Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

Основными методологическими принципами управления финансами являются:

– зависимость от конечной цели;

– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

– соответствие интересам всех членов общества;

– использование экономических законов;

Работа содержит 1 файл

Контрольная моя!!!!!!!!!!!.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Введение

    Финансы– это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.

     С возникновением государства появилась  финансовая система. Уже при рабовладельческом  строе государство выполняло  ряд социально—экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство  зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных финансов.

     Понятие «финансы» выражает экономические  отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения  и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное  развитие социально ориентированной  экономики.

     Цель  управления государственными финансами  заключается в реализации положений  финансовой политики.

     Основными методологическими принципами управления финансами являются:

     – зависимость от конечной цели;

     – макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

     – соответствие интересам всех членов общества;

     – использование экономических законов;

     – учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

     Цель  управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения. 

     1.1 Необходимость и  сущность финансов 

     Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создании и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства  к регулярному товарно-денежному  обмену и было тесно связано с  развитием государства и его  потребностей в ресурсах.

     Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и  отражения финансовых отношений  реальным движением денежных средств.

     Реальное  движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и  обмене.

     На  второй стадии движения стоимости в  денежной форме происходит обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

     На  третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости  здесь не происходит.

     Таким образом, на второй стадии воспроизводства  имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей  – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

     Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые  обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

     Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном  продукте. Поэтому, важным признаком  финансов как экономической категории  является распределительный характер финансовых отношений.

     Финансы существенно отличаются от других экономических  категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

     Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования и конкретизация  целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

     Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет  выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном  распределении. Это происходит вне  зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

     Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные формы социального  целевого назначения, хотя возможно и  нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы  относятся: возможность теснее увязать  удовлетворение любой потребности  с экономическими возможностями, обеспечение  концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

     На  основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  части национального богатства  в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов  хозяйствования и государства, а  также использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

     Условием  функционирования финансов является наличие  денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

     Финансы незаменимы потому, что позволяют  приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая  в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных  потребностей. Это происходит с помощью  формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава  и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

     С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов  общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

     Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы  их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может  создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного  развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших  экономических отношений.

     Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

     Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения  выражают финансовые отношения. Финансы  отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

     Деньги  – это всеобщий эквивалент, с  помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы – экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании  фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы  путем образования денежных доходов  и фондов обеспечить не только потребности  государства и предприятий в  денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. 

     1.2. Сущность государственных и муниципальных финансов

     Государственные и муниципальные  финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

     Материальную  основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

     Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной  сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей  развития социально ориентированной  экономики.

     Государственные финансы на федеральном  уровне (рис.8.2) состоят из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов РФ, государственного кредита. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     

     Рисунок. 5.2 – Структура государственных  финансов России

     Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит (рис. 8.2).

     В соответствии с законодательством  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Это предопределяет самостоятельность  установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.

     Многообразие  видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

     За  счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

     Государственные и муниципальные финансы функционируют  в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

        

     Рис.2.1. Состав государственных  и муниципальных  финансов

     Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к  взаимосвязям между финансами макроуровня  и финансами микроуровня. Финансы  макроуровня, и прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития, поэтому  требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает  качественную определенность финансов. Распределение и использование  финансовых ресурсов в государстве  осуществляются в рамках интегрированной  системы управления финансовыми  потоками.

Информация о работе Дефицит бюджета