Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Введение
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
Понятие государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Виды государственного долга
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1 Понятие государственного долга Республики Казахстан
2.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.3 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
Глава 3 Управление государственным долгом
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга
3.2 Иные методы управления государственным долгом
Глава 4. Дефицит бюджета
4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита
4.2 Виды дефицита бюджета
4.3 Способы финансирования дефицита бюджета:
4.4Дефицит бюджета в Республики Казахстан
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Виды государственного
долга
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1 Понятие государственного долга Республики Казахстан
2.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.3 Государственный
долг местных исполнительных
органов Республики Казахстан
Глава 3 Управление государственным долгом
3.1 Погашение
и обслуживание
3.2 Иные методы
управления государственным
Глава 4. Дефицит бюджета
4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита
4.2 Виды дефицита бюджета
4.3 Способы финансирования дефицита бюджета:
4.4Дефицит бюджета
в Республики Казахстан
Заключение
Список
литературы
Введение
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Перечисленные
причины определяют актуальность данной
проблемы для всех участников казахстанского
финансового рынка. ВЕСЬ МИР живет в долг.
Будущие поколения, еще не родившись, уже
потенциальные должники. Подавляющее
число стран испытывает недостаток собственных
ресурсов для осуществления внутренних
вложений, покрытия дефицита государственного
бюджета, проведения социально-экономических
преобразований и выполнения долговых
обязательств по внешним заимствованиям.
Кто-то является больше кредитором, чем
заемщиком, кто-то наоборот. Но практически
во всех этих странах сложилась долговая
экономическая система. Причем зависимость
национальных хозяйств от внешних подпиток
будет укрепляться и дальше по ходу либерализации
и глобализации финансовых рынков, несмотря
на все-таки еще ощутимое сохранение их
изолированности. В первой половине 1998
года восточно-азиатский кризис привел
к падению мирового производства примерно
на 1 %, что составляет почти 260 млрд. долл.
и эквивалентно годовому доходу всех африканских
стран к югу от Сахары. Неравномерность
экономического развития является символом
уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые
проблемы отдельных регионов являются
главным тому доказательством. С начала
90-х гг. мировая экономика уже страдала
от дефляции – из-за американского долга,
затем из-за неурядиц в европейской валютной
системе в 1992–1993 гг., после этого из-за
мексиканского кризиса 1994–1995 гг. и, наконец,
из-за азиатских потрясений в 1997–1998 гг.
И каждый раз во время всех этих негативных
явлений крах принято было объяснять ошибочной
внутренней политикой. Между тем поступательное
экономическое развитие и активность
финансовых рынков уже не так связаны
с уровнем благосостояния и ростом занятости,
а во многом зависят от спекулятивных
и биржевых операций.
Влияние даже объективных глобальных
факторов на формирующиеся и развивающиеся
рынки достаточно велико (не говоря уже
о субъективных факторах: например, ставка
по международным банковским кредитам
для развивающихся стран всегда была выше
примерно на 1 % по сравнению с кредитами
для развит стран). Финансовая неустойчивость
стала в конце столетия характерной чертой
глобальной экономики и носит системный
характер. На приток и отток капиталов,
как правило, влияют финансовые условия
в ведущих промышленно развитых странах
мира, то есть внешний фактор. Однако особенности
новой ситуации должным образом не учитываются
в связи с чрезмерной верой в рынок как
таковой. К примеру, значительное влияние
на приток и отток инвесторов оказывает
«стадный инстинкт». Внезапное изъятие
капитала и массированная атака на ту
или иную валюту способны быстро вызвать
панику. Все это оказывало влияние и на
объемы торговли.
Глава 1. Теория государственного
долга. Понятие и
виды
1.1
Понятие государственного
долга
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.
Например,
в Законе Республике Казахстан «О
государственном и
«государственный долг» его нельзя рассматривать
в отрыве от официального определения,
данного в законодательстве страны, чей
долг рассматривается.
При
этом, хотелось бы отметить, что в любом
определении всегда присутствуют центральные
исполнительные органы власти.
1.2
Причины возникновения
государственного
долга
Государственный
долг вызван использованием государственных
займов в качестве одной из форм
привлечения денежных ресурсов для расширения
воспроизводства и удовлетворения общественных
потребностей. Причиной возникновения
и нарастания государственного долга
является постоянный дефицит государственного
бюджета, который составил в 1991 году 20,4 %
(к расходной части бюджета), в 1992 году
– 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в
1995 году – 17,4 %, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году
– 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При
этом, наличие государственного долга
не является исключением в экономике,
скорее правилом: экономические развитые
страны имеют значительный внутренний
долг. Однако существует значительная
разница в причинах, способах образования
и особенностях функционирования этого
вида долга в зависимости от страны. В
развитых странах государственный долг
и вызвавшие его дефициты бюджета представляют
собой встроенные в экономический цикл
факторы стабилизации экономики и ее развития.
Взятые займы у населения, корпораций,
банков, других финансовых и кредитных
учреждений денежные средства используются
производительно и рассматриваются как
активы перечисленных заемщиков.
Государственный долг рассматривается
как «заем нации самой себе» и не влияет
на общие размеры совокупного богатства
нации.
В
связи с вышеизложенным невозможно
сказать однозначно, что появление
государственного долга связано исключительно
с ухудшением экономической ситуации
в стране, более того грамотно распорядившись,
возможность привлечения заемных средств
(и как следствие, увеличив государственный
долг) возможно, не только улучшить экономическую
ситуацию в стране и решить остро вставшие
социальные проблемы, но и просто использовать
его как источник финансирования в соответствии
с принципами грамотного финансового
менеджмента с большой пользой для своей
страны.
1.3
Виды государственного
долга
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний
государственный долг – это составная
часть государственного долга по внешним
займам и другим долговым обязательствам
перед кредиторами – нерезидентами. Наличие
внешнего долга у страны является нормальной
мировой практикой. Однако существуют
границы, за пределами которых увеличение
государственного внешнего долга становится
опасным. Масштабное привлечение займов
может привести страну к зависимости от
кредиторов. Для относительной характеристики
величины государственного долга в мировой
практике используются специальные показатели
– относительные параметры внешнего долга.
Они включают отношение долговых платежей
(по погашению и обслуживанию долга) к
экспорту товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
– 18–30 %. Другими показателями также являются:
– отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48 % – низкая; 48–80 % – умеренная задолженность);
– отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132 % – низкая; 132–220 % – умеренная);
– отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12 % – низкая; 12–20 % – умеренная).
По
сути, наличие внешнего долга предполагает,
что передачу части созданного продукта
за пределы страны. Рост внешнего долга
снижает международный
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
– другие государства;
– международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
– Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг – это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:
1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т. е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
2.
для уменьшения долга
3.
действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных
Т.е.
выход государства на ссудный
рынок усиливает конкуренцию
на денежном рынке, что в свою очередь
приводит к увеличению процентных ставок
на денежный капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций и соответственно
«тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга,
как правило, являются:
– население;
– корпорации;
– банки;
– другие
финансовые и кредитные учреждения.
Глава 2. Государственный
долг Республики Казахстан
2.1
Понятие государственного
долга Республики
Казахстан
В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:
1. Правительственный долг;
2.
Долг Национального Банка
3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.
Рассмотрим каждое из этих составляющих.
Правительственный долг
1.
В соответствии с Законом
2.2 Долг Национального
Банка Республики
Казахстан
Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50 % чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из: