Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….
1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……
1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4
4
7
12
22
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...
2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….
2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь
за 2010 год ………………………………………………………………………
2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики
Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………
27
27
33
36
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
50
Источник: Собственная разработка на основании данных [3], [19]
Ряд мер по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов и отмены некоторых платежей позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП, в связи с чем более 700 млрд. руб., которые останутся в распоряжении предприятий, смогут стать дополнительными инвестициями в их развитие.
Структура доходов в 2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 13 454,1 млрд. руб. (40,1%); налоги на доходы и прибыль — 2 321,9 млрд. руб. (6,9%); доходы от внешнеэкономической деятельности —7 263,9 млрд. руб. (21,6%); акцизы —5 369,8млрд. руб. (15,9%) (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Структура доходов республиканского бюджета
Республики Беларусь на 2011 годы, %
Источник: Собственная разработка на основании данных [3], [19]
При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. руб., государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд. руб.
В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Доля Беларуси — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.
В пределах прогнозируемых ресурсов бюджета-2011 в первоочередном порядке будет обеспечен рост заработной платы в бюджетной сфере, который учитывает общее повышение заработной платы для всех категорий бюджетников. Расходы на эти цели возрастут почти в 1,5 раза.
Следует отметить, что подобное целевое повышение заработной платы в бюджетном секторе приводит к существенному изменению структуры расходов бюджета и оказывает наибольшую на него нагрузку.
В целом характеризуя бюджет, четыре статьи его расходов, таких, как заработная плата, начисления на нее, трансферты населению и обслуживание государственного долга составят в 2011 году почти 50% бюджетных расходов (в 2010 - до 40%, в 2009 -до 34%).
Наиболее показательны подходы к формированию бюджета при анализе его структуры по экономическому содержанию расходов. Их можно условно разделить на три группы [29, с.5]:
первая - группа расходов, прирост которых по сравнению с текущим годом превышает прогнозируемый уровень инфляции. Это группа расходов (более 51% консолидированного бюджета) включает расходы на заработную плату, пенсии и стипендии (рост -1,5 раза), выплата процентов по внешнему государственному долгу (рост -1,4 раза);
вторая группа - расходы, темп роста которых соответствует прогнозируемому среднегодовому уровню инфляции. Это расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности бюджетных организаций. В общих расходах бюджета доля таких расходов составляет 34%;
третья группа - расходы капитального характера, проведение текущих ремонтов оборудования и зданий (15% всех расходов бюджета), которые в бюджете существенно ограничиваются (снижение на 20-50%).
Базовые отрасли социальной сферы - здравоохранение, образование, социальная политика (без учета помощи в обеспечении жильем) - будут обеспечены в 2011 году бюджетными ассигнованиями с ростом к ожидаемой оценке текущего года на 30-40%.
В следующем году планируется выйти на финансирование культуры по отношению к ВВП на уровень докризисного 2008 года (2008 год - 0,58%, 2010 -0,47%), а финансирование здравоохранения и образования в 2011 году даже превысит уровень 2008 года по отношению к ВВП.
Приоритетом бюджетной политики в новой пятилетке станет инновационное развитие. Для реализации в 2011 году государственной научно-технической и инновационной политики предполагается выделить на научные цели 0,9 трлн. руб. бюджетных средств, или 0,45% ВВП (в 2009 г. - 0,31% ВВП, 2010 г. - 0,32% ВВП).
В дальнейшем планируется наращивать объемы финансирования науки, но приоритетом должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики.
В области жилищно-коммунального хозяйства и энергетики планируется поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике и максимально допустимое в течение 2011-2015 годов приближение тарифов на услуги отрасли для граждан к их реальной стоимости. Повышение тарифов на эти услуги для населения должно быть ориентировано на рост заработной платы.
В части городских пассажирских и пригородных автобусных перевозок предлагается поэтапное сокращение объемов и уровня бюджетного субсидирования этих перевозок. Конечная цель - ликвидация субсидирования этих услуг в 2013 году.
На обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны метро) в расходах местных бюджетов заложены средства в объеме» позволяющем предприятиям транспорта в полном объеме рассчитаться по лизинговым платежам за приобретенную технику в предшествующие годы, а также обеспечить 10-процентное обновление подвижного состава пассажирского транспорта (с применением лизинговых схем) в 2011 году.
На национальную экономику из бюджета, включая сельскохозяйственное производство, в прошлый кризисный год было направлено 5,6 трлн. руб. бюджетных ресурсов, в текущем - 5,8 трлн. руб. В 2011 году на эти цели планируется направить 7,2 трлн. руб., в том числе на поддержку АПК 6,5 трлн. руб.
Бюджетные расходы на развитие агропромышленного комплекса составят 3,3% к ВВП (в докризисный 2008 г. они составляли - 3% к ВВП). При этом предлагается уйти от республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Он, по сути, формально создается ежегодно. В проекте закона о республиканском бюджете на 2011 год прописаны конкретные направления расходования бюджетных средств на АПК.
Выполняя поручение Главы государства по расширению возможности принятия решений на местах, предлагается передать из республиканского бюджета в местные часть расходов, связанных с осуществлением текущей сельскохозяйственной деятельности.
Децентрализация расходов на АПК позволит руководителям областей оперативно управлять финансовыми потоками, обеспечивать их эффективное использование.
Расходы на господдержку экономики в виде финансовой помощи, возмещения части процентов по банковским кредитам, бюджетных ссуд и займов (без учета средств на поддержку АПК) останутся на уровне текущего года и составят 0,7 трлн. руб. Большая часть указанной суммы предусмотрена на удешевление процентных платежей.
В 2011 году будут отменены два местных налога. В целях компенсации возникающих потерь с одновременным повышением заинтересованности местных органов власти в развитии регионов предложен механизм, при котором в бюджет региона в полном объеме будет зачисляться налог на прибыль, который уплачивают находящиеся на его территории организации коммунальной и негосударственной форм собственности.
Поступления по налогу на прибыль от других плательщиков (по сути республиканских предприятий) будут распределяться по нормативу 50/50. При этом дополнительные доходы местных бюджетов по стране в целом в условиях 2010 года составят около 550 млрд. руб. Это позволит компенсировать потери от отмены налога на услуги и сбора на развитие территорий.
С целью повышения заинтересованности местных органов власти в расширении налоговой базы, привлечения инвесторов и создания новых предприятий, в качестве базовой будет зафиксирована сумма налога на прибыль, уплаченная коммунальными и частными предприятиями в 2011 году. А весь прирост платежей в течение последующих лет будет оставлен в распоряжении регионов и не будет учитываться при формировании предстоящих бюджетов.
При таком подходе в местном бюджете будет оставаться всё, что будут уплачивать действующие и вновь созданные предприятия (кроме республиканских предприятий). Исключение составляют лишь общереспубликанские налоги - НДС, таможенные платежи, акцизы.
В качестве источника дополнительных доходов региональных бюджетов сохраняется право местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность.
Расходная часть местных бюджетов сформирована на основе общих принципов бюджетной политики на 2011 год. Показатели по местным бюджетам рассчитаны, исходя из единых подходов по их формированию с учетом особенностей расходов каждого региона. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете в 2011 году повышается.
Объем местных расходов на капитальное строительство позволит обеспечить необходимый и достаточный уровень строительства, позволяющий реализовать важнейшие региональные инвестиционные проекты и исключить «распыление» средств между множеством второстепенных объектов.
Общий размер субвенций на финансирование расходов по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска, в 2011 году составит около 1 трлн. руб. Это обеспечит необходимый уровень жизнедеятельности пострадавшего населения и территорий, предусмотренный на 2011 год проектом Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.
В целом на финансирование программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за счет средств республиканского бюджета планируется направить 1,1 трлн. руб., или 146% к уровню 2010 года.
Одновременно с проектом бюджета-2011 в первом чтении также приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.
В заключении следует подчеркнуть, что разработанный проект республиканского бюджета-2011 в полной мере отвечает современным требованиям социально-экономического развития страны. Он максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами и позволит профинансировать все принятые государством социальные обязательства. А реализация предложенной бюджетной политики обеспечит достижение высоких социальных стандартов, развитие бюджетной сферы, необходимую поддержку реального сектора экономики и инновационного развития страны.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основным направлением совершенствования бюджетного процесса является повышение эффективности бюджетных расходов.
Реформа государственных расходов должна быть направлена главным образом на корректировку направлений использования бюджетных источников. Представляются целесообразными следующие мероприятия [21]:
определить приоритеты развития национальной экономики и проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор;
установление жестких бюджетных ограничений для предприятий, включая ликвидацию неэффективных дотационных и компенсационных выплат, прекращение государственной поддержки убыточных предприятий и переход к адресному финансированию, разгрузка государственного бюджета;
стимулирование развития негосударственного сектора социальной инфраструктуры и благотворительной деятельности;
реформировать систему социальной защиты на основе перехода к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности;
оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
В нынешних условиях Министерство финансов Республики Беларусь должно стать инициатором проведения политики их разумного сдерживания. Успешным инструментом, который может решить данную задачу, является бюджетирование, ориентированное на результаты. Для этого необходимо разработать четкие методы измерения достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований. Это даст возможность провести всесторонний анализ эффективности бюджетных расходов и установить ответственность за их использование.
Одним из необходимых элементов бюджетного планирования является ведение реестра расходных обязательств, отражающего все существующие направления расходования бюджетных средств. Ведение такого реестра также будет способствовать предсказуемости бюджетных расходов.
Необходимо применять среднесрочное бюджетное планирование, когда параметры бюджета определяются на 3-5 лет. Такое планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Долгосрочное планирование позволит также своевременно выявить необходимость структурных реформ и взвешенно подойти к их реализации.
Помимо стратегических задач необходимо реализовать и ряд мер оперативного характера, обеспечивающих экономию бюджетных средств. К ним относятся [11, с.7]:
усиление контроля со стороны Минфина за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах;
исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств;
проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития;