Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  Ивановский государственный университет

Кафедра финансов и банковского дела 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА» 
 
 

Выполнил:

Студент ОДО 3 года обучения

ХХХ

Проверил:

Научный руководитель:

ХХХ 
 

Иваново 2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3

Глава 1.  Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5

    1.   Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
    1.   Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24

Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30

      2.1.  Финансирование малого предпринимательства в России………… 30

      2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57

Заключение……………………………………………………………….……. 61

Список  использованной литературы……………………………….…...…. 63

 
 

 

     Введение

 

     Малое предпринимательство как субъект  экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный  для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

     Под предпринимательством, или предпринимательской  деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

     Для развития предпринимательства нужны  и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

     Это обусловило актуальность данной курсовой работы.

     Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить специфические особенности его финансирования и обозначить наиболее острые проблемы в этой области.

     В соответствии с поставленной целью  сформулированы задачи:

  • исследование малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
  • выявить состояние и проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом;
  • изучение форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
  • выявление путей совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства
  • определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства;
  • выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

        Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса.

        Предметом исследования являются методы поддержки и развития малого бизнеса, используемые в России, а так же особенности применения зарубежного опыта.

        Разработке проблем  становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д. 

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства

    1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России
 

     В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ ”О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

     По  настоящему Федеральному закону к субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

                а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно  для средних предприятий;

                б) до ста человек включительно  для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.1

     К субъектам малого предпринимательства относятся также  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

     На  предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

     Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом в структуре  финансовой системы государства.

        В структуре финансовых отношений  финансы предприятий занимают  исходное, определяющее положение,  так как обслуживают основное  звено общественного производства, где создаются материальные блага. В составе финансов предприятий можно выделить следующие группы денежных отношений

       Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные средства предприятия и привлеченные им из разных источников.

        Первоначально формирование финансовых  ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его величина показывает размер тех основных и оборотных денежных средств, которые инвестированы в процесс производства.

         В дальнейшем финансовые ресурсы  формируются главным образом  за счет прибыли и амортизационных  отчислений. Наряду с ними источниками  финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, различные целевые поступления, оплата содержания детей в дошкольных учреждениях, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

         Кроме того предприятия могут  получать финансовые ресурсы  в порядке перераспределения  (в виде выплат страхового возмещения  от страховых компаний, от ассоциаций, концернов и отраслевых структур, в которые они входят).

        Финансовое обеспечение воспроизводственных  затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

     Рассмотрим  преимущества малых предприятий. К  ним следует отнести разрешение производить ускоренную амортизацию  активной части производственных фондов, обеспечение малых предприятий материально-техническим ресурсами организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

     В основу механизма образования малого предприятия положено несколько признаков:

  • все предприятия малого бизнеса вне зависимости от форм собственности должно находится в одинаковых стартовых условиях хозяйствования;
  • простота создания малого предприятия;
  • малые предприятия могут создаваться во всех отраслях промышленности, народного хозяйства, за исключением видов деятельности, которые являются прерогативой государства.

     Развитие  любой формы предпринимательства  зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в  стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя  использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений2.

     Таким образом, на территории Российской Федерации  малым можно считать предприятие, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности  общественных объединений, доля которых  в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной  форме собственности, не запрещенное  законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких  предприятий.

     Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с  постоянно обновляемой номенклатурой  и ассортиментом выпускаемых  изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в  условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые  предприятия при сравнительном  насыщении рынка, находят себя в  доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении  является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия  утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия  для сборочных предприятий. Кроме  того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким  риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых  видов изделий.

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса