Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.

Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….

1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……

1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4

4

7

12

22

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...

2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь

за 2010 год ………………………………………………………………………

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики

Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………


27



27



33



36

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………


43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….


50

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс 2010.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

      органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

      Национальный банк Республики Беларусь;

      иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

      распорядители и получатели бюджетных средств;

      банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

 

 

Бюджетный процесс в Республике Бела­русь базируется на общих принципах бюджетного права. Однако бюджетный процесс имеет ряд специфических принципов, которые присущи только этому процессу [6, с.143]:

1.      единство и полнота охвата всех доходов и расходов;

2.      реальность запланированных средств;

3.      гласность и публичность;

4.      ежегодность;

5.      специализации бюджетных показателей;

6.      самостоятельность;

7.      сбалансированность.

Единство и полнота охвата доходов и расходов означает, что при составлении проекта бюджета должны быть учтены все источники доходов на предстоящий бюджетный год, а также планирование их на последующие годы с учетом экономических показателей общественного производства. При планировании расходной части бюджета должны быть строго выдержаны параметры его расхода на душу населения равномерно по всей стране.

Реальность запланированных доходов должна соответство­вать возможности бюджета произвести запланированные расходы, желательно их сбалансировать, т.е. установления правильного соотношения между доходами и расходами. Важное условие это­го принципа — соответствие расходов бюджета его доходам, со­здание денежных резервов.

Принцип гласности и публичности предполагает, что про­ект бюджета до его принятия широко обсуждается как предста­вительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Сюда можно отнести и публичную отчетность исполнительных органов перед пред­ставительными органами власти об исполнении бюджетов.

Принцип ежегодности бюджета имеет большое эконо­мическое и политическое значение. Ежегодность дает возмож­ность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным исполь­зованием государственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка.

Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможным более полно учесть и конкретизировать происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производи­тельности труда, промышленного производства, националь­ного дохода и т. д.

Важным принципом бюджетного процесса является принцип специализации показателей бюджета, которые базируются на основе бюджетной классификации. Принцип специализации по­казателей бюджета пронизывает все стадии бюджетного процес­са, и отклонение от него недопустимо.

Самостоятельность бюджетного процесса каждого орга­на законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом опреде­лять направления их использования.

Балансовый метод — установление правильного соотно­шения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями, что должно создать устойчивость бюджета и необходимые про­порции в распределении средств между сферами экономи­ческой деятельности, экономическими регионами. Важное его условие — соответствие расходов бюджета его доходам, со­здание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.

Таким образом, бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.  В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблю­дение которых дает возможность правильно составить, ут­вердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития общества.

1.2. Стадии бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс состоит из следующих стадий [26, с.66]:

–        составление;

–        рассмотрение и утверждение;

–        исполнение;

–        составление отчета об исполнении бюджетов и их ут­верждение.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последова­тельно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода госу­дарства, перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный пе­риод.

Первой стадией бюджетного процесса является составление  проектов бюджетов.

Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.

Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.

Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.

Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).

В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от местных финансовых органов другого уровня бюджетной системы Республики Беларусь, а также от иных государственных органов и организаций.

При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы [4]:

–        основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;

–        оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;

–        пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;

–        расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;

–        основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;

–        прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;

–        справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;

–        сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;

–        другие документы и материалы, установленные законодательством.

Документы и материалы, указанные выше, представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;

предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;

доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;

распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;

размеры межбюджетных трансфертов;

нормативы бюджетной обеспеченности;

расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;

доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;

расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);

распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;

перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;

объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;

размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;

лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;

иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством Республики Беларусь.

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета.

Вместе с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ на очередной финансовый год.

Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок организации работы по составлению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, расчетных показателей по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска утверждается Правительством Республики Беларусь.

Методическое руководство, составление проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов.

В соответствии со сроком представления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, установленным Правительством Республики Беларусь, Министерство финансов готовит указания о порядке и сроках представления материалов, которые включают в себя перечень показателей и формы, по которым распорядители бюджетных средств, областные (Минский городской) исполнительные комитеты должны представлять в Министерство финансов материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь и определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.

После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:

распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.

Информация о работе Бюджетный процесс