Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

     В рамках программы под названием "Программа расширения инновационной  деятельности в России" фонд выделил 329, 7 млн. руб. 20 инновационно-технологическим  центрам, созданным в ряде городов  России за период с 1995 г. Благодаря этому  появилось более 250 предприятий и  свыше 5 тыс. рабочих мест.

     Согласно  ст. 7 указанного положения с 2001 г. на формирование средств данного фонда  должны были выделяться бюджетные ассигнования в размере 1, 5 % средств, предусматриваемых  ежегодно в федеральном бюджете  на финансирование науки. Однако с 2003 г. действие данной нормы ежегодно приостанавливалось.

     В 2004 г. по программе "Старт", предназначенной  для ученых и специалистов, которые  пытаются коммерциализировать свои идеи, на поддержку 400 проектов из федерального бюджета были выделены гранты в размере 750 тыс. руб. на один год. С 2005 г. финансирование проектов московских инноваторов должно осуществляться совместно с Департаментом  поддержки и развития малого предпринимательства, что позволяет увеличить субсидию с 750 тыс. руб. до 1, 5 млн.

     Необходимость создания собственной системы венчурного финансирования не вызывает сомнений. Некоторые шаги в данном направлении  уже предпринимаются. В постановлении  Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О  распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" предусмотрено предоставление субсидий на реализацию мероприятий  по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий  в научно-технической сфере24.

     По  мнению специалистов, без государственной  опеки значительное количество перспективных  идей так и останутся нереализованными. Целесообразно предоставить вновь  создаваемым малым предприятиям налоговые каникулы на время осуществления  инновационного проекта, а крупным  и средним предприятиям - снижать  налогооблагаемую базу на сумму расходов на НИОКР. Если компания сокращает выделяемые на эти цели средства, то соответственно должен снижаться и объем налоговых  льгот.

     По  налоговому законодательству Российской Федерации малые предприятия  могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 24 июля 2002г. Упрощенная система налогообложения предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных.

     Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 налогового кодекса, не привысили 45 млн. рублей25.

     Особенностью  налогообложения малых предприятий  является и то, что они имеют  дополнительные льготы по налогообложению  по сравнению с другими коммерческими  организациями.

     Для всех малых предприятий установлены  следующие льготы:

  • в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более трех лет;
  • налог на добавленную стоимость уплачивает один раз в квартал;
  • освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;
  • в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

     Одной из важных задач законодательной  и исполнительной власти России является снижение налогообложения малого бизнеса. Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных  налоговых режимов для малых  и средних предприятий.26

     Высокая налоговая нагрузка лишает малые  предприятия возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения  является приоритетным направлениями  налоговой политики в части улучшения  деятельности малых предприятий.

     Новая система в значительной мере уравняла “проблемность” для систем налогообложения  субъектов Российской Федерации. Однако, в пункте 7 статьи 67 Налогового кодекса  Российской Федерации записано: “Законом субъекта Российской Федерации и  нормативными правовыми актами, принятыми  представительными органами местного самоуправления по региональным и местным  налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и  условия предоставления инвестиционного  налогового кредита, включая сроки  действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита”27.

     Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует  отменить пониженную ставку зачисленного в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым  предприятиям, и для страховых  организаций, которыми не менее 50% страховых  взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий.

     В отечественной практике венчурное  финансирование, в первую очередь, должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет  способствовать кардинальному обновлению технической базы всех отраслей национального  хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного  катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу малого предпринимательства.

     Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать  передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и  даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента  сегодня сталкивается с очень  большими, если не непреодолимыми, трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально  более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно  большая интеграция в мировой  рынок.

     В настоящее время фонды венчурного капитала могут существовать в трех формах: 

  • закрытое  акционерное общество;
  • коммандитное товарищество;
  • простое товарищество (соглашение о совместной деятельности).
 

     Опытные руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и создать фонд венчурного капитала. В ГК РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для  фонда венчурного капитала или компании по управлению венчурным фондом, в  связи с чем она определяется в большей степени исходя из обстоятельств.

     К сожалению, в России венчурный бизнес пока получил слабое распространение. Спрос на венчурный капитал на много превосходит его предложение. Одной из причин такого положения  является отсутствие адекватной законодательной  базы. В частности, отсутствует правовое определение понятий "венчурный  фонд", "венчурное финансирование", "венчурный капитал" и другое. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. Необходима законодательная база, которая  позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия.

     В нашей стране нет отдельного закона или положения о венчурном  капитале. По сути, венчурный капитал, как правовое понятие, просто не существует. Как следствие, для венчурного капитала нети благоприятных правовых условий, которые удовлетворяли бы как  потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. В связи с этим возникают проблемы, связанные с пробелами в законодательстве и не до конца отработанными законами.

     Показательным примером является вопрос гарантии имущественных  прав, включая права на интеллектуальную собственность. Неурегулированность  этих вопросов создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным  нововведениям следует создавать  самые благоприятные условия, в  которых они могли бы процветать и крепнуть, и прежде всего окупать  затраты на их разработку. Кроме  того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау становятся непривлекательными или даже нереальными, и будут  оставаться таковыми до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной  торговой организации.

     В России отсутствует статус наибольшего  правового благоприятствования, который  данный финансовый инструмент получил  с учетом связанного с ним дополнительного  риска и его значимости для  развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное  регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики  видами деятельности, как электронная  коммерция, высокотехнологичные отрасли  и т.д. Следует четко описать  правовой статус фондов венчурного капитала с момента их появления (создания).

     Одним из эффективных способов развития бизнеса  для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг.

     Франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.

     По  существу суть франчайзинга заключается  в обмене (впрочем, как и все  товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает  секретам своего бизнеса и предоставляет  определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ  франчайзи делится с франчайзором своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

     Франчайзинг - это система сетевого бизнеса, состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.

     В последние годы наблюдается рост инновационной активности субъектов  малого предпринимательства. Объем  инвестиций за последние 3 года увеличиваются  на 2,8 р. В  отраслевой структуре  инвестиции наибольший удельный вес  занимает строительство – 70,5%, оптовая  и розничная торговля – 17,6%, обрабатывающие производства – 6,5%.

     Для финансирования своей деятельности малые предприятия так же используют овердрафт - это форма краткосрочного кредитования, когда Банк осуществляет платежи со счета клиента в пределах установленного лимита при отсутствии или недостаточности на данном счете денежных средств. Это более дорогой источник финансирования, тем не менее ему часто отдают предпочтение из-за его большей гибкости.

     Преимущества  овердрафта: 

  • возможность оперативного использования кредитных  ресурсов Банка;
  • отсутствие необходимости в оформлении залогового обеспечения;
  • начисление процентов только при использовании установленного лимита овердрафта;
  • возможность пересмотра лимита овердрафта при увеличении среднемесячных поступлений на счет в Банке.
 

     Овердрафт доступен клиентам, применяющим как  общую, так и упрощенную систему  налогообложения. Расчет лимита производится в зависимости от размера поступлений  на счета клиента. 
 
 

 

      2.2.          Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах

 

     В Японии Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она представляет на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы на увеличение основного  и оборотного капиталов.

     На  кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат, она ежегодно выдает займы на сумму  почти 500 млрд. иен.

     В Японии есть еще одно специализированное учреждение – Банк Соко-Чукин, финансирующий  деятельность кооперативов, малых и  средних предприятий, а так же отдельных их чипов. Для финансирования специальных приоритетных программ в области структурной перестройки  малых и средних предприятий, охраны окружающей среды упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса  и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

     Государство обеспечивает гарантирование и страхование  кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую Систему дополнительного общественного кредитования. С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

     Таким образом, в Японии создана и функционирует  всесторонняя государственная поддержка  малого предпринимательства на разных уровнях.

     Если  рассматривать финансирование малых предприятий в США, то здесь можно выделить две основные альтернативы: кредитование и акционирование. Основным преимуществом кредитного финансирования является то, что после возврата кредита владелец сохраняет свой контроль над предприятием и не несет более никаких обязательств перед кредитором.

     Наиболее  привлекательный аспект акционирования, как известно, сводится к следующему: полученные компанией денежные средства остаются в ее распоряжении, поскольку  у акционеров не существует обязательств, предусматривающих их возврат в  прямой форме. Иметь долю в собственности  предприятия могут его акционеры, частные инвесторы, компании венчурного финансирования.

     Основным  источником финансов малых предприятий в США является именно кредитование, что подтверждается различными данными. Так, в 2000г. более 80% малых предприятий имеют непогашенный кредит в форме кредитовой линии, ссуды или финансового лизинга, по сравнению с 55% в 1998г28. Частота использования данных форм кредитования возрастает с увеличением размера предприятия. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, имели меньше непогашенных кредитов, чем предприятия в других отраслях, что связано с тем, что данным предприятиям необходимы оборудование и запасы в меньшем объеме.

     Ведущим органом государственной поддержки  малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса, ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса  по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и в местных органах  власти.

     Администрация малого бизнеса решает три важнейшие  задачи: обеспечение финансовой поддержки  малых и средних предприятий; содействие в получении государственных  заказов; предоставление технических  и консультационных услуг по вопросам управления. В задачу Администрации малого бизнеса входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело. Одна из главных задач Администрации малого бизнеса заключается в обеспечении финансовой поддержки мелким и средним предпринимателям.

     В Европе можно выделить две различные финансовые системы, основанные на деятельности банков и на финансовых рынках. В первом случае основным источником финансирования служат ссуды и банки, играющие наиболее важную роль в представлении финансирования. Во втором случае более важную роль играет выпуск акций и облигаций.

     Для финансирования своей деятельности малые предприятия помимо банковских ссуд используют овердрафт. Это более дорогой источник финансирования, тем не менее ему часто отдают предпочтение из-за его большей гибкости.

     Таким образом можно сказать, что главным  источником формирования финансов малых предприятий в США и странах Европы является банковский кредит.

     Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Это подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Такая деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, а потому и получила государственное признание и поддержку. Малые предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни потом. 
 

       
 
 

 

     Заключение

 

     В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации народного хозяйства  страны. Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский  сектор; лучше используются местные  сырьевые ресурсы.

     Социальная  функция малых предприятий состоит  в их способности в больших  масштабах поглощать незанятую  рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому  развитие малых предприятий - это  наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий  глобальные основы ресурсосберегающего  экономического роста в стране.

     В течение всей работы установилось, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     Малый бизнес даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.

     В мировой практике накоплен богатейший опыт по созданию малых предприятий и поддержкой их государством различными методами – от налоговых льгот до прямых государственных заказов и инвестиций. России плохо удавались изделия массового и крупносерийного производства, но издавна наша страна гордилась уникальными изделиями, поэтому целесообразно уделять больше внимания развитию малых предприятий с наукоёмкими технологиями.

     Если  создать соответственные условия, обеспечивающие комплексную поддержку  малого бизнеса на общеосновном и  региональном уровнях, и возможности  для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов, в том числе  и банковского сектора, неизбежно  устремляется в малый бизнес29. Они будут содействовать тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом. 
 

 

Список  использованной литературы

 
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" // СПС «Консультант плюс»
  3. Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №65 "О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" // СПС «Консультант плюс»
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая. М.: Издательство «Омега-Л», 2010.
  5. Блинов А.О. Малое предпринимательство. М.: Ось – 89, 2000.
  6. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2004
  7. Малый бизнес: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: КНОРУС, 2009
  8. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Сб. статей. М., 2005.
  9. Финансы: Учебник / Под ред. А. М. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  10. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Центр “Март”, 2000.
  11. Экономика предприятия: Учебник д. вузов. 4-е изд./ Под ред. В. М. Семенова: Питер, 2005. - С. 23
  12. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, Юнити, 1996.
  13. А. Цурелин. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист. 2006. №12.
  14. А. Цыгичко. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. 2001.  №11.
  15. А. И. Шпынова. Источники формирования финансов малых и средних предприятий // Банковское дело. 2007. №4.
  16. А. С. Шуткин. Малый бизнес и местные бюджеты // Финансы. 2005. №5.
  17. Блинов А. Развитие предпринимательства. // Экономист. 2008. №6.
  18. В. Воронов. Инновационные технологии в малом предпринимательстве – ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. №7.
  19. Г. А. Дементова. Проблемы налогооблажения малого бизнеса // Финансы. 2009. №7.
  20. Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса // Экономист. 2002. №1.
  21. Д. В. Савинова. О формировании механизма привлечения кредитных ресурсов в малый бизнес // Деньги и кредит. 2009. №5.
  22. Демковuч В. И. Организация работы с клиентами малого и среднего предпринимательства в коммерческом банке: практические аспекты // Деньги и кредит. 2009. №6.
  23. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. №2.
  24. Крюков С.П. Поддержка малого бизнеса увеличивается //  Деньги и кредит. 2009. №6.
  25. М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина. Малый бизнес и местные бюджеты // Финансы. 2005. №4.
  26. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материялам Первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Росийский экономический журнал. 2000. №3.
  27. O. Оганян. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. №7.
  28. С. П. Крюков. Поддержка малого бизнеса увеличивается // Деньги и кредит. 2009. №6.
  29. Шульгина И. В. Финансирование малых инновационных предприятий (опыт США) // Науковедение. 2003. № 2.
  30. Э. Н. Сванидзе, В. И. Ляховенко. О конкурентоспособности новой  продукции малых предприятий // Финансы. 2008. №12.
  31. http://statistika.ru/

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса