Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
Введение 3
Теоритическая часть
1. Федеральные налоги с юридических лиц 4
1.1. Налог на добавленную стоимость 4
1.2. Акцизы 6
1.3. Единый социальный налог 7
1.4. Налог на прибыль организаций 9
1.5. Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина 12
2. Налоги в зарубежных странах. 17
Практическая часть
3. Анализ поступления налогов с юридических лиц в январе-марте 2009 г 28
4. Динамика налоговых поступления (2008-2009 гг.) 30
5. Корреляционная зависимость между ВВП и НДС 36
6. Минфин о поступлении налогов с юридических лиц в 2009 год 40
Заключение 45
Список литературы 46
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями:
1) НДС (45%);
2) налога на добычу полезных ископаемых (23%);
3) ЕСН (15%);
4) налога на прибыль (13%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2009 года составили 95 млрд. руб. и сократились по сравнению с январем-мартом 2008 года в 1,8 раза.
Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике. По данным Росстата, начиная с декабря 2008 года, сальдированный финансовый результат предприятий в целом по экономике имеет отрицательное значение. Кроме того, начиная с января 2009 года, снизились поступления по налогоплательщикам, уплачивающим налог на прибыль организаций ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, в связи с понижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-марте 2009 года составили 112 млрд. руб. и по сравнению с январем-мартом 2008 года выросли на 5%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-марте 2009 года составили 329 млрд. руб. и по сравнению с январем-мартом 2008 года выросли в 3,5 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-марте 2009 года более 6 млрд. рублей, что на 33% меньше, чем в январе-марте 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-марте 2009 года 16 млрд. руб. и снизились относительно января-марта 2008 года в 1,8 раза. Снижение поступлений связано с тем, что акцизы на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла) с 2009 года зачисляются полностью в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе-марте 2009 года поступило в федеральный бюджет 169 млрд. руб., в том числе на добычу нефти – 143 млрд. руб. По сравнению с январем-мартом 2008 года поступления НДПИ снизились в 2,2 раза, что обусловлено снижением цены на нефть и снижением объемов добычи природного газа в декабре 2008 года – феврале 2009 года на 10% по сравнению с декабрем 2007 года – февралем 2008 года.
Страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный
фонд РФ в январе-марте 2009 года поступило
286 млрд. руб., что на 5% больше, чем в январе-марте
2008 года. В Фонд социального страхования
(без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного
социального страхования (суммы выплаченных
пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам и др.) в январе-марте
2009 года поступило 17 млрд. руб., что на 3%
меньше, чем в январе-марте 2008 года. В Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
в январе-марте 2009 года поступило более
20 млрд. руб., что на 5% больше, чем в январе-марте
2008 года. В территориальные фонды обязательного
медицинского страхования в январе-марте
2009 года поступило около 38 млрд. руб., что
на 5% больше, чем в январе-марте 2008 года.
4. Динамика налоговых поступлений (2007-2008 гг.)
Таблица 1. Динамика налоговых поступлений.
Налог | 2007 год, млрд.руб. | 2008 год, млрд.руб. | Изменение поступлений по сравнению с 2007 годом, % |
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 8 643, 4 | 10 032, 8 | 16,1 |
В том числе: | |||
Налоги и сборы в федеральный бюджет | 3 747, 6 | 4 078, 7 | 8,8 |
Из них: | |||
Налог на прибыль | 641, 3 | 761, 1 | 18,7 |
ЕСН | 405,0 | 506,8 | 25,1 |
НДС | 1 390,4 | 998, 4 | - 28,2 |
Акцизы | 108, 8 | 125, 2 | 15,1 |
НДПИ | 1 122, 9 | 1 604, 7 | 42,9 |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами | 1 157,4 | 1 637,5 | 41,5 |
Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2007 году
Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2007 году составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2006 годом на 28,2%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2007 году 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007 году поступило в федеральный бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2007 году поступило 1 014,9 млрд. рублей, что на 27,5% больше, чем в 2006 году. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2007 году поступило 64,1 млрд. рублей, что на 11,0% больше, чем в 2006 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 71,8 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.
Рис. 1. Поступление
федеральных налогов с
Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2008году
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.
Рис. 2.
Поступление федеральных
Факторы, влияющие на непоступление федеральных налогов с юридических лиц.
По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.
Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.
Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:
1) сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
2) большое количество убыточных и низкорентабельных предприятий;
3) рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
4) снижение активности банковской системы;
5) растущая скрытая и явная безработица;
6) продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;
7) задержки по выплате заработной платы.
В итоге из-за недополучения средств в бюджет государство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные и экономические задачи, а следствием этого является опять же непополнение бюджета по причинам, обозначенным выше.
Одна из причин низкого поступления налоговых платежей - это так называемая теневая экономика. По данным ФСБ России, теневой денежный оборот в стране на сегодняшний день составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневой экономики в развитых странах обычно равен 5 - 10% валового внутреннего продукта, но в России он достигает 40%.