рынке. Это некая усредненная величина, так как существуют многообразные сферы размещения капитала. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, потому что ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями. Оживление торговли акциями создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капиталом.
Выпуск акций — это эмиссионная деятельность, и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противоположность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.
Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения данного негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это сложно из-за того, что, кроме денег, в оборот поступают другие ценные бумаги, в том числе облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, тем более, что государственные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребите-лей продукции. Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.
Значительный интерес представляет модель Эдгрена—Факсена-Одрена. Суть ее в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда не связана с заработной платой, которая растет более высокими темпами. Повышение заработной платы финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возрастающую цену. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек и больше себестоимость. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Потребители промышленной продукции редко меняют поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий.
Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Если не добиться стабильности цен, то насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию. Высоко-конкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.
Высокоразвитые
страны мира при формировании финансовой
концепции экономического роста применяют
элементы как монетаристской, так и
кейнсианской систем, что приводит
к появлению промежуточных теорий с множеством
оттенков, основу которых составляют
национальные государственные особенности
и степень развитости экономик.
1.6.Перспективы
финансовой политики.
Несмотря
на достижение относительной
-
поворота в положительной
- невозможности получения финансовой поддержки со стороны международных финансовых организаций (МФО);
- откладывания реструктуризации банковской системы;
-
отрицательного воздействия
- возможного роста социальной напряженности.
В базовом (официальном) сценарии, определяемом как относительно благоприятный-стабильные мировые товарные цены, получение финансовой поддержки от МФО, политическая стабильность и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и Банк России смогут, по нашим оценкам, поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане: Закон о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс практически не изменится, инфляция стабилизируется на уровне не более 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется на достигнутом уровне. В пользу этих выводов говорят как некоторый рост доходов бюджета в последнее время, так и потенциальная устойчивость платежного баланса. Кроме того, Правительство будет иметь возможность провести переговоры о реструктуризации государственного внешнего долга, которая даст финансовую передышку как минимум еще на один год. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная напряженность ни приведут к падению налоговой дисциплины или росту бюджетных доходов соответственно, а также к откладыванию реструктуризации банковской системы и реализации запланированных мер структурной политики.
Относительно неблагоприятный, бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен на мировых товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки со стороны МФО, серьезную политическую нестабильность в преддверие выборов, а также рост социальной напряженности.
По оценкам, в таком сценарии после относительной стабильности в летние месяцы поддерживаемой напряженным использованием всех ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% в месяц к концу года, дальнейшая девальвация рубля и падение импорта, стагнация отечественного производства, дестабилизация бюджетной ситуации как следствие падения налоговой дисциплины и дополнительной индексации расходов, а также новые долговые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, по всей видимости, будет отложена реализация наиболее существенных структурных реформ, направленных, прежде всего, на развитие конкуренции на товарных рынках за счет повышения финансовой открытости и дисциплины. Этот сценарий базируется не на политических предположениях о последствиях материализации рисков, а на основательных расчетах динамики бюджетного дефицита, платежного баланса и результирующей денежно-кредитной и валютной политики.
Информация о работе Финансовая политика России среднесрочной перспективе 2010-2012гг