Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.

Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….

1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……

1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4

4

7

12

22

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...

2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь

за 2010 год ………………………………………………………………………

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики

Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………


27



27



33



36

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………


43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….


50

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс 2010.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

      обеспечение своевремен­ного возврата в республикан­ский бюджет выданных зай­мов и ссуд;

      эффективное управление государственным долгом;

      привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприя­тий.

Новые подходы к методологии бюджетного процесса должны также заключаться в совершен­ствовании финансирования отраслей. Необхо­димо повышать качество расходуемых средств. Время требует поиска новых форм, которые позволят развивать элементы конкуренции в бюджетной сфере, нестандартно подходить к финансированию расходов на образование, здравоохранение, культуру, экономику и др.

Также необходим более серьезный и тщатель­ный подход к формированию местных бюд­жетов, контроль над расходами на местах, особенно в условиях мирового кризиса, когда финансовые ресурсы ограничены. Местные бюджеты стали более сложными. Поэтому надо пристальнее следить за их сба­лансированностью, отслеживать кассовые разрывы, необходима более тесная координация с республиканским бюджетом [10, с.6].

Цель налоговой реформы должна заключать­ся не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного обеспечения, а в том, чтобы:

      по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов уменьшить уро­вень налоговых изъятий;

      сделать налоговую систему более справед­ливой по отношению к налогоплательщикам, на­ходящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при кото­рых одни налогоплательщики несут полное нало­говое бремя, а другие уклоняются от уплаты налогов законными и незаконными способами);

      повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решени­ям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, процессы формирования сбережений, распределение времени между досугом и работой и т.д.).

В области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, ос­новными направлениями которого являются [21]:

        снижение совокупного уровня налогообложения посред­ством пересмотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения, отмены низкоэффективных налогов;

        установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток капитала за грани­цу;

        исключение множественного обложения одних и тех же доходов;

        отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на эко­номическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

        выравнивание условий налогообложения для всех категорий пла­тельщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

        совершенствование системы налогового администрирования, кото­рая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налого­вого законодательства как для государства, так и для плательщиков;

        внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) с целью совершенствования их экономи­ческого содержания;

        сокращение числа контролирующих органов и количества плано­вых проверок;

        сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, реформирование налоговой системы, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для более эффективного бюджетного процесса. Совершенствование составления и исполнения  государственного бюджета Республики Беларусь должно укреплять позицию страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутренние ин­вестиции и занятость, увеличивать личные дохо­ды и потребительский спрос. Все это, в конечном счете, должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы и предложения.

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. 

В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблю­дение которых дает возможность правильно составить, ут­вердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития общества.

Бюджетный процесс в Республике Бела­русь базируется на общих принципах бюджетного права. Однако бюджетный процесс имеет ряд специфических принципов, которые присущи только этому процессу: единство и полнота охвата всех доходов и расходов; реальность запланированных средств;  гласность и публичность; ежегодность; специализации бюджетных показателей; самостоятельность; сбалансированность.

Бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проектов бюджета; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

К настоящему времени в Республике Беларусь практически создана систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая процесс составления и исполнения бюджета. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс, являются Конституция Республики Беларусь и Бюджетный кодекс Республики Беларусь.  Особенная часть Бюджет­ного кодекса рассматривает все стадии бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение бюджетов и их ис­полнение, а также контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Регулирование охватывает как республиканский, так и мест­ный уровни.

Анализ особенностей бюджетного процесса в Республике Беларусь на современном этапе показал следующее.

Основные показатели республиканского бюджета на 2010 год определены по доходам в объеме 35 522 млрд. руб. (120,7% к ожидаемому исполнению 2009 г.), расхо­дам – 38 222 млрд. руб. (123,5% к ожидаемому исполнению 2009 г.). Предель­ный уровень дефицита бюджета установлен в размере -2 700 млрд. руб., или -1,5% ВВП.

Темпы роста доходов  и расходов республикан­ского бюджета в 1-м полугодии 2010 года по отношению к плану бюджета в 2010 году составили   38,8% и  29,0% годового плана соответственно.

Основные параметры республиканского бюджета на 2011 год следующие: доходы по проекту республиканского бюджета составят 33 611,4 млрд. руб. (116,9% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 39 611,4 млрд. руб. (рост 123,3%). Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 6000 млрд. руб., или 3% к ВВП, что отвечает международным стандартам финансовой безопасности.

Разрабо­танный проект республиканского  бюджета-2011 в полной мере отвечает со­временным требованиям социально-экономического развития страны. Он мак­симально сбалансирован с имеющимися ресурсами и позволит профинанси­ровать все принятые государством социальные обязательства. А реализация предложенной бюджетной политики обеспечит дости­жение высоких социаль­ных стандартов, развитие бюджетной сферы, необхо­димую поддержку реаль­ного сектора экономики и инновационного развития страны.

В целом  направления дальнейшего совершенствования бюджетного процесс можно свести  к  двум основным   направлениям: совершенствование  налоговой политики, а также реструктуризация и оптимизация расходов бюджета.

Реформирование налоговой системы, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для более эффективного бюджетного процесса. Совершенствование составления и исполнения  государственного бюджета Республики Беларусь должно укреплять позицию страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутренние ин­вестиции и занятость, увеличивать личные дохо­ды и потребительский спрос. Все это, в конечном счете, должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Аналитическая информация об исполнении республиканского бюджета (в пределах текущего финансового года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов  Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info.  – Дата доступа: 20.11.2010.

2.      Бюджет-2011: меньше налогов, больше расходов  [Электронный              ресурс] // Экономическая газета. – Режим доступа: http://www.neg.by/publication. - Дата доступа: 20.11.2010.

3.      Бюджет-2011: уравнение государственной щедрости с газовой неизвестностью [Электронный              ресурс] // Экономическая газета. – Режим доступа:  http://www.neg.by/publication. - Дата доступа: 20.11.2010.

4.      Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by.  – Дата доступа: 20.11.2010.

5.      Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Маркетинг, 2000.  – 502с.

6.      Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432с.

7.      Ганаго, А.  Особенности налогообложения в 2010 г. / А. Ганаго // Налоговый вестник. – 2010. - №3.  – С.20-50.

8.      Герасимова, В. Снижение нагрузки не произойдет / В. Герасимова // Директор. – 2010. - №1.  – С.30-32.

9.      Герасимова, В. Хорошая новость – налогов меньше. Правда, ставка НДС – больше / В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит . – 2010. - №1. –  С.11-12.

10. Ермак, Д. Каждый бюджетный рубль должен работать максимально эффективно / Д. Ермак // Финансы, Учет. Аудит. – 2010. - №7. – С.5-6.

11. Кобяков, А. Задачи сложные, но реальные / А. Кобяков // Финансы, Учет. Аудит. – 2010. - №3. – С.6-8.

12. Консолидированный  бюджет на 2010 год [Электронный ресурс] / Финансовые новости. – Режим доступа: http://www.finance.tut.by. – Дата доступа: 10.06.2010.

13. Корбут, Н. Бюджетный кодекс: структура и особенности / Н. Корбут // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. - №12. – С. 3-7.

14. Круглов, В.А. Финансовое право:  ответы на экзаменац. вопросы / В.А. Курглов. – Минск: ТетраСисетмс, 2008. – 160с.

15. Крылова, Е. Республиканский бюджет на 2010 год / Е. Крылова // Главный бухгалтер. – 2010. - №4. – С.13-15.

16. Макроэкономика: курс интенсив. подготовки  / И.В. Новикова [и др.]; под общ. ред. В.И. Новиковой. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304с.

17. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко  [и др.]; под ред. Л.П. Зеленковой. – Минск: ИВЦ Минфина , 2007. – 380с.

18. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29.11.2009 г. № 73-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой  интернет-портал  Республики Беларусь. – Режим доступа:  http://www.pravo.by.  – Дата доступа: 20.11.2010.

19. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь 15 октября 2010 г. № 176-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой  интернет-портал  Республики Беларусь. – Режим доступа:  http://www.pravo.by.  – Дата доступа: 20.11.2010.

20. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов за 2009 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов  Республики Беларусь.– Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.  – Дата доступа: 20.11.2010.

21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.by.  – Дата доступа: 20.11.2010.

22. Современная Беларусь: энциклопедический справочник: в 3 т. / редкол. М.В. Мясникович [и др.]. - Минск: Белор. наука, 2007. - Т 2. Экономический и научный потенциал. -  680с.

23. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году // Экономический бюллетень. - 2010. -   №2. - С.4-88.

24. Струк, Г.Т. Финансовая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.Т. Струк. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2006. – 95с.

25. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц  [и др.]; под общ. ред. проф. Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351с.

26. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – Минск: Выш. шк., 2010. – 367.

27. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие /  М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184с.

28. Харцев, А. О проекте бюджет-2011, планируемых изменениях и дополнениях в Налоговый и Бюджетный кодексы / А. Харцев //  Финансы, Учет. Аудит. – 2010. - №8. – С.3-7.

29. Хотько, А. Бюджет-2010 как результат возможного / А. Хотько // Финансы, Учет. Аудит. – 2010. - №4. – С.16-18.

30. Хотько, А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 как оптимальный вариант возможного / А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2010. - №3. – С.15-20.

31. Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика / Г.А. Шмарловская. – Минск: БГЭУ, 2000. – 89с.

32. Шулейко, О.Л. Влияние бюджетно-налоговой политики на обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Беларусь / О.Л. Шулейко // Экономика и управление. – 2009. - № 2. – С.81-89.

Информация о работе Бюджетный процесс