Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

     Для ускорения научно-технического прогресса  большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений3.

     Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:

  • активизация структурной перестройки экономики;
  • насыщение потребительского рынка товарами;
  • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
  • расширение конкуренции;
  • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
  • укрепление экономической базы местных органов власти;
  • развитие сел, небольших городов;
  • возрождение художественных промыслов.

     Любому  вновь создаваемому предприятию  требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно  для малых предприятий, которые  в силу своей специфики слабо  защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Поэтому предпринимательская  деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.

     Хотелось  бы особенно обратить внимание на две  большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие  результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное  и экстенсивное развитие экономики.

     Малые предприятия интенсивного направления  призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь  закладывается основа глобальных структурных  изменений. Поощрение малых инновационных  предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический  прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий.

     Эти крупные преобразования призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

     Малый бизнес отличается от среднего и особенно крупного предпринимательства существенно  иным технологическим и организационным  укладом. Его живучесть во много  зависит не столько от соперничества  внутри крупного и среднего бизнеса  и между ними, сколько от “конкурентной  борьбы гигантов, обладающих мощным и  инновационным, и инвестиционным ресурсами”4.

     Выделять  малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать  наравне с крупными, особенно в  годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие  предприятия  по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они  неизбежно сталкиваются с рядом  организационно–технических и коммерческих трудностей. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.

     Развитие  малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурирующей среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

     Российский  малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его  рождения – 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации  № 446 были введены критерии отнесения  предприятий к категории малых, определены общие условия и правила  их функционирования.  На начало реформ пришелся мощный рывок людей в  частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч  новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс  сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом  за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий были малыми.5

     В наше время вопрос развития сети малых  предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Здесь  предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

  • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

     Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во-первых, выделением структурных  единиц из состава объединений и  предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных  началах. Последний путь в современных  условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

     На  долю малого предпринимательства в России приходится 21% ВВП (рост на 4 % по сравнению с данными на 1 января 2008 г.), количество занятых 11 млн. 419 тысяч человек (рост на 12 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года)6. Однако, по этим показателям, Россия отстает от США, развитых стран Европы, Японии, Китая. Вместе с тем, в силу менее благоприятных условий хозяйствования, по сравнению с крупными предприятиями, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, и, следовательно, нуждаются со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморегулирования этого сектора экономики.

     Для характеристики малого предпринимательства  важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая  об их включенности в воспроизводственный  процесс страны, степени влияния  на темпы роста и динамику структурных  сдвигов, участия в решении социальных проблем.

     До  последнего времени основная часть  малых предприятий России функционирует  по-прежнему в торговле и общественном питании (47,9%) промышленности (32,7%) и строительстве (12,8%). В этих отраслях и сейчас занято 3/4 всех малых предприятий (77,6%)7. Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

     В российской промышленности малые предприятия  представлены в основном в машиностроении и металлообработке, в лесной, деревообрабаты-вающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

     По  данным Госкомстата России, объем  произведенных на малых предприятиях продукции, работ и услуг в 2008 г. составил 131,6 млрд. руб. Основной объем деятельности (75,4 %) был сосредоточен в тех же трех отраслях экономики. В промышленности было произведено продукции на 29,3 млрд. руб. (22,3%), в торговле и общественном питании - на 37,2 млрд. руб. (28,3%), в строительстве - на 32,7 млрд. руб. (24,8%).

     На  малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения  страны. В 2008 г. среднесписочная численность  работников этих предприятий составила 7220,3 тыс. чел., а с учетом численности  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера - 7976,1 тыс. чел. При этом среднесписочная  численность работников, занятых  на предприятиях торговли и общественного  питания, составила 2812,8 тыс. чел. (39,0%), на промышленных предприятиях - 1445,7 тыс. чел. (20,0%), на строительных предприятиях - 1342,4 тыс. чел. (18,6%).

     Данные  о развитии и состоянии малого предпринимательства в России позволяют  говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство  становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.

       Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара по отношению к рублю.

        Иная картина складывается в  строительстве и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К 2008 году общее количество предприятий строительного и промышленного профиля уступает предприятиям торговли и общественного питания. Но по числу занятых их отставание уже в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания.

        В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности, производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов, комплектующих для жилого фонда, деревообработке и другие.

     Деятельность  малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2008 году в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме правового характера она достигает 96%.8

        Три названные отрасли определяют  «лицо» российского бизнеса. На  них приходится 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой  ими продукции и 3/4 всех занятых  в этой сфере.

        Выделение в качестве отраслевого  ядра малого бизнеса торговли  и общественного питания, строительства  и промышленности не означает, что прочие его сферы носят  второстепенный характер, в том  числе с точки зрения перспектив  его развития.

     Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес – пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем преимущественно в малых формах.

     Анализ  деятельности малого предпринимательства  в России за период с 2007 по 2008г. выявил наметившиеся  положительные тенденции, в частности “наблюдается рост количества малых предприятий с 819,5 тыс. до 868,4 тыс.; среднесписочной численности рабочих с 6596,8 тыс. человек до 7815,1 тыс. человек; объема производства и инвестиций в основной капитал – возросли соответственно на 1615,9 млн. рублей и на 69457 млн. рублей”9. Между тем, настораживающим фактором является ярко выраженная тенденция снижения значений показателей рентабельности продаж (с 3,1% до 1,8%). Ситуация на 1 января 2008 года представлена в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Количе6ство зарегистрированных малых предприятий  по субъектам Центрального ФО на 1 января 2008 г.

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса