Автор: Татьяна Студеникина, 07 Декабря 2010 в 19:37, курсовая работа
Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.
Введение………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства…………………………………………………………………………..…… 5
1. Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Роль малых предприятий в России ………………………………………………..………..………….…...….. 5
2. Малое предпринимательство в зарубежных странах…………..….. 24
Глава 2. Финансирование малого бизнеса………….……………………… 30
2.1. Финансирование малого предпринимательства в России………… 30
2.2. Финансирование малого предпринимательства в зарубежных странах……………………………………….………………………………………. 57
Заключение……………………………………………………………….……. 61
Список использованной литературы……………………………….…...…. 63
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование.
Российское
законодательство предусматривает
возможность участия в
Разновидностью спонсорского финансирования инвестиционных проектов малых предприятий можно считать механизм венчурного инвестирования. Эта модель может успешно действовать в сфере информационных технологий, здравоохранения и биотехнологий, энергетике и транспорте, в потребительском секторе.
Венчурные фонды занимаются прямым инвестированием в малые инновационные предприятия на ранней стадии из развития. Отношения государства и фирм в сфере венчурного инвестирования должны быть основаны на партнерстве. В случае возникновения такого партнерства необходимо четко определить риски обеих сторон. Средства федерального бюджета должны выступать в роли катализатора развития фонда. Государство выделяет до 50% фонда, остальные средства поступят от частных инвесторов.
Как
показывает мировой опыт, малый бизнес
обладает большей способностью к
нововведениям, чем крупные компании.
Свобода поиска и поощрение инициативы,
отсутствие бюрократизма в рассмотрении
вопросов, готовность к риску, быстрая
апробация выдвинутых оригинальных
предложений - далеко не полный перечень
отличительных черт научно-технической
деятельности небольших компаний. Из-за
ограниченности финансовых средств
малый бизнес заинтересован в
ускоренной разработке и реализации
технических проектов. По имеющимся
оценкам, на решение вопросов разработки
большинства технических
Представляет
интерес выделение
Во-первых,
применяются совершенно иные методы
оценки размеров необходимых малым
предприятиям фондов. Банки и другие
финансово-кредитные институты
Во-вторых, банки являются лишь кредиторами, и их интересует рыночная позиция малого предприятия только для получения гарантии погашения кредита, тогда как фирмы венчурного капитала являются собственниками, их инвестиции осуществляются в виде акционерного капитала. Иными словами, венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала, а инвесторы становятся акционерами малых инновационных фирм.
В-третьих, венчурное финансирование отличается от других форм более высоким уровнем рискованности из-за отсутствия каких-либо гарантий успешного роста начинающей компании. Это является отрицательной чертой данной формы финансирования. Однако успех новой технологии может окупить расходы на ее разработку с лихвой, в сотни тысяч раз.
Можно
выделить два важнейших недостатка
венчурного финансирования, касающихся
прежде всего малых предприятий:
Венчурное
финансирование осуществляется юридическими
и физическими лицами как через
венчурные фонды, так и напрямую,
без посредников. Российское законодательство
предусматривает возможность
Вот
основные формы венчурного финансирования:
На данный момент можно говорить, что после достаточно стремительного начального этапа в развитии венчурного капитала в России продвижение этого финансового инструмента сменилось застоем. В настоящее время в России действует примерно 40 управленческих компаний, проводящих сделки с венчурным капиталом; их капитал оценивается на уровне 2, 5-3 млрд. дол. США. Из этой суммы 500 млн. дол. имеются в наличии и 350 млн. дол. были действительно инвестированы.
Большинство инвесторов пришли на рынок российского венчурного капитала восемь лет назад и ранее. Новых крупных участников этого рынка так и не появилось. Это связано прежде всего с финансовым кризисом 1998 г., приостановившим подготовку нескольких программ венчурною финансирования.
Развитие
венчурного капитала в значительной
степени связано и зависит
от деятельности международных финансовых
институтов (Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР). Международная
финансовая компания (МФК) и доноров
(Европейская Комиссия, AMP США, правительства
зарубежных стран), которые активно
вовлечены в процесс
В последние годы в России действует в общей сложности 10 РВФ с общим капиталом 320 млн. евро. При анализе рынка российского венчурного капитала необходимо выделить деятельность трех активно действующих групп РВФ, где основную роль играют следующие фонды "Квадрига", "Орел" и "Норум".
В
России, как свидетельствуют
Еще
хуже обстоят дела с внедрением результатов
научных исследований. Десятилетняя
практика коммерциализации объектов интеллектуальной
собственности силами отдельных
специалистов и научных коллективов
показала, что после успешного
старта проблемы в виде противодействия
поставщиков импортной
В
развитых зарубежных странах давно
уже отработан механизм финансирования
рисковых инновационных проектов. На
российском рынке "венчурной индустрии",
по исследованиям РАВИ, работают порядка
50 зарубежных фондов с общей капитализацией
около 3 млрд. дол. Но сфера их интересов
в основном ограничивается инновациями
на потребительском рынке. За последние
5 лет иностранные инвесторы
С
1994 г. в России действует фонд, предоставляющий
венчурные инвестиции на стадии идеи
- государственный Фонд содействия
развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере. Согласно
п. 6 положения 7 Постановления Правительства
РФ от 03.02.1994 №65 "О фонде содействия
развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере" фонд
может предоставлять для
Источником формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, а также добровольные взносы предприятий.
Фонд
содействия финансирует 40-50 проектов в
год. Выбор проектов для финансирования
осуществляет конкурсная комиссия на
основании заключений экспертов. Средний
«размер» проекта составляет около
100 млн. рублей. Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-