Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

     Микрокредитование в ближайшей перспективе может сыграть ведущую роль в развитии малого предпринимательства. Этот механизм кредитной поддержки в сфере малого предпринимательства приобретает все более широкое значение. “К настоящему времени механизм микрокредитования применяется более чем в 30 субъектах Российской Федерации”19. В России микрокредитование малого бизнеса осуществляют в основном Сбербанк Российской Федерации и Европейский банк реконструкции и развития.

     Поддержка микрофинансирования предусматривает  субсидирование стоимости привлечения  кредитных ресурсов российскими  микрофинансовыми организациями. Такие  организации могут снизить ставки по выдаваемым ими микрозаймам.

     Предоставление  бюджетных средств по проектам поддержки  малого предпринимательства может  быть осуществлено в следующих формах:

  • субсидий физическим и юридическим лицам;
  • оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.
 

     В администрации Иваново создан и  функционирует координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Более 50% членов совета – это предприниматели города. Поэтому все решения городской власти относительно субъектов малого и среднего предпринимательства проходят предварительные обсуждения и критику со стороны предпринимателей.

     Например, вопросы оказания финансовой и имущественной  поддержки малому и среднему предпринимательству  в рамках реализации соответствующей  программы рассматриваются непосредственно  координационным советом. Если в 2008 г. на финансовую поддержку в бюджете города было предусмотрено более 1 млн. руб., в 2009 г. – 1,2 млн. руб. В планах администрации в следующем году увеличить финансирование вдвое – до 2,4 млн. руб. Эти деньги выделяются на субсидирование процентной ставки по кредитам, на обучение, выставочную деятельность и информационную поддержку.  

       Для осуществления имущественной  поддержки в администрации Иваново  составлен реестр муниципальных  помещений, которые исключены  из плана приватизации.  В июле 2008 года администрацией города было предложено 18-ти субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим право на имущественную поддержку и арендуемые помещения которых вошли в программу приватизации на 2008 год, обратиться в администрацию города за предоставлением им имущественной поддержки.

     Именно на координационном совете рассматривались такие вопросы, как изменение коэффициентов единого налога на вмененный доход, минимизация негативных последствий при введении рыночного размера арендной платы за пользование недвижимым муниципальным имуществом. В результате коэффициенты ЕНВД с 2008 г. не изменились, а в некоторой части даже уменьшились – для продажи детских товаров и комиссионной торговли. Причем, поступления в городской бюджет по ЕНВД в 2009 г. остались на уровне 100% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

     Члены координационного совета определили коэффициенты муниципальной поддержки для снижения рыночного размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом.  

       На уровне областного центра  реализуется региональная Программа  дополнительных мероприятий Ивановской  области на 2009 год по снижению  напряженности на рынке труда.  Одно из направлений программы  – «Содействие развитию малого  бизнеса и самозанятости безработных  граждан», в рамках которого предполагается  безвозмездное субсидирование горожан  на открытие и развитие собственного  бизнеса.  

       В конце апреля в администрации  Иваново заседание координационного  комитета содействия занятости  населения по реализации программы, на котором были одобрены 5 бизнес-проектов безработных граждан. Трое ивановцев уже получили средства на развитие своего бизнеса. В целом же, в рамках реализации указанного направления программы, помощь на организацию собственного дела должны получить не менее 10 безработных ивановцев. Объемы финансирования по направлению «Содействие развитию малого бизнеса и самозанятости безработных граждан» по г. Иваново составят 429 тыс. руб.

     Согласно  данным фонда социального страхования  Российской Федерации, в 2008 году общее  количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Иванове  составило 20,5 тыс. единиц. Более 14% налоговых  поступлений в бюджет города обеспечивает малый бизнес.  

       Наибольшая доля в количественном  соотношении приходится на малые  и средние предприятия в сфере  торговли, что связано прежде  всего с относительно низкими  стартовыми затратами на открытие  данных видов бизнеса и относительно  быстрой оборачиваемостью капитала. За 2008 г. число малых и средних предприятий указанной сферы составило около 10,7 тыс. единиц, или 52,2% от зарегистрированных малых и средних предприятий. В обрабатывающем производстве сосредоточено 12,5% от общего количества малых и средних предприятий. Строительное производство охватывает 4% малых и средних предприятий, а транспорт и связь – 10,9%.

     В настоящее время в России не распространено использование банковских кредитов для финансирования малого предпринимательства. “Около половины бизнесменов (48,4%) не использовали банковские кредиты в своем бизнесе и не нуждались в этом, и всего 27,6% заявили о том, что пользовались ими. 22,4% предпринимателей сообщили, что попытались получить кредит, но условия оказались не выгодными”20. Более 80% капитала в России формируется за счет собственных средств.

     Факторами, ограничивающими возможности получения  малыми предприятиями банковского  кредита, являются особо жесткие  требования к ним со стороны банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что  у многих из этой категории заемщиков  отсутствует солидная кредитная  история, для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной  мобильности капитала), им присуща  неликвидная структура активов (в  ней почти нет недвижимости, которая  могла бы служить залогом для  банковского кредита), и т. п.

     При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный  и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу  жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с  последним банкиры в свою очередь  отказываются работать с малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия  предоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних»  платежеспособных заемщиков «в тень»  и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.

     В настоящее время действует несколько  программ (в том числе в рамках займа Европейского банка реконструкции и развития) для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объему для малых и средних предприятий21.

     Сбербанк  разработал специальную программу  для развития малого бизнеса. Суть новой  программы — гибкость, либеральность  и индивидуальный подход к каждому  заемщику, позволяющий найти оптимальные, цивилизованные и эффективные способы  развития малого бизнеса. Главные его  достоинства — консультирование, оказание квалифицированной помощи специалистов банка в подготовке документов для открытия расчетного счета, проведение наличных и безналичных  операций, оперативное предоставление кредитных ресурсов. Данный Центр имеет положительный опыт работы .

     Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

     При всем многообразии возможных подходов к формированию методологической базы обслуживания клиентов в коммерческом банке наиболее очевидно выделить два  основных направления: подход индивидуальный и так называемый массовый подход. Это два направления, которые в кредитных организациях традиционно применяются к работе с корпоративными клиентами и розничного бизнеса соответственно.

     Рассмотрим  подробнее, чем же так «уникален» этот клиент малого и среднего бизнеса и почему для работы с ним следует создавать какую-то «особенную» систему обслуживания.

     Первой  и неоспоримой характеристикой  этого клиентского сегмента является его «вариативность» с точки  зрения юридических форм и непосредственно  организационной модели ведения  бизнеса. При этом нельзя забывать, что при организации своей  работы (с технической точки зрения) представители малых предприятий очень часто комбинируют юридические формы внутри одного бизнеса.

     Помимо  наличия связных компаний, клиенты  малых предприятий отличаются еще  и многопрофильностью бизнеса. Следует иметь в виду, что «классический» малый бизнес всегда подвержен риску вытеснения конкурентами, резкому изменению конъюнктуры рынка и другим негативным факторам. Сочетая в своей деятельности торговлю и производство, услуги и производство, торговлю и услуги (и зачастую - в различных отраслях), малый бизнес старается диверсифицировать свою деятельность и тем самым создать себе «пространство для маневра».

     Таким образом, по своей сути, клиенты малых  предприятий являются типичными корпоративными клиентами банков.

     Следует особо отметить один неочевидный, но, на мой взгляд, очень важный момент. На сегодняшний день очень многие банки на российском рынке стараются  развивать работу с клиентами  малого и среднего предпринимательства, справедливо полагая, что это  один из самых правильных шагов в  направлении диверсификации клиентской базы и банковских рисков. При этом зачастую банки считают, что основой успешной работы с клиентами малых предприятий является использование «правильных» методик проведения анализа платежеспособности потенциальных заемщиков, а также «правильно» подобранные кредитные продукты для субъектов малых предприятий. Вот именно на этих двух моментах и сконцентрированы максимальные усилия банков. Безусловно, эти два момента очень важны. Но если при работе с крупными корпоративными клиентами решение вопроса с наличием в банке «грамотной» методики оценки кредитуемых проектов является необходимым и почти достаточным условием эффективности и прибыльности кредитной работы, то в случае с клиентами малых предприятий этого оказывается недостаточно. Так же необходимо отметить, что формирование документов под конкретного клиента приходит к тому, что один кредит рассматривается в срок до месяца(как это происходит с кредитами крупным корпоративным клиентам), что является абсолютно неприемлемым в случае с кредитованием малых предприятий.

     Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

     Функционирование  малых предприятий и кредитных  учреждений в рыночной экономике, с  одной стороны, требует решения  проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

     При расчете кредитоспособности предприятия  используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

     Создание  специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых  предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо, дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса