Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:27, реферат

Описание работы

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение не поступившей экспортной выручки.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

Введение

Любому государству необходимы денежные средства для нормального  функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался  регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов  бюджета- налогообложение не поступившей экспортной выручки. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера. Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

В России законодательно установлен годовой срок составления, утверждения  и исполнения государственного бюджета; на такой же срок составляется бюджет и в других странах (Италия, Франция), в некоторых же странах сроки  бюджетного года иные, не соответствующие  календарному: в Великобритании, Японии - с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября и иные. Но, несмотря на различие сроков, общегосударственные задачи у бюджета одинаковы, независимо от государственного строя. С помощью бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта, осуществляются различные государственные программы: экологические, космические и иные.

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось  изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить  его и ликвидировать вообще. Что  же это за понятие и почему оно  так влияет на экономику? Данная курсовая работа предполагает ответить на этот вопрос.

 

 

 

 

I. 1.1 Теоретические основы бюджетного дефицита.

Понятие и виды бюджетного дефицита.

Существует множество определений  бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько  из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита.

Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок.

Опираясь на это определение, можно  понять смысл словосочетания бюджетный  дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.

Состояние бюджета, при котором  в реальной действительности расходная  часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

По видам возникновения бюджетный  дефицит можно разделить на следующие  категории:

  • циклический
  • структурный
  • операционный
  • первичный

Дефицит бюджета, возникающий в  результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий  в результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку  он является результатом падения  экономической активности и свидетельствует  о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный  дефицит, если он является продуктом  целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической конъюнктуры.

Операционный дефицит - общий дефицит  государственного бюджета за вычетом  инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата  процентов по ней и постепенное  погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах  бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных  расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный  официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности  фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным  дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной  общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода  не наблюдалось значительного нарушения  рыночного равновесия, а правительство  имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с  меньшими издержками, чем, например, в  Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно  сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы.

 

1.2 Причины возникновения  бюджетного дефицита.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.

Особое значение из них  имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой  базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются  поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая  экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.

Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики  обусловлен несовершенством законодательных  и налоговых органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.

А что касается бюджетной  политики, то она характеризуется  бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который  должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая  обеспечение социальных гарантий и  поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий  социально - экономического и научно-технического развития.

Давайте обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение  бюджетного дефицита. За пример возьмём  консолидированный бюджет 2002 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета-2002, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2002 г. - 0,53%.

Эти реальные цифры свидетельствуют  о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.

Но иногда само государство  создаёт бюджетный дефицит, это  приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает  денег больше, чем получает, то это  повышает покупательную способность  в обществе - люди больше покупают, предприятия  больше продают, увеличивая занятость  ресурсов. Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он опасен, так как приводит к  инфляции, поскольку рост покупательной  способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Способы покрытия бюджетного дефицита.

Откуда государство может  взять средства для покрытия бюджетного дефицита?

Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:

  • выпуск госзаймов;
  • ужесточение налогообложения;
  • эмиссия денег, печатание денег;
  • внешние займы;
  • посредством займов у населения и у фирм.

Каждый из них имеет  как положительные, так и негативные последствия.

Так, выпуск государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных  инвестиций. Его суть состоит в  том, что выпуск государственных  ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в  свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует  на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.

Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А в  экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Эмиссия денег, или печатанье  денег, в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современное печатанье денег выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В конечном итоге важно  отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Бюджетный дефицит  в современной России.

2.1 Особенности  бюджетного дефицита в современной  России.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

 

  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет даёт полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Бюджет Российской Федерации является консолидированным.

Объективные возможности  увеличения капиталовложений ныне значительны: объем сбережений, формирующихся  в российской экономике, в полтора  раза превышает объем инвестиций, что вкупе с резервами, связанными с ликвидацией утечки капитала, создает  потенциальную основу для примерно трехкратного их роста.

Информация о работе Дефицит бюджета