Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа
Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.
Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63
Субъекты РФ |
Количество зарегистрированных МП на 1 января 2008 г. в расчете на 100 тыс. чел. Населения1 |
Прирост/сокращение количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. Населения1 за период 01.01.2007-01.01.2008 | Количество зарегистрированных МП на 1 января 2007 г. в расчете на 1 тыс. чел. экономически активного населения2 | Прирост/сокращение количества зарегистрированных МП на 1 тыс. чел. экономически активного населения за период 01.01.2007-01.01.2008 | ||
РФ | 792,8 | 72,9 | 15,4 | 1,4 | ||
Центральный ФО | 996,9 | 56,5 | 18,9 | 1,1 | ||
Белгородская область | 714,5 | 46,3 | 15,1 | 1,0 | ||
Брянская область | 341,6 | 7,4 | 7,1 | 0,2 | ||
Владимирская область | 571,5 | 80,7 | 10,5 | 1,5 | ||
Воронежская область | 745,5 | 94,3 | 15,3 | 1,9 | ||
Ивановская область | 448,5 | 9,0 | 8,7 | 0,2 | ||
Калужская область | 665,7 | 48,9 | 12,4 | 0,9 | ||
Костромская область | 641,1 | 223,0 | 12,5 | 4,4 | ||
Курская область | 408,6 | 75,1 | 8,0 | 1,5 | ||
Липецкая область | 554,7 | 126,1 | 11,3 | 2,6 | ||
Московская область | 696,9 | 34,7 | 12,9 | 0,6 | ||
Орловская область | 403,6 | -23,7 | 8,0 | -0,5 | ||
Рязанская область | 577,5 | 50,2 | 11,4 | 1,0 | ||
Смоленская область | 431,8 | 68,7 | 8,2 | 1,3 | ||
Тамбовская область | 366,9 | 61,1 | 7,6 | 1,3 | ||
Тверская область | 505,1 | 21,0 | 9,8 | 0,4 | ||
Тульская область | 548,7 | 86,3 | 11,1 | 1,7 | ||
Ярославская область | 709,6 | 0,0 | 13,4 | 0,0 | ||
г. Москва | 2060,2 | 63,4 | 36,5 | 1,1 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.
2 исходя из
численности экономически активного населения
на 1 января 2006 г.
На 1 января 2008 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1137,4 тыс., что на 10,1% выше, чем по состоянию на 1 января 2007 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 792,8 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2007 г. на 72,9 ед.10
Что же тормозит становление и развитие в нашей стране малого бизнеса, выполняемого важнейшие социальные и экономические функции? Прежде всего, нерешенность практически повсеместно по стране одних и тех же проблем: “недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие – незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты; проблем подготовки в регионах квалифицированных кадров”11.
В
силу такой неблагоприятной
Для
успешного ведения малого предпринимательского
дела необходимо иметь качества, которые
отличают предпринимателей-
Среди наиболее открытых проблем в малом бизнесе в стране следует выделить дефицит первичного капитала, несовершенство нормативной базы и системы налогообложения, структуру спроса на внутреннем рынке, а так же недостаток квалифицированных кадров.
Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
В правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России к настоящему времени сделаны только самые первые шаги. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Круг
не простых проблем связан и с
социальной защитой предпринимательской
деятельности. Известно, что ранее
существовавшая на основе распределения
общественных фондов система социальных
гарантий и социального обеспечения
в условиях переходного периода
оказалась практически
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
1) нормативно-правовое;
2) финансово-кредитное;
3) обеспечение безопасности;
4) информационно-техническое;
5) организационное;
6) кадровое и консультационное обеспечение;
7) внешнеэкономическая деятельность.
Российский
рынок товаров массового спроса
удовлетворяет потребности
Ключевая
проблема импортозамещения заключается
в обновлении технологических процессов,
то есть в осуществлении инноваций,
способствующих повышению качества
изделий при обеспечении
Высокой
эффективности инновационных
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна
роль малого бизнеса в осуществление
прорыва по ряду важнейших направлений
НТП, прежде всего в области электроники,
кибернетики и информатики. В
нашей стране эту роль трудно переоценить,
имея в виду, развернувшийся процесс
конверсии. Все эти и многие другие
свойства малого бизнеса делают его
развитие существенным фактором и составной
частью реформирования экономики России.
Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:
Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой:
Малые предприятия эффективны
не только в потребительской
сфере, но и как производители
отдельных узлов и малых
Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% - розничной13. На них работает более 80% от общей численности работающих.