Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.

Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….

1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……

1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4

4

7

12

22

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...

2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь

за 2010 год ………………………………………………………………………

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики

Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………


27



27



33



36

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………


43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….


50

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс 2010.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

На сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность предусматривается выделение 3463 млрд. руб. (24,6% вложений в националь­ную экономику и 9,1% объема республиканско­го бюджета). Следует отметить, что немногим более трех четвертей от общей суммы, направля­емой на государственную поддержку аграрного сектора, составляют средства республиканско­го фонда поддержки производителей сельско­хозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Расходы республиканского бюджета на фи­нансирование промышленности, строитель­ства и архитектуры прогнозируются в сумме 1843 млрд. руб., или 120,5% к уровню 2009 года. Удельный вес ассигнований на эти отрас­ли составит 4,8% от расходов бюджета.

На национальную оборону из средств респу­бликанского бюджета направляется 1470 млрд. руб., или 3,8% от объема его расходов, на судеб­ную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности соответственно 2475 млрд. руб., или 6,5%. При этом удельный вес расходов на эти цели будет несколько ниже уровня предыдущего года.

Ассигнования консолидированного бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищ­ное строительство определены в размере 4045 млрд. руб. Основной объем расходов приходит­ся на местные бюджеты - 3959 млрд. руб., на республиканский бюджет соответственно 86 млрд. руб.

На охрану окружающей среды в республи­канском бюджете предусмотрено 233 млрд. руб., или 0,6% его расходов.

Финансирование дефицита республиканско­го бюджета в 2010 году прогнозируется как за счет внутренних, так и внешних источников. Посредством эмиссии и размещения государ­ственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 543 млрд. руб. Погаше­ние основного долга по этим источникам преду­сматривается в объеме 443 млрд. руб.

Таким образом, темпы роста доходов (120,7%) и расходов (123,5%) республикан­ского бюджета в 2010 году по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2009 году значительно превышают планируемый уро­вень инфляции на 2010 год (9%), что указы­вает на реальный прогнозируемый рост этих показателей.

 

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета

Республики Беларусь за 2010 год

 

Проведем анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь за 1-е полугодие 2010 года.

В январе-июне 2010 года доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 105,8% к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 15,3%  больше, чем в январе-июне 2009 года (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Анализ исполнения республиканского бюджета

за 1-е полугодие 2010 года в сравнении

с 1-м полугодием 2009 года, млрд. руб.

Показатели

I полугодие 2009 года

I полугодие 2010 года

Темп роста, %

1. Доходы - всего

13 026,7

13 778,8

105,8

Налоговые доходы, из них:

11 636,8

12 586,6

108,2

   Налог на прибыль

1 172,4

1 462,5

124,7

   НДС

3 839,6

4 996,1

130,1

   Акцизы

1 508,6

1 945,8

128,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

3 088,5

2 937,3

96,6

Неналоговые доходы

1 389,9

1 185,1

85,2

Безвозмездные поступления

 

7,1

в 7,1 р.

2. Расходы, из них: 

13 446,1

15 499,2

115,3

Общегосударственные расходы

4 258,9

6 045,7

141,9

Национальная экономика

5 192,8

4 651,5

89,6

Расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации)

3994,4

2926,3

73,3

3. Дефицит (профицит)

-419,4

-1 720,4

в 4,12 р.

Источник: Собственная разработка на основании данных  [1]

Более трети (36,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 30,1%. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 24,7%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 3,4%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3% (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Структура доходов республиканского бюджета

Республики Беларусь за 1-е полугодие 2010 года, %

Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.3

 

В январе-июне 2010 года финансирование общегосударственных расходов из республиканского бюджета осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года (на 41,9%  больше, чем в январе-июне 2009 года). Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,4% по сравнению с январем-июнем прошлого года. Финансирование расходов по разделу «Расходы на финансирование социальной сферы» сократилось на 26,7% по сравнению с январем-июнем 2009 года.

В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.

Теперь проведем анализ выполнения республиканского бюджета за 1-е полугодие 2010 года в сравнении годовым планом на 2010 год.

Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2010 года сложились в сумме 13,8 трлн. рублей, или 38,8% годового плана (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Анализ исполнения республиканского бюджета

за 1-е полугодие 2010 года в сравнении с планом на 2010 год, млрд. руб.

Показатели

План 2010 года

I полугодие 2010 года

В % к

годовому

плану

1. Доходы - всего, из них:

35 524,9

13 778,8

38,8

   Налог на прибыль

3 550,7

1 462,5

41,2

   НДС

12 581,4

4 996,1

39,7

   Акцизы

4 562,1

1 945,8

42,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

10 128,6

2 937,3

29,0

2. Расходы, из них: 

40 106,3

15 499,2

39,4

Общегосударственные расходы

16 331,6

6 045,7

38,2

Национальная экономика

13 150,7

4 651,5

35,8

Расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации)

6 324,3

2 926,3

46,6

Дефицит (профицит)

-4 581,4

-1 720,4

-

Источник: Собственная разработка на основании данных  [20]

 

Налога на прибыль поступило 1,5 трлн. рублей, или 41,2 процента годового плана. За январь-июнь 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 5,0 трлн. рублей, или 39,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,9 трлн. рублей, или 29,0% годового плана.

По состоянию на 1 июля 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,9 млрд. рублей и сохранилась на уровне начала года.

Расходы республиканского бюджета за январь-июнь 2010 года составили 15,5 трлн. рублей, или 39,4 процента годового плана.

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 2,9 трлн. рублей (46,6 процента), национальной экономики – 4,7 трлн. рублей (35,8 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 6,0 трлн. рублей (38,2 процента).

Дефицит республиканского бюджета за январь-июнь 2010 года составил -1,7 трлн. рублей.

Таким образом, темпы роста доходов и расходов республикан­ского бюджета в 1-м полугодии 2010 года по отношению к плану  бюджета на 2010 год составили 38,8% и  29,0% годового плана соответственно.

 

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета

Республики Беларусь на 2011 год

 

В настоящее время принят Закон Республике Беларусь «О республиканском бюджета на 2011 год» от 15 октября 2010 г. № 176-З [19].

Проект бюджета сформирован исходя из темпов роста ВВП в 2011 г. на уровне 110%, годовой инфляции в 8%, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю в 3170 руб. При этом доходы консолидированного бюджета должны составить 27,3% ВВП, а расходы — 30,3% [28, с.3].

Основные параметры главного финансового закона на 2011 год следующие. Доходы по проекту республиканского бюджета составят 33 611,4 млрд. руб. (116,9% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 39 611,4 млрд. руб. (рост 123,3%) [3].

Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 6000 млрд. руб., или 3% к ВВП, что отвечает международным стандартам финансовой безопасности (именно такой лимит установлен маастрихскими соглашениями для стран — участниц Евросоюза). Дефицит будет покрыт за счет остатков средств бюджета 2010 года, внешних и внутренних заимствований. К 2015 г. правительство намерено сократить дефицит бюджета до 1,5%.

Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2011 год представлены в табл.2.5.

 

Таблица 2.5

Основные показатели проекта республиканского бюджета

на 2011 год, млрд. руб.

Показатели

2010 год

(ожидаемо исполнение)

2011 год

В % к

2010 году

Доходы

28 752,3

33 611,4

116,9

Расходы

32 126,0

39 611,4

123,3

Дефицит (профицит)

-2 700,0

-6 000,0

222,2

Информация о работе Бюджетный процесс