Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.

Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….

1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……

1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4

4

7

12

22

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...

2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь

за 2010 год ………………………………………………………………………

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики

Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………


27



27



33



36

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………


43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….


50

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс 2010.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Источник: Собственная разработка на основании данных  [3], [19]

 

Ряд мер по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов и отмены некоторых платежей позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП, в связи с чем более 700 млрд. руб., которые останутся в распоряжении предприятий, смогут стать дополнительными инвестициями в их развитие.

Структура доходов в 2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 13 454,1 млрд. руб. (40,1%); налоги на доходы и прибыль — 2 321,9 млрд. руб. (6,9%); доходы от внешнеэкономической деятельности —7 263,9 млрд. руб. (21,6%); акцизы —5 369,8млрд. руб. (15,9%)  (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура доходов республиканского бюджета

Республики Беларусь на 2011 годы, %

Источник: Собственная разработка на основании данных [3], [19]

 

При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. руб., государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд. руб.

В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Доля Беларуси  — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.

В пределах прогнозируе­мых ресурсов бюджета-2011 в первоочередном порядке будет обеспечен рост зара­ботной платы в бюджетной сфере, который учитывает общее повышение заработ­ной платы для всех катего­рий бюджетников. Расходы на эти цели возрастут почти в 1,5 раза.

Следует отметить, что подобное целевое повышение зара­ботной платы в бюджет­ном секторе приводит к существенному изменению структуры расходов бюд­жета и оказывает наиболь­шую на него нагрузку.

В целом характеризуя бюджет, четыре статьи его расходов, таких, как зара­ботная плата, начисления на нее, трансферты на­селению и обслуживание государственного долга со­ставят в 2011 году почти 50% бюджетных расходов (в 2010 - до 40%, в 2009 -до 34%).

Наиболее показательны подходы к формированию бюджета при анализе его структуры по экономиче­скому содержанию расхо­дов. Их можно условно раз­делить на три группы [29, с.5]:

первая - группа рас­ходов, прирост которых по сравнению с текущим го­дом превышает прогнози­руемый уровень инфляции. Это группа расходов (более 51% консолидированного бюджета) включает рас­ходы на заработную плату, пенсии и стипендии (рост -1,5 раза), выплата процентов по внешнему государ­ственному долгу (рост -1,4 раза);

вторая группа - рас­ходы, темп роста которых соответствует прогнозируе­мому среднегодовому уров­ню инфляции. Это расходы, связанные с обеспечени­ем текущей деятельности бюджетных организаций. В общих расходах бюдже­та доля таких расходов со­ставляет 34%;

третья группа - расходы капитального характера, проведение текущих ремон­тов оборудования и зданий (15% всех расходов бюдже­та), которые в бюджете су­щественно ограничивают­ся (снижение на 20-50%).

Базовые отрасли соци­альной сферы - здра­воохранение, образование, социальная политика (без учета помощи в обеспече­нии жильем) - будут обеспечены в 2011 году бюд­жетными ассигнованиями с ростом к ожидаемой оценке текущего года на 30-40%.

В следующем году планируется выйти на финан­сирование культуры по от­ношению к ВВП на уровень докризисного 2008 года (2008 год - 0,58%, 2010 -0,47%), а финансирование здравоохранения и образо­вания в 2011 году даже пре­высит уровень 2008 года по отношению к ВВП.

Приоритетом бюджет­ной политики в новой пятилетке станет инновационное развитие. Для реализации в 2011 году государственной научно-технической и инновацион­ной политики предполага­ется выделить на научные цели 0,9 трлн. руб. бюд­жетных средств, или 0,45% ВВП (в 2009 г. - 0,31% ВВП, 2010 г. - 0,32% ВВП).

В дальнейшем планиру­ется наращивать объемы финансирования науки, но приоритетом должно стать внебюджетное финансиро­вание научной деятельно­сти, востребованной реаль­ным сектором экономики.

В области жилищно-коммунального хозяйства и энергетики планирует­ся поэтапная ликвидация перекрестного субсидиро­вания в энергетике и мак­симально   допустимое   в течение 2011-2015 годов приближение тарифов на услуги отрасли для граж­дан к их реальной стоимо­сти. Повышение тарифов на эти услуги для населе­ния должно быть ориенти­ровано на рост заработной платы.

В части городских пас­сажирских и пригород­ных автобусных перевозок предлагается поэтапное со­кращение объемов и уровня бюджетного субсидирова­ния этих перевозок. Конеч­ная цель - ликвидация суб­сидирования этих услуг в 2013 году.

На обновление подвиж­ного состава пассажир­ского транспорта общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи, ва­гоны метро) в расходах местных   бюджетов   заложены   средства   в   объеме» позволяющем предприяти­ям   транспорта  в   полном объеме рассчитаться по ли­зинговым платежам за при­обретенную технику в пред­шествующие годы, а также обеспечить 10-процентное обновление подвижно­го состава пассажирского транспорта (с примене­нием лизинговых схем) в 2011 году.

На национальную эко­номику из бюджета, вклю­чая сельскохозяйственное производство, в прошлый кризисный год было направлено 5,6 трлн. руб. бюджетных ресурсов, в текущем - 5,8 трлн. руб. В 2011 году на эти цели планируется направить 7,2 трлн. руб., в том чис­ле на поддержку АПК 6,5 трлн. руб.

Бюджетные расходы на развитие агропромышлен­ного комплекса составят 3,3% к ВВП (в докризис­ный 2008 г. они составля­ли - 3% к ВВП). При этом предлагается уйти от ре­спубликанского фонда под­держки производителей сельскохозяйственной про­дукции, продовольствия и аграрной науки. Он, по сути, формально создается ежегодно. В проекте закона о республиканском бюдже­те на 2011 год прописаны конкретные направления расходования бюджетных средств на АПК.

Выполняя поручение Главы государства по рас­ширению возможности при­нятия решений на местах, предлагается передать из республиканского бюджета в местные часть расходов, связанных с осуществле­нием текущей сельскохо­зяйственной деятельности.

Децентрализация расходов на АПК позволит руководи­телям областей оперативно управлять финансовыми по­токами, обеспечивать их эф­фективное использование.

Расходы на господ­держку экономики в виде финансовой помощи, воз­мещения части процентов по банковским кредитам, бюджетных ссуд и займов (без учета средств на под­держку АПК) останутся на уровне текущего года и составят 0,7 трлн. руб. Большая часть указанной суммы предусмотрена на удешевление процентных платежей.

В 2011 году будут отмене­ны два местных налога. В целях компенсации воз­никающих потерь с одно­временным повышением заинтересованности мест­ных органов власти в раз­витии регионов предложен механизм, при котором в бюджет региона в полном объеме будет зачисляться налог на прибыль, который уплачивают находящиеся на его территории органи­зации коммунальной и не­государственной форм соб­ственности.

Поступления по налогу на прибыль от других пла­тельщиков (по сути респу­бликанских предприятий) будут распределяться по нормативу 50/50. При этом дополнительные доходы местных бюджетов по стра­не в целом в условиях 2010 года составят около 550 млрд. руб. Это позволит компенсировать потери от отме­ны налога на услуги и сбора на развитие территорий.

С целью повышения за­интересованности местных органов власти в расшире­нии налоговой базы, привлечения инвесторов и соз­дания новых предприятий, в качестве базовой будет за­фиксирована сумма налога на прибыль, уплаченная коммунальными и частны­ми предприятиями в 2011 году. А весь прирост пла­тежей в течение последую­щих лет будет оставлен в распоряжении регионов и не будет учитываться при формировании предстоя­щих бюджетов.

При таком подходе в местном бюджете будет оставаться всё, что будут уплачивать действующие и вновь созданные пред­приятия (кроме республи­канских предприятий). Ис­ключение составляют лишь общереспубликанские на­логи - НДС, таможенные платежи, акцизы.

В качестве источника дополнительных доходов региональных бюджетов сохраняется право местных Советов депутатов на уста­новление повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность.

Расходная часть мест­ных бюджетов сформирова­на на основе общих принци­пов бюджетной политики на 2011 год. Показатели по местным бюджетам рас­считаны, исходя из единых подходов по их формирова­нию с учетом особенностей расходов каждого региона. Доля местных бюджетов в консолидированном бюд­жете в 2011 году повыша­ется.

Объем местных расходов на капитальное строитель­ство позволит обеспечить необходимый и достаточ­ный уровень строительства, позволяющий реализовать важнейшие региональные инвестиционные  проекты и исключить «распыление» средств между множеством второстепенных объектов.

Общий размер субвен­ций на финансирование расходов по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, передаваемых из республи­канского бюджета в бюдже­ты областей и г. Минска, в 2011 году составит около 1 трлн. руб. Это обеспечит не­обходимый уровень жизне­деятельности пострадавше­го населения и территорий, предусмотренный на 2011 год проектом Государствен­ной программы по преодо­лению последствий ката­строфы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.

В целом на финанси­рование программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыль­ской АЭС за счет средств республиканского бюдже­та планируется направить 1,1 трлн. руб., или 146% к уровню 2010 года.

Одновременно с проектом бюджета-2011 в первом чтении также приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.

В заключении следует подчеркнуть, что разрабо­танный проект республиканского бюджета-2011 в полной мере отвечает со­временным требованиям социально-экономического развития страны. Он мак­симально сбалансирован с имеющимися ресурсами и позволит профинанси­ровать все принятые государством социальные обя­зательства. А реализация предложенной бюджетной политики обеспечит дости­жение высоких социаль­ных стандартов, развитие бюджетной сферы, необхо­димую поддержку реаль­ного сектора экономики и инновационного развития страны.

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

 

Основным направлением совершенствования бюджетного процесса является повышение эффектив­ности бюджетных расходов.

Реформа государственных расходов должна быть направлена главным образом на корректировку направлений использования бюджетных источников. Представляются целесообразными сле­дующие мероприятия [21]:

      определить приоритеты разви­тия национальной экономики и проводить конкурсное выделе­ние бюджетных средств на их инвестирование в реальный сек­тор;

      установление жестких бюджетных ограничений для пред­приятий, включая ликвидацию неэффективных дотационных и компенсационных выплат, прекращение государственной под­держки убыточных предприятий и переход к адресному финан­сированию, разгрузка государственного бюджета;

      стимулирование развития негосударственного сектора со­циальной инфраструктуры и благотворительной деятельности;

      реформировать систему соци­альной защиты на основе пере­хода к оказанию адресной соци­альной поддержки по строго оп­ределенным критериям беднос­ти;

      оптимизировать расходы на си­ловые структуры и финансирова­ние органов  государственной власти и управления.

В нынешних условиях Министерство финансов Республики Беларусь  должно стать иници­атором проведения политики их разумного сдерживания. Успешным инструментом, ко­торый может решить данную задачу, является бюджети­рование, ориентированное на результаты. Для этого необхо­димо разработать четкие ме­тоды измерения достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований. Это даст воз­можность провести всесторон­ний анализ эффективности бюджетных расходов и установить ответственность за их использование.

Одним из необходимых элементов бюджетного плани­рования является ведение рее­стра расходных обязательств, отражающего все существую­щие направления расходова­ния бюджетных средств. Веде­ние такого реестра также будет способствовать предсказуемо­сти бюджетных расходов.

Необходимо применять среднесрочное бюджетное планирование, когда параме­тры бюджета определяются на 3-5 лет. Такое планирование позволяет сформулиро­вать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и опреде­лить возможные источники этих ресурсов. Долгосрочное планирование позволит также своевременно выявить необходимость структурных реформ и взвешенно подойти к их реа­лизации.

Помимо стратегических задач необходимо реализовать и ряд мер оперативного харак­тера, обеспечивающих эконо­мию бюджетных средств. К ним относятся [11, с.7]:

      усиление контроля со стороны Минфина за текущи­ми расходами и повышение ответственности за это финан­совых управлений на местах;

      исключение фактов не­целевого использования бюд­жетных средств;

      проведение текущего анализа эффективности рас­ходов на соответствие целям и задачам экономического раз­вития;

Информация о работе Бюджетный процесс