Финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам 3 курс.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

     В Японии развитие малого бизнеса имеет  свою специфику. Здесь малые и  средние фирмы являются важным элементом  экономики на ряду с крупными могущественными  корпорациями. В мировой экономике  огромное количество предприятий и  фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих). В Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия  получают и выполняют заказы от крупных  фирм – машиностроительных, авиастроительных и автомобилестроительных.

     В зарубежных странах для определения  принадлежности предприятия к сектору  малого бизнеса, как правило, полагаются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой  продукции или объема капитала и  объем производственных фондов.

     В Японии показатель объема капитала колеблется от 100 млн. иен в обрабатывающей промышленности, до 50 млн. иен в оптовой торговле и менее 10 млн. иен в розничной  торговле.

     В ФРГ этот показатель колеблется от 1 млн. до 250 млн. марок. Фирмы с оборотом до 1 млн. марок относится к мельчайшим.

     В Великобритании показатель объема капитала не должен превышать:

    • в розничной торговле - не более 185 тыс. фунтов ст.;
    • в оптовой торговле - не свыше 730 тыс. фунтов ст.;
    • в моторостроении - не свыше 365 тыс. фунтов ст.;
    • в различных услугах - не свыше 185 тыс. фунтов ст.;
    • дорожный транспорт – не более пяти средств передвижения.

     Во  Франции (без учета налогов) годовой  оборот, оцениваемый на дату закрытия последнего баланса, первоначально  не должен был превышать 200 млн. франков.

     В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

     В Германии к мелким относятся предприятия  с количеством занятых от 1 до 15 человек.

     В Австрии верхний порог занятости  составляет 100 человек.

     В Великобритании, согласно докладу комиссии Боултона, в обрабатывающей промышленности фирма считается мелкой, если в  ней занято более 200 работников в  строительной, в горнообрабатывающей  и угольной промышленности – не более 25 работников.

     Наряду  с общим понятием малого и среднего предпринимательства во Франции существуют различные классификации предприятий. Самые мелкие  предприятия объединяют практически все кустарные производства. К ним относят фирмы с занятостью до 100 человек. Малыми считаются фирмы с занятостью до 200 человек.

     В Италии предприятия с количеством  занятых от 1 до 19 причисляются к  мельчайшим фирмам, от 22 до 99 – к  мелким, от 100 до 499 – к средним.14

     Малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в  обрабатывающей промышленности – 21%, в  строительстве – 80%, в оптовой  торговле – 86%, сфере обслуживания – 81%15. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

     В зависимости от того, какой вид  деятельности, и какую стратегию  поведения выбирает предприятие  на рынке, в экономике западных стран  выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

  • КОММУНАНТЫ.  Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
  • ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
  • ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

     В Западной Европе примерно половина продукции  обрабатывающей промышленности изготавливается  на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. 

 

    Глава 2. Финансирование малого бизнеса

      2.1.          Финансирование малого предпринимательства в России

 

     Изучение  области финансирования малого и  среднего бизнеса необходимо для  выявления и решения имеющихся  в этой сфере проблем.

     Среди проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо выделить слабую финансово-кредитную поддержку  малого предпринимательства как  со стороны государственных, так  и коммерческих структур.

     Независимо  от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности малых предприятий, они имеют особый статус среди прочих субъектов экономики. Законодательство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку малого предпринимательства, устанавливая основные направления стимулирования и развития субъектов малого предпринимательства, а также льготы и другие меры поддержки малых предприятий.

     Для того чтобы иметь возможность пользоваться льготами, установленными для малых предприятий, и поддержкой со стороны государства, организация должна удовлетворять определенным условиям по численности работающих и структуре уставного капитала. Если предприятие попадает в эти рамки и к тому же работает в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, строительство или ремонтно-строительные работы, оно имеет максимальные льготы.

     Кроме этого, для субъектов малого бизнеса предусматривается поддержка в их информационном обеспечении, подготовке кадров, производственно-технологическая и инновационная поддержка, поощряется внешнеэкономическая деятельность.

     Таким образом, потенциал субъектов малого предпринимательства значительно расширяется за счет комплекса нормативных мер, направленных на его стимулирование.

     Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:

  • создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

     Финансовая  поддержка малого предпринимательства  осуществляется при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации. Эффективным источником финансовых средств для малых  предприятий является микрокредитование, привлечение венчурного капитала, для уже добившихся успеха фирм и желающих развиваться дальше - франчайзинг. Малые предприятия помимо банковских ссуд используют овердрафт, а так же  банковские кредиты.

     Государство должно перераспределять часть своих  средств и направлять их на осуществление  программы развития малого предпринимательства. Выделяемые государством финансовые средства должны распределяться главным образом  через фонды поддержки малого предприятия.

     Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя: прямое финансовое субсидирование; льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; введение государственных заказов; содействие и ассоциации предпринимателей16. А так же в этот список включается формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнесинкубаторов, консультационных пунктов.

     В 2009 году на поддержку малого и среднего производства через систему государственных  банков будет направлено порядка 100 млрд. рублей. При этом объем государственной  поддержки, осуществляемой по линии  Российского банка развития, составит в текущем году не менее 30 млрд. рублей17.

     В основном государственную поддержку  получают те малые предприятия, которые  стремятся к повышению уровня специализации.

     Реализация  комплекса мероприятий по поддержке  малого предпринимательства начата Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  в 2005 году, для чего в федеральном  бюджете было предусмотрено 1,5 млрд. рублей. В 2008 году эта сумма составила 17 млн. рублей.

     Поддержка осуществлялась по четырем направлениям: создание инфраструктурной сети; поддержка  экспортно-ориентированного малого бизнеса; развитие микрофинансирования малого бизнеса; поддержка малого бизнеса  в научно-технической сфере. В  их числе поддержка проектов в 21 субъекте Федерации по развитию кредитования (субсидирование процентной ставки), поддержка  экспорта – в 14 субъектах Федерации, создание венчурных фондов – в 7 субъектах, создание сети центров поддержки  и развития инициативных проекторов регионов.18

     Создание  инфраструктурной сети предполагает выделение средств на строительство зданий, где могут размещаться фирмы, прошедшие конкурсный отбор. Вначале таким фирмам, особенно инновационного типа, для дальнейшего развития необходимы льготные условия, поскольку затраты на аренду помещения и коммунальные платежи являются таким бременем для стартующих компаний. Иногда не хватает денег на офисную технику, оплату интернета. Инфраструктурная сеть позволяет частично решить этот комплекс проблем для предприятия и создает благоприятные условия для стартового развития.

     В программе поддержки экспортно-ориентированного малого уклада целесообразно выделение финансирования тем компаниям, которые могут и хотят производить экспортно-ориентированную продукцию. В рамках этой программы важна поддержка по следующим направлениям. Во-первых, финансовая помощь в сертификации продукции по международным нормам, так как часто это является обязательным требованием при экспорте. Во-вторых, компенсация затрат (до двух третей) на участие в выставках предпринимателей за рубежом. В-третьих, субсидирование (до половины) процентной ставки по кредитам внешнеэкономических сделок. Кроме того, в 2005 году инициировано создание Российского национального комитета микрофинансирования.

Информация о работе Финансовая поддержка малого бизнеса