Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)
 
Субъекты  РФ
 
Количество  зарегистрированных МП на 1 января 2008 г. в расчете на 100 тыс. чел. Населения1
Прирост/сокращение количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. Населения1 за период 01.01.2007-01.01.2008 Количество  зарегистрированных МП на 1 января 2007 г. в расчете на 1 тыс. чел.  экономически активного населения2 Прирост/сокращение количества зарегистрированных МП на 1 тыс. чел.  экономически активного  населения за период 01.01.2007-01.01.2008
РФ 792,8 72,9 15,4 1,4
Центральный ФО 996,9 56,5 18,9 1,1
Белгородская  область 714,5 46,3 15,1 1,0
Брянская  область 341,6 7,4 7,1 0,2
Владимирская  область 571,5 80,7 10,5 1,5
Воронежская область 745,5 94,3 15,3 1,9
Ивановская  область 448,5 9,0 8,7 0,2
Калужская область 665,7 48,9 12,4 0,9
Костромская область 641,1 223,0 12,5 4,4
Курская область 408,6 75,1 8,0 1,5
Липецкая  область 554,7 126,1 11,3 2,6
Московская  область 696,9 34,7 12,9 0,6
Орловская область 403,6 -23,7 8,0 -0,5
Рязанская область 577,5 50,2 11,4 1,0
Смоленская  область 431,8 68,7 8,2 1,3
Тамбовская  область 366,9 61,1 7,6 1,3
Тверская  область 505,1 21,0 9,8 0,4
Тульская  область 548,7 86,3 11,1 1,7
Ярославская область 709,6 0,0 13,4 0,0
г. Москва 2060,2 63,4 36,5 1,1
 

1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.

2 исходя из численности экономически активного населения на 1 января 2006 г. 

     На 1 января 2008 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1137,4 тыс., что на 10,1% выше, чем по состоянию  на 1 января 2007 г. Количество МП в расчете  на 100 тыс. жителей достигло 792,8 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2007 г. на 72,9 ед.10

     Что же тормозит становление и развитие в нашей стране малого бизнеса, выполняемого важнейшие социальные и экономические  функции? Прежде всего, нерешенность практически  повсеместно по стране одних и  тех же проблем: “недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие – незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты; проблем подготовки в регионах квалифицированных кадров”11.

     В силу такой неблагоприятной экономической  ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем  межрегиональных связей малых предприятий  незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что  начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров  развития малого предпринимательства  с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся  между городами России и зарубежными странами.

      Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые  отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель  ставит на карту свое собственное  достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.                   

      Среди наиболее открытых проблем в малом  бизнесе в стране следует выделить дефицит первичного капитала, несовершенство нормативной базы и системы налогообложения, структуру спроса на внутреннем рынке, а так же недостаток квалифицированных  кадров. 

      Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально-техническая, так и финансовая. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

      Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

     В правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России к настоящему времени сделаны только самые первые шаги. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

     Еще одна важная проблема – кадры. Часто  говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с  тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно  обществу, во-вторых, что и им требуется  приобрести определенный объем знаний. Между тем с обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом.

     Круг  не простых проблем связан и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения  в условиях переходного периода  оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему  заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою –  тем более.

     По  моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

     1) нормативно-правовое;

     2) финансово-кредитное;

     3) обеспечение безопасности;

     4) информационно-техническое;

     5) организационное;

     6) кадровое и консультационное  обеспечение;

     7) внешнеэкономическая деятельность.

     Российский  рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей  в значительной степени за счет импорта. В то же время страна располагает  материально-сырьевыми, энергетическими  и трудовыми ресурсами для  выпуска большинства видов изделий  с издержками, не превышающими зарубежный уровень.

     Ключевая  проблема импортозамещения заключается  в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.12 В последние годы инновационная активность промышленных предприятий снизилась, отразилась на качестве продукции.

     Высокой эффективности инновационных технологий в малом предпринимательстве  способствуют следующие его особенности. Малый бизнес проявляет повышенную «живучесть» в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных  технологий. Он чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован аккумулировать их. В связи с небольшими объемами производства риск потерь, вызванных переходом к новым технологиям, относительно невелик.

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

     Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей  высокомонополизированной экономики  имеет первостепенное значение.

     Нельзя  также забывать, что малые предприятия  оказывают меньше воздействие и  на экологическую обстановку.

     Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его  развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России. 
 

    1. Малое предпринимательство в зарубежных странах
 

     Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет  в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый  бизнес, где он представлен совокупностью  многочисленных малых и средних  предприятий. Основная масса их –  это мельчайшие предприятия, в которых  работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

     Социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:

  • изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);
  • неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;
  • формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

     Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах  с развитой рыночной экономикой:

  • усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;
  • радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств
  • усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;
  • появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;
  • возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;
  • государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.

      Малые предприятия эффективны  не только в потребительской  сфере, но и как производители  отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов,  необходимых для производства  необходимой продукции, выпуск  которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость  комплексного подхода к определению  места и роли малых предприятий  в экономике общества. В малом  предпринимательстве кроются большие  резервы, которые можно поставить  и на службу России.

     Россия  только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% - розничной13. На них работает более 80% от общей численности работающих.

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса