Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:24, лекция
Существует две основные точки зрения по поводу дефицита:
1.Нет никакой необходимости балансировать бюджет по доходам и расходам в течении 1-го года, это можно делать в течении экономического цикла.
2. Считается, что вообще нет необходимости балансировать бюджет, т.к. сам бюджет является инструментом регулирования экономики. А цель государства в первую очередь – обеспечение равновесия экономики в целом.
Существует несколько способов покрытия (финансирования) бюджетного дефицита.
Существует две основные точки зрения по поводу дефицита:
1.Нет никакой
необходимости балансировать
2. Считается, что вообще нет необходимости балансировать бюджет, т.к. сам бюджет является инструментом регулирования экономики. А цель государства в первую очередь – обеспечение равновесия экономики в целом.
Существует несколько
способов покрытия (финансирования) бюджетного
дефицита.
1. Дефицит, финансируемый увеличением
долга.
Правительство финансирует свой дефицит займами у населения, фирм, коммерческих банков и у других финансовых институтов. Обычно через посредничество центрального банка (ЦБ) правительство осуществляет продажу своих долговых обязательство (ценных бумаг) на открытом рынке. Иногда ценные бумаги могут продаваться и нерезидентам. Правительство может также осуществлять долговое финансирование и посредством внешних займов, получая кредиты, как правило, у иностранных государств или у международных финансовых институтов. После поступления этих заемных средств на счета Министерства финансов правительство расходует их как налоговые поступления.
2. Денежное финансирование дефицита.
Правительство финансирует свой дефицит займами денег у ЦБ. В этом случае ЦБ покупает часть долга у правительства в виде ценных бумаг за деньги. Финансирование бюджетного дефицита в виде денежного заимствования может рассматриваться как монетизация долга. Подразумевается, что ЦБ создает “сильные” деньги для финансирования покупки долга. Масса “сильных” денег (денежная база) является важнейшим макроэкономическим показателем. Увеличение денежной массы может привести к инфляции. Поэтому денежное финансирование дефицита бюджета в индустриальных странах осуществляется крайне редко.
3. Дефицит, финансируемый продажей активов.
Правительство для покрытия бюджетного дефицита может выручить деньги от продажи активов: земли, предприятий государственного сектора (например, процесс приватизации), золота и т.п. Продажа активов происходит гораздо реже, чем наращивание государственного долга и денежной массы. Продажи активов стали значительными в 80-ые годы в США, в Европе и в развивающихся странах. Примером такого рода финансирования бюджетного дефицита может служить проводимая в России в 1992-1995 гг. приватизация государственной собственности. Однако эта форма финансирования является временной. Правительство может иметь и бюджетный избыток, как это наблюдалось в России несколько последних лет на фазе экономического роста. Тогда вместо продажи облигаций или увеличения денежной массы правительство уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций.
Общий объем
невозвращенных правительством кредитов
эмиссионному банку и непогашенных
государственных облигаций
Проблема финансирования и рефинансирования, то есть управления государственным долгом,- явление в экономике далеко не новое. По государственному долгу надо платить проценты по займам. Эти выплаты являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета. И по мере роста бюджетного дефицита возрастает и государственный долг, что в итоге может привести к финансовому кризису. Поскольку на дефицит государственного бюджета значительное влияние оказывает конъюнктура экономического цикла, то правительству весьма трудно точно определить размеры предстоящих бюджетных поступлений и расходов и сформировать государственный бюджет. Так было в России в 90-ые , когда государственный бюджет, при неоднократных чтениях в Госдуме, возвращался на доработку и окончательно утверждался уже в текущем году.
Общий дефицит
государственного бюджета (В) есть разность
между расходами и доходами правительства:
В = G – jy,
(1)
где G – расходы правительства; j – ставка подоходного налога ; y – реальная величина национального дохода.
Первичный дефицит
(
) есть разность между общим (или фактическим)
дефицитом и суммой выплат по государственному
долгу:
(2)
где i – текущая номинальная ставка процента; D – государственный долге.
Под структурным
дефицитом (
) подразумевается разность между текущими
государственными расходами и теми доходами
государственного бюджета, которые поступили
бы в него в условиях полной занятости
при существующей системе налогообложения:
,
(3)
где - реальная величина национального дохода полной занятости.
Если известен
коэффициент Оукена, то величину
можно определить по формуле:
,
(4)
где – коэффициент Оукена; u – фактический уровень безработицы ; – естественный уровень безработицы; – уровень вынужденной безработицы.
Исследованиями Оукена установлено, что при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального объема ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом, составляет приблизительно 3%. Следует отметить, что = 3 был установлен для экономики США в 60-ые годы, когда естественная норма безработицы составляла 4%.
Циклический дефицит
(
) есть разность между общим (или фактическим)
дефицитом и структурным дефицитом:
.
(5)
В период экономического спада бюджетный дефицит возрастает, так как доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей возрастают. И, наоборот, в период подъема экономики ситуация меняется на обратную. Поэтому при анализе взаимосвязи между проведением денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и колебаниями в экономическом цикле широко используют различие между фактическим и структурным дефицитом.
Структурный дефицит (циклически скорректированный дефицит) есть дефицит, рассчитанный при предположении полной или высокой занятости, естественном уровне безработицы, обычно 5-6 процентной безработице. Он показывает разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые могли бы поступить в него при естественном уровне безработицы (полной занятости) и существующей системе налогообложения.
Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую составляющую и являющуюся той частью дефицита, образовавшейся исключительно из-за того, что экономика в данный момент не находится на уровне выпуска, соответствующего высокой занятости.
Различие между
структурным и фактическим
Во времена спада величина циклического дефицита становится положительной, так как фактический дефицит превышает структурный. Во времена бума при снижении уровня безработицы ниже 5-6%, фактический дефицит госбюджета становится меньше, а циклический дефицит имеет отрицательное значение.
Следовательно, образование положительной или отрицательной абсолютной величины циклического дефицита зависит от изменений в структуре налогов и государственных расходов, которые происходят автоматически по мере того, как уровень реального объема производства, безработицы и инфляции колеблется в зависимости от фазы экономического цикла. Из последнего вытекает, что решить проблему снижения бюджетного дефицита и государственного долга в краткосрочном периоде нельзя. В условиях, когда экономика находится на стадии потенциального выпуска (естественном уровне занятости), воздействовать на бюджетный дефицит и государственный долг в краткосрочном периоде можно с помощью изменений в налогово-бюджетной политике путем воздействия на процентные ставки.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.
Поскольку правительство
при проведении своей стабилизационной
политики манипулирует государственным
бюджетом, то возникает вопрос: насколько
бюджетный дефицит и