Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа
Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.
Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63
Микрокредитование в ближайшей перспективе может сыграть ведущую роль в развитии малого предпринимательства. Этот механизм кредитной поддержки в сфере малого предпринимательства приобретает все более широкое значение. “К настоящему времени механизм микрокредитования применяется более чем в 30 субъектах Российской Федерации”19. В России микрокредитование малого бизнеса осуществляют в основном Сбербанк Российской Федерации и Европейский банк реконструкции и развития.
Поддержка
микрофинансирования
Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:
В администрации Иваново создан и функционирует координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Более 50% членов совета – это предприниматели города. Поэтому все решения городской власти относительно субъектов малого и среднего предпринимательства проходят предварительные обсуждения и критику со стороны предпринимателей.
Например,
вопросы оказания финансовой и имущественной
поддержки малому и среднему предпринимательству
в рамках реализации соответствующей
программы рассматриваются
Для осуществления
Именно на координационном совете рассматривались такие вопросы, как изменение коэффициентов единого налога на вмененный доход, минимизация негативных последствий при введении рыночного размера арендной платы за пользование недвижимым муниципальным имуществом. В результате коэффициенты ЕНВД с 2008 г. не изменились, а в некоторой части даже уменьшились – для продажи детских товаров и комиссионной торговли. Причем, поступления в городской бюджет по ЕНВД в 2009 г. остались на уровне 100% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Члены координационного совета определили коэффициенты муниципальной поддержки для снижения рыночного размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
На уровне областного центра
реализуется региональная
В конце апреля в
Согласно данным фонда социального страхования Российской Федерации, в 2008 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Иванове составило 20,5 тыс. единиц. Более 14% налоговых поступлений в бюджет города обеспечивает малый бизнес.
Наибольшая доля в
В настоящее время в России не распространено использование банковских кредитов для финансирования малого предпринимательства. “Около половины бизнесменов (48,4%) не использовали банковские кредиты в своем бизнесе и не нуждались в этом, и всего 27,6% заявили о том, что пользовались ими. 22,4% предпринимателей сообщили, что попытались получить кредит, но условия оказались не выгодными”20. Более 80% капитала в России формируется за счет собственных средств.
Факторами,
ограничивающими возможности
При
отсутствии поддержки банков, предлагающих
спекулятивные условия
В
настоящее время действует
Сбербанк
разработал специальную программу
для развития малого бизнеса. Суть новой
программы — гибкость, либеральность
и индивидуальный подход к каждому
заемщику, позволяющий найти оптимальные,
цивилизованные и эффективные способы
развития малого бизнеса. Главные его
достоинства —
Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.
При всем многообразии возможных подходов к формированию методологической базы обслуживания клиентов в коммерческом банке наиболее очевидно выделить два основных направления: подход индивидуальный и так называемый массовый подход. Это два направления, которые в кредитных организациях традиционно применяются к работе с корпоративными клиентами и розничного бизнеса соответственно.
Рассмотрим подробнее, чем же так «уникален» этот клиент малого и среднего бизнеса и почему для работы с ним следует создавать какую-то «особенную» систему обслуживания.
Первой и неоспоримой характеристикой этого клиентского сегмента является его «вариативность» с точки зрения юридических форм и непосредственно организационной модели ведения бизнеса. При этом нельзя забывать, что при организации своей работы (с технической точки зрения) представители малых предприятий очень часто комбинируют юридические формы внутри одного бизнеса.
Помимо наличия связных компаний, клиенты малых предприятий отличаются еще и многопрофильностью бизнеса. Следует иметь в виду, что «классический» малый бизнес всегда подвержен риску вытеснения конкурентами, резкому изменению конъюнктуры рынка и другим негативным факторам. Сочетая в своей деятельности торговлю и производство, услуги и производство, торговлю и услуги (и зачастую - в различных отраслях), малый бизнес старается диверсифицировать свою деятельность и тем самым создать себе «пространство для маневра».
Таким образом, по своей сути, клиенты малых предприятий являются типичными корпоративными клиентами банков.
Следует особо отметить один неочевидный, но, на мой взгляд, очень важный момент. На сегодняшний день очень многие банки на российском рынке стараются развивать работу с клиентами малого и среднего предпринимательства, справедливо полагая, что это один из самых правильных шагов в направлении диверсификации клиентской базы и банковских рисков. При этом зачастую банки считают, что основой успешной работы с клиентами малых предприятий является использование «правильных» методик проведения анализа платежеспособности потенциальных заемщиков, а также «правильно» подобранные кредитные продукты для субъектов малых предприятий. Вот именно на этих двух моментах и сконцентрированы максимальные усилия банков. Безусловно, эти два момента очень важны. Но если при работе с крупными корпоративными клиентами решение вопроса с наличием в банке «грамотной» методики оценки кредитуемых проектов является необходимым и почти достаточным условием эффективности и прибыльности кредитной работы, то в случае с клиентами малых предприятий этого оказывается недостаточно. Так же необходимо отметить, что формирование документов под конкретного клиента приходит к тому, что один кредит рассматривается в срок до месяца(как это происходит с кредитами крупным корпоративным клиентам), что является абсолютно неприемлемым в случае с кредитованием малых предприятий.
Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.
Функционирование
малых предприятий и кредитных
учреждений в рыночной экономике, с
одной стороны, требует решения
проблемы выработки критериев платежеспо
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.
Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо, дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.