Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 698.00 Кб (Скачать)
align="justify">    Главной целью модернизации тарифной системы  служит обеспечение ее соответствия задачам перспективного развития отраслей и секторов экономики страны, переход от преимущественно фискальной функции к выполнению роли регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защиты отдельных сфер.

    В этих целях необходимы:

    повышение эффективности импортного таможенного  тарифа за счет его дифференциации;

    развитие  таможенной инфраструктуры, позволяющей  осуществлять эффективное таможенное администрирование на основе положений  Таможенного кодекса Российской Федерации;

    разработка  и установление оптимального уровня импортных пошлин на переходный период (ориентировочно на 5-7 лет) в целях повышения инвестиционной привлекательности отдельных отраслей российской промышленности и сельского хозяйства;

    сохранение  необходимого уровня тарифной защиты отдельных отраслей, имеющих низкую конкурентоспособность;

    либерализация импортного тарифа на товары, которые в России не производятся либо производятся в недостаточном количестве и/или неудовлетворительного качества и которые необходимы для снижения общеэкономических издержек;

    отмена  экспортных тарифов на продукцию  с высокой степенью переработки;

    совершенствование автоматизированных систем таможенного  оформления грузов и таможенного  контроля, включая систему электронной  обработки таможенных деклараций.

Поддержка экспорта

    Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

    В 2003-2005 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие  мероприятия:

    создание  системы государственного страхования и гарантирования российских экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков;

    ежегодная поддержка из федерального бюджета  экспорта российской промышленной продукции  и услуг;

    поддержка участия российских организаций  в реализации инвестиционных проектов за рубежом и расширение поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений;

    поддержка участия отечественных предприятий  в международных проектах;

    введение  в действие системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные базы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России;

    проведение  с участием представителей бизнес-сообщества комплексного анализа мировых рынков продукции с выделением секторов, в которых Россия может конкурировать с ведущими мировыми экспортерами, обеспечение широкой доступности результатов этого анализа;

    формирование  системы мониторинга факторов, препятствующих экспорту товаров и услуг, с целью обеспечения благоприятных условий доступа товаров и услуг на международные рынки сбыта, предотвращения или эффективного разрешения торговых споров;

    совершенствование мер таможенно-тарифного и налогового регулирования экспорта промышленной продукции;

    оптимизация таможенных пошлин с целью повышения  конкурентоспособности отечественной  продукции на мировых рынках;

    обеспечение эффективного взаимодействия органов  государственной власти с бизнес-ассоциациями по вопросам содействия экспорту.

Международные региональные приоритеты внешнеэкономической  политики

    Важным  элементом внешнеэкономической  политики в предстоящий период будет  формирование международных региональных приоритетов:

    формирование  единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Украины, других заинтересованных и готовых к этому стран, предусматривающего поэтапное введение в отношениях между ними принципов свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы;

    укрепление  Евразийского экономического сообщества как ключевой региональной международной экономической организации на пространстве СНГ;

    дальнейшее  совершенствование интеграционного  экономического взаимодействия государств – участников СНГ;

    взаимодействие  с Европейским союзом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 года с целью дальнейшего углубления торгово-экономических связей. Особое внимание будет уделено вопросам последствий расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, включая вопросы Калининградской области. Будет продолжено движение в направлении формирования общего европейского экономического пространства;

    поиски  в рамках торговых отношений с  США, Японией, КНР и другими торговыми  партнерами России новых возможностей для развития торговли и капиталовложений;

    проведение  переговоров с заинтересованными  странами о заключении на основе российского  типового проекта соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Государственное пенсионное обеспечение  и обязательное пенсионное страхование

    Главными  задачами на предстоящий период являются последовательный рост уровня пенсионного  обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.

    В этих целях необходимы следующие  меры:

    проведение  в соответствии с законодательством Российской Федерации периодической индексации текущих пенсионных выплат и расчетного пенсионного капитала;

    законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода  выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

    развитие  законодательства, реализующего права  граждан на накопительную часть  трудовой пенсии;

    развитие  актуарных методов оценки долгосрочной сбалансированности ресурсов и обязательств пенсионной системы;

    создание  системы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при назначении и выплате пенсий, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также соответствующей инфраструктуры для обеспечения процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    обеспечение участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного  пенсионного страхования, а также подготовка соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность как страховщиков;

    введение  профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов  финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем и обеспечивающих необходимый размер досрочной пенсии на период до достижения ее получателем установленного пенсионного возраста;

    подготовка  нормативных правовых актов, устанавливающих  правила создания, функционирования и регулирования деятельности профессиональных пенсионных систем.

Макроэкономические  условия проведения реформ

    Макроэкономические  условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной  политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий.

    Важнейшим элементом, создающим предпосылки  для продолжения институциональных  реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий.

    Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность – одни из ключевых элементов экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста.

    Сложившаяся налоговая система в целом  выполняет свою главную функцию  обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере диверсификации экономики.

    Благоприятный налоговый режим не может полностью  нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.

    Ускорение темпов экономического роста в России требует дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. В условиях подъема экономики и увеличения поступлений в консолидированный бюджет темпы увеличения непроцентных бюджетных расходов не должны превышать темпы экономического роста.

    Необходимо  проведение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повышение результативности и эффективности  бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Требуется обеспечить устойчивость бюджетной системы в условиях высокой зависимости от внешнеэкономических факторов, а также прозрачность процедур планирования, осуществления и оценки результатов бюджетных расходов.

    Одним из важнейших условий развития предпринимательства  является предсказуемость политики государства по регулированию цен  и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которая должна быть ориентирована на снижение энергоемкости  экономики, привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли на принципах конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек.

Денежно-кредитная  политика

    Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста.

    Предполагается  последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.

    Снижение  инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий).

    Динамика  обменного курса рубля будет  определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.

    Кроме того, необходимо принятие следующих мер:

    создание  условий для полной конвертируемости рубля;

    сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;

    постепенный переход к более активному  использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;

    реализация  денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;

    сглаживание неоправданно резких колебаний обменного  курса на внутреннем валютном рынке.

Налоговая политика

    Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)