Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….
1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……
1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4
4
7
12
22
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...
2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….
2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь
за 2010 год ………………………………………………………………………
2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики
Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………
27
27
33
36
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
50
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.
Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом (бюджетов первичного уровня – соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год.
Областными (Минским городским) исполнительными комитетами устанавливаются для местных финансовых органов сроки составления расчетных показателей по консолидированным бюджетам соответствующих административно-
После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов.
После утверждения областных бюджетов и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты районов осуществляется окончательное составление районных бюджетов и расчетных показателей по бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов с их последующим утверждением.
Проекты местных бюджетов представляются для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.
Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов и нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты и вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.
Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами.
В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями:
ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год;
расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются;
нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год.
Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. Исполнение бюджета представляет совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Бюджетные ассигнования являются основанием для утверждения смет доходов и расходов. Смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевые направления и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.
В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы и субъекты хозяйствования. При этом важное значение имеет кассовое исполнение — организация сбора средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные и распорядительные органы — местных бюджетов.
В Республике Беларусь создана система государственного казначейства, позволившая обеспечить значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками. Она включает Главное государственное казначейство, структурное подразделение Министерства финансов и территориальные органы казначейства.
Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает:
осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет,
распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;
возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.
Главное государственное казначейство и территориальные органы казначейства имеют единый казначейский счет и автоматизированную систему казначейства. Концетрация финансовых ресурсов государства на едином счете казначейства создала более широкие возможности для маневрирования ими, позволила ускорить расчеты, принпициально изменить процедуру исполнения бюджета.
Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казначейства позволила осуществлять оперативный контроль за поступлением доходов бюджета, целевым использованием бюджетных средств, соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета.
Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года на всех уровнях управления, которым предоставлено право формирования и использования бюджетных средств. Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится примерно два года, этот срок называется бюджетным циклом.
В процессе исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется контроль, формы которого определяются задачами, целями контроля и состоянием контролируемых объектов. В зависимости от времени осуществления контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины, нецелесообразное расходование денежных средств. Он осуществляется при составлении проекта бюджета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислений бюджетных средств.
Основная задача текущего контроля заключается в предупреждении и устранении нарушений в исполнении бюджета по расходам, обеспечении расходования средств в соответствии с фактически выполненными работами, оказанными услугами с учетом сроков выплаты наличных денежных средств и освоения ранее выданных ассигнований.
При последующем контроле проверяется правильность, законность и хозяйственная целесообразность произведенных расходов, их эффективность, сохранность денежных средств и материальных ценностей. Проводится путем исследования данных учета, отчетности, плановой, нормативной и технологической документации, изучения первичных документов, фактического наличия материальных ценностей и денежных средств за прошедший период.
Таким образом, бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проектов бюджета; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса
в Республике Беларусь
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение Бюджетного кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента Республики Беларусь;
нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь;
нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
С 1 января 2009 г. вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь, который составляет основу бюджетной системы Беларуси.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь разработан в тесной увязке с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Нормы Кодекса направлены на реализацию определенных ею задач в области бюджетно-налоговой политики.
В Бюджетном кодексе Республики Беларусь по сравнению с ранее действующим бюджетным законодательством значительно расширены существующие и введены новые правовые нормы [13, с.3].
Бюджетный кодекс состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает пять разделов, рассматривающих основные положения о бюджетной системе Республики Беларусь. В них формулируется понятие бюджетных отношений, даются основные термины, применяемые в БК, определяется система нормативных правовых актов, составляющая бюджетное законодательство, бюджетный период, доходы и расходы бюджетов, сбалансированность бюджетов и межбюджетные отношения.
Особенная часть Бюджетного кодекса включает шесть разделов. Они рассматривают все стадии бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение бюджетов и их исполнение, а также контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Регулирование охватывает как республиканский, так и местный уровни.
В Кодексе определены участники бюджетного процесса, функции и задачи бюджетных организаций, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Составление проектов бюджетов производится непосредственно Министерством финансов и местными финансовыми органами (кроме бюджетов первичного уровня).
Подготовка проектов бюджетов начинается с установления общих норм, регулирующих вопросы предоставления прогноза макроэкономических показателей, организации составления проектов бюджетов.
В качестве первого этапа рассматривается разработка Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год. Этот документ должен включать предложения по объему основных бюджетных параметров на очередной финансовый год и изменения в законодательстве, принятие которых необходимо для их реализации.