Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа
Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.
Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63
В рамках программы под названием "Программа расширения инновационной деятельности в России" фонд выделил 329, 7 млн. руб. 20 инновационно-технологическим центрам, созданным в ряде городов России за период с 1995 г. Благодаря этому появилось более 250 предприятий и свыше 5 тыс. рабочих мест.
Согласно ст. 7 указанного положения с 2001 г. на формирование средств данного фонда должны были выделяться бюджетные ассигнования в размере 1, 5 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки. Однако с 2003 г. действие данной нормы ежегодно приостанавливалось.
В
2004 г. по программе "Старт", предназначенной
для ученых и специалистов, которые
пытаются коммерциализировать свои
идеи, на поддержку 400 проектов из федерального
бюджета были выделены гранты в размере
750 тыс. руб. на один год. С 2005 г. финансирование
проектов московских инноваторов должно
осуществляться совместно с Департаментом
поддержки и развития малого предпринимательства,
что позволяет увеличить
Необходимость создания собственной системы венчурного финансирования не вызывает сомнений. Некоторые шаги в данном направлении уже предпринимаются. В постановлении Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" предусмотрено предоставление субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере24.
По
мнению специалистов, без государственной
опеки значительное количество перспективных
идей так и останутся
По налоговому законодательству Российской Федерации малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 24 июля 2002г. Упрощенная система налогообложения предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 налогового кодекса, не привысили 45 млн. рублей25.
Особенностью
налогообложения малых
Для всех малых предприятий установлены следующие льготы:
Одной из важных задач законодательной и исполнительной власти России является снижение налогообложения малого бизнеса. Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий.26
Высокая
налоговая нагрузка лишает малые
предприятия возможности
Новая система в значительной мере уравняла “проблемность” для систем налогообложения субъектов Российской Федерации. Однако, в пункте 7 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации записано: “Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита”27.
Среди
мер, косвенно стимулирующих развитие
малого предпринимательства, следует
отменить пониженную ставку зачисленного
в федеральный бюджет налога на прибыль
(8%) для банков, предоставляющих не
менее 50% общей суммы кредитов малым
предприятиям, и для страховых
организаций, которыми не менее 50% страховых
взносов за отчетный период получено
от страхования имущественных
В отечественной практике венчурное финансирование, в первую очередь, должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической базы всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу малого предпринимательства.
Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень большими, если не непреодолимыми, трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок.
В
настоящее время фонды
Опытные руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и создать фонд венчурного капитала. В ГК РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для фонда венчурного капитала или компании по управлению венчурным фондом, в связи с чем она определяется в большей степени исходя из обстоятельств.
К
сожалению, в России венчурный бизнес
пока получил слабое распространение.
Спрос на венчурный капитал на
много превосходит его
В
нашей стране нет отдельного закона
или положения о венчурном
капитале. По сути, венчурный капитал,
как правовое понятие, просто не существует.
Как следствие, для венчурного капитала
нети благоприятных правовых условий,
которые удовлетворяли бы как
потребностям венчурного капиталиста,
так и инвестируемой компании.
В связи с этим возникают проблемы,
связанные с пробелами в
Показательным
примером является вопрос гарантии имущественных
прав, включая права на интеллектуальную
собственность. Неурегулированность
этих вопросов создает неустойчивую
ситуацию в области, где высокотехнологичным
нововведениям следует
В России отсутствует статус наибольшего правового благоприятствования, который данный финансовый инструмент получил с учетом связанного с ним дополнительного риска и его значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т.д. Следует четко описать правовой статус фондов венчурного капитала с момента их появления (создания).
Одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг.
Франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.
По
существу суть франчайзинга заключается
в обмене (впрочем, как и все
товарно-денежные отношения): франчайзор
отдает франчайзи право пользоваться
относительно известным брендом, обучает
секретам своего бизнеса и предоставляет
определенные относительные гарантии
надежности бизнеса, так как на практике
доказана его успешность. В ответ
франчайзи делится с
Франчайзинг - это система сетевого бизнеса, состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.
В последние годы наблюдается рост инновационной активности субъектов малого предпринимательства. Объем инвестиций за последние 3 года увеличиваются на 2,8 р. В отраслевой структуре инвестиции наибольший удельный вес занимает строительство – 70,5%, оптовая и розничная торговля – 17,6%, обрабатывающие производства – 6,5%.
Для финансирования своей деятельности малые предприятия так же используют овердрафт - это форма краткосрочного кредитования, когда Банк осуществляет платежи со счета клиента в пределах установленного лимита при отсутствии или недостаточности на данном счете денежных средств. Это более дорогой источник финансирования, тем не менее ему часто отдают предпочтение из-за его большей гибкости.
Преимущества
овердрафта:
Овердрафт
доступен клиентам, применяющим как
общую, так и упрощенную систему
налогообложения. Расчет лимита производится
в зависимости от размера поступлений
на счета клиента.
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах
В Японии Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она представляет на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы на увеличение основного и оборотного капиталов.
На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат, она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд. иен.
В
Японии есть еще одно специализированное
учреждение – Банк Соко-Чукин, финансирующий
деятельность кооперативов, малых и
средних предприятий, а так же
отдельных их чипов. Для финансирования
специальных приоритетных программ
в области структурной
Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую Систему дополнительного общественного кредитования. С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.
Если рассматривать финансирование малых предприятий в США, то здесь можно выделить две основные альтернативы: кредитование и акционирование. Основным преимуществом кредитного финансирования является то, что после возврата кредита владелец сохраняет свой контроль над предприятием и не несет более никаких обязательств перед кредитором.
Наиболее
привлекательный аспект акционирования,
как известно, сводится к следующему:
полученные компанией денежные средства
остаются в ее распоряжении, поскольку
у акционеров не существует обязательств,
предусматривающих их возврат в
прямой форме. Иметь долю в собственности
предприятия могут его
Основным источником финансов малых предприятий в США является именно кредитование, что подтверждается различными данными. Так, в 2000г. более 80% малых предприятий имеют непогашенный кредит в форме кредитовой линии, ссуды или финансового лизинга, по сравнению с 55% в 1998г28. Частота использования данных форм кредитования возрастает с увеличением размера предприятия. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, имели меньше непогашенных кредитов, чем предприятия в других отраслях, что связано с тем, что данным предприятиям необходимы оборудование и запасы в меньшем объеме.
Ведущим
органом государственной
Администрация малого бизнеса решает три важнейшие задачи: обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий; содействие в получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления. В задачу Администрации малого бизнеса входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело. Одна из главных задач Администрации малого бизнеса заключается в обеспечении финансовой поддержки мелким и средним предпринимателям.
В Европе можно выделить две различные финансовые системы, основанные на деятельности банков и на финансовых рынках. В первом случае основным источником финансирования служат ссуды и банки, играющие наиболее важную роль в представлении финансирования. Во втором случае более важную роль играет выпуск акций и облигаций.
Для финансирования своей деятельности малые предприятия помимо банковских ссуд используют овердрафт. Это более дорогой источник финансирования, тем не менее ему часто отдают предпочтение из-за его большей гибкости.
Таким образом можно сказать, что главным источником формирования финансов малых предприятий в США и странах Европы является банковский кредит.
Малые
предприятия пользуются поддержкой
государства во всех развитых странах.
Это подтверждает, что малое предпринимательство
как новая форма организации общественно
необходимого труда отвечает социально-экономическим
интересам России. Такая деятельность
в равной степени полезна как для экономики
страны в целом, так и для каждого гражданина
в отдельности, а потому и получила государственное
признание и поддержку. Малые предпринимательство
является таким источником развития, от
которого Россия не может отказаться ни
сейчас, ни потом.
В
настоящее время вопрос развития
сети малых предприятий включен
как один из важнейших в программу
демонополизации народного
Социальная
функция малых предприятий
В течение всей работы установилось, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Малый бизнес даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.
В мировой практике накоплен богатейший опыт по созданию малых предприятий и поддержкой их государством различными методами – от налоговых льгот до прямых государственных заказов и инвестиций. России плохо удавались изделия массового и крупносерийного производства, но издавна наша страна гордилась уникальными изделиями, поэтому целесообразно уделять больше внимания развитию малых предприятий с наукоёмкими технологиями.
Если
создать соответственные