Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:08, курсовая работа
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.
В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и 15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента.
Будут
созданы предпосылки для
Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25 процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.
Прогнозируемое
повышение
Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против 9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).
Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом.
Прохождение
пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах,
обусловленное сохранением
Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года. При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около 40 процентов от значений номинального обменного курса.
Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.
Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.
Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.
Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.
Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов.
Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.
В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения.
Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2008 год | |
Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 10-12 | 8-10 | 6,5-8,5 | 5-7 |
ВВП (прирост), в % к предыдущему году | 10,0 | 5,0 | 4,3 | 5,9 | 3,8-5,2 | 4,8-5,9 | 5,0-6,5 |
Структура производства ВВП, %: | |||||||
производство товаров | 40,2 | 38,3 | 36,5 | 35,7 | 35,4 | 35,1 | 34,4 |
производство услуг | 49,2 | 51,0 | 54,0 | 53,4 | 53,8 | 54,1 | 54,8 |
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 5,9 | 3,6-4,7 | 4,0-5,2 | 4,6-5,7 |
Структура промышленного производства, %: | |||||||
доля добывающих отраслей | 50,4 | 48,1 | 49,0 | 49,4 | 48,9 | 48,2 | 45,7 |
доля обрабатывающих отраслей | 49,6 | 51,9 | 51,0 | 50,6 | 51,1 | 51,8 | 54,3 |
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году | 7,7 | 7,5 | 1,7 | 1,0 | 3,5-4,0 | 3,5-4,0 | 3,5-4,0 |
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году | 17,4 | 8,7 | 2,6 | 9,3 | 6,6-8,0 | 8,2-9,2 | 8,2-9,5 |
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 6,5 | 7,1-7,8 | 7,8-8,5 | 10-12 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 105,0 | 101,9 | 107,2 | 124,9 | 113,2-125 | 114,6-131,4 | 126-153 |
Структура экспорта, %: | |||||||
сырье и материалы | 91,4 | 89,8 | 90,7 | 91,3 | 90,7 | 90,3 | 89,0 |
машинотехническая продукция | 8,6 | 10,2 | 9,3 | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 11,0 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 44,9 | 53,8 | 61,0 | 71,0 | 76,2-78,4 | 81,8-86,5 | 98-112 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой): | |||||||
общая | 10,5 | 9,0 | 8,0 | 8,3 | 8,4-8,0 | 8,2-7,9 | 7,1-7,2 |
официально зарегистрированная | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 2,2 | 2,5-2,4 | 2,4-2,2 | 2,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году | 111,9 | 108,5 | 109,9 | 109,2 | 106,7-108,1 | 106,7-108,1 | 106,5-108,0 |
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП | 14,1 | 14,6 | 15,6 | 15,1 | 14,3 | 13,5 | 13,0 |
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП | 25,8 | 25,8 | 28,1 | 26,5 | 24,8 | 23,2 | 22,5 |
В
заключении хочется в общем
Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.
Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.
Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)