Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 698.00 Кб (Скачать)

    3. Социальные взносы, то есть выплаты,  осуществляемые частично самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.

    4. Поимущественные налоги, то есть  налоги на имущество дарение  и наследство.

    5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.

    Исходя  из описанной системы налогообложения  представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:

    а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

    б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к обложению товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

    в) Обязательная уплата налогов. Налоговая  система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций  должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными , чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

    г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной  для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

    д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

    е) Налоговая система должна обеспечивать эффектноe перераспределение создаваемого ВНП.

    Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

    1. Обеспечение финансирования государственных  расходов, то есть прямая функция  налогов;

    2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

    3. Государственное антициклическое  и противоинфляционое, секторальное, отраслевое и региональное регулирование  экономики (собственно регулирующая функция).

    Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует  недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

    В связи с этим интересен принцип  взимания налогов в зависимости oт способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

    Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью , важно  остановиться на регулирующих их функциях:

    – установление и изменение системы  налогообложения;

    – определение налоговых ставок, их дифференциация;

    – предоставление налоговых льгот  – освобождение от налогов части  прибылей и капитала с условиями  их целевого использования и соответствии с задачами общей экономической  политики правительства.

    Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов – обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

    Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

    Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий  национального экспорта. Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественныx товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмен пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

    Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика основанная на использовании  встроенных стабилизаторов, также имеет  ряд своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

    Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

Российская  финансовая политика: тенденции и перспективы

Социально-экономические  проблемы и ограничения  развития

    Финансовая  политика Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2004-2005 годы) направлена на обеспечение устойчивого повышения  уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала».

    Средством достижения целей финансовой политики является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.

    Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства Российской Федерации. Приняты пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Осуществляется пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.

    Определенный  прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного  давления на бизнес – снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Принят федеральный закон, направленный на изменение системы регистрации индивидуальных предпринимателей, Государственной Думой рассматривается проект закона, предусматривающий запрет на осуществление органами государственного контроля (надзора) плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации, принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции.

    В области реформирования системы  налогообложения было сделано несколько  важнейших шагов: введены «плоская шкала» подоходного налога и регрессивная шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог на добычу полезных ископаемых.

    Удалось добиться продвижения на переговорах  по присоединению России к Всемирной  торговой организации – началось обсуждение итогового доклада рабочей  группы.

    Признанием  успешности российских реформ, обеспечивших макроэкономическую стабильность, можно  считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

    Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный  закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» (новая редакция), рассматривается проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе.

    Подготовлен ряд законопроектов, касающихся изменения  действующего режима применения налога на имущество организаций и налога на имущество, переходящее в порядке  наследования или дарения. Принят федеральный закон, предусматривающий отмену налогового контроля за расходами граждан.

    Разработана концепция создания и развития финансовой (гарантийной) системы поддержки  экспорта промышленной продукции.

    Вместе  с тем отдельные задачи не были решены. Не принята концепция развития газовой отрасли, что создает некоторые неопределенности в проведении реформ в области электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Не удалось в полном объеме реализовать меры по дебюрократизации экономики, в частности упростить процедуру регистрации юридических лиц.

    Не  завершен перевод в форму оплаты труда и денежного довольствия  натуральных льгот и выплат, установленных  для отдельных категорий государственных  служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов.

    Не  удалось обеспечить законодательное  оформление предложений по развитию системы обязательного медицинского страхования и внедрению механизмов, стимулирующих добровольное страхование  здоровья и жизни, реализовать меры, направленные на повышение адресности государственной социальной помощи.

    По  мере решения первоочередных задач  выявились ограничения для экономического роста и повышения конкурентоспособности  экономики, что требует смещения акцентов в проводимой политике при  сохранении общего направления преобразований.

    Наиболее  успешным периодом экономического развития Российской Федерации по большинству  макроэкономических показателей можно  считать 1999-2002 годы.

    Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство – более чем на 37 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически соответствуют уровню 1998 года, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп ее роста заметно уступал темпу роста реальной заработной платы, что объяснялось, в том числе, восстановлением среднего уровня заработной платы после его падения в 1998-1999 годах.

    Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась поддержанием совокупного профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и состоянием платежного баланса. Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные показатели. Увеличилась степень монетизации экономики, что способствовало повышению платежной дисциплины. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке, по графику обслуживался государственный долг, золотовалютные резервы Банка России увеличились за три последних года почти в 4 раза и составили на конец первого полугодия 2003 г. 64,9 млрд. долларов США.

Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)