Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….
1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……
1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4
4
7
12
22
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...
2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….
2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь
за 2010 год ………………………………………………………………………
2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики
Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………
27
27
33
36
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
50
К проекту Основных направлений прилагается среднесрочная финансовая программа. Она разрабатывается в целях информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы, оценки долгосрочных тенденций и финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов.
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики на очередной финансовый год должны служить основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету.
Отдельно рассматривается составление проектов республиканского и местных бюджетов. Определены перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, а также утверждаемые показатели. Устанавливаются порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения проектов республиканского и местных бюджетов.
Уточнение показателей бюджетов в пределах сумм доходов и расходов, предельного размера дефицита бюджета и источников его финансирования, утвержденных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным Кодексом.
Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. Исполнение бюджета представляет совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Бюджетные ассигнования являются основанием для утверждения смет доходов и расходов. Смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевые направления и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.
В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы и субъекты хозяйствования. При этом важное значение имеет кассовое исполнение — организация сбора средств, порядок, выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные и распорядительные органы — местных бюджетов.
Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года на всех уровнях управления, которым предоставлено право формирования и использования бюджетных средств.
В процессе исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется контроль, формы которого определяются задачами, целями контроля и состоянием контролируемых объектов. В зависимости от времени осуществления контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий.
Следует отметить, что при осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
Таким образом, к настоящему времени в Республике Беларусь практически создана систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая процесс составления и исполнения бюджета.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ составления республиканского бюджета
Республики Беларусь на 2010 год
Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, результатов ожидаемого исполнения бюджета в 2009 г., важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.[29, с.16].
Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год» принят 29 ноября 2009 года [18].
При их расчете основных параметров бюджета за основу были приняты параметры прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики страны на 2010 год: валовой внутренний продукт -174500 млрд. руб., инфляция (индекс роста потребительских цен (в среднем за год) - 9%, среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем за год) - 972,4 тыс. руб. [30, с.16].
Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2010 год представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2010 год
Показатели | Сумма, млрд. руб. | В % к ВВП |
Доходы | 35 522 | 20,4 |
Расходы | 38 222 | 21,9 |
Дефицит (профицит) | -2 700 | -1,5 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [15, с.13]
Основные показатели республиканского бюджета на 2010 год определены по доходам в объеме 35 522 млрд. руб. (20,4% ВВП), расходам – 38 222 млрд. руб. (21,9% ВВП). Предельный уровень дефицита бюджета установлен в размере -2 700 млрд. руб., или -1,5% ВВП.
Темпы роста доходов бюджета в 2010 году к ожидаемому исполнению 2009 года прогнозируются на уровне 120,7%. В свою очередь, темпы роста налоговых доходов к 2009 году составят 123,6%, из них НДС - 149%, доходов от внешнеэкономической деятельности - 129,4%, налога на прибыль -130,8%, акцизов - 119% (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Динамика основных показателей республиканского бюджета
за 2009-2010 года, млрд. руб.
Показатели | 2009 г. (ожидаемо исполнение) | План 2010 года | В % к годовому плану |
1. Доходы - всего, из них: | 29 420,0 | 35 522 | 120,7 |
Налоговые доходы | 26 595 | 32 864 | 123,6 |
Налог на прибыль | 2 885 | 3 742 | 130,8 |
НДС | 8 445 | 12 581 | 149,0 |
Акцизы | 3 834 | 4 562 | 119,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 7 813 | 10 114 | 129,4 |
Неналоговые доходы | 2 824 | 2 643 | 93,6 |
2. Расходы, из них: | 30 943 | 38 222 | 123,5 |
3. Дефицит (профицит) | -1 524 | -2700 | - |
Источник: Собственная разработка на основании данных [29, с.20]
Поступления неналоговых доходов по отношению к прошлому году запланированы на уровне 93,6%, в том числе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, - 106,2%.
Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами (в сопоставимых условиях) она не претерпела существенных изменений. Так, в 2010 году удельный вес налоговых доходов предусматривается на уровне 92,5%, неналоговых - 7,4%, безвозмездных поступлений -0,1%. В 2009 году соотношение налоговых и неналоговых доходов ожидается соответственно 90,4% и 9,6%.
Основную долю в составе налоговых доходов занимают НДС - 35,4% (от доходов бюджета), доходы от внешнеэкономической деятельности – 28,5%, акцизы - 12,8%, налоги на прибыль – 10,5% (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура доходов республиканского бюджета на 2010 год, %
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.2.
Первоочередными задачами в области расходов бюджета в 2010 году является сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства и др. При этом расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, другие денежные выплаты планируются на уровне 2009 года с ростом на прогнозный уровень инфляции.
Планируется, что расходы республиканского бюджета в 2010 году по отношению к ожидаемому исполнению предшествующего года возрастут на 23,5%, а их доля в ВВП останется практически без изменения (табл. 2.2).
Высокие темпы роста расходов в текущем году прогнозируются на финансирование общегосударственной деятельности -151,3%, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства - 125%.
Более низкие темпы роста расходов (ниже, чем в среднем по расходам бюджета) предусматриваются на финансирование охраны окружающей среды - 120,2%; социальной политики - 118,2%; национальной обороны -117,5%; здравоохранения - 114,9%; судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности - 109,1%; национальной экономики -108,9% . Соотношение расходов по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» в 2010 году к 2009 году запланировано на уровне 99,6%.
Наибольший удельный вес в республиканском бюджете - 38,7%, или 14780 млрд. руб. - занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность». Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 785 млрд. руб., что на 11,4% выше 2009 года. Расходы в сфере международной деятельности определены в размере 448 млрд. руб. (сростом 111,4%).
По подразделу «Фундаментальные научные исследования» из средств республиканского бюджета запланировано выделить 183 млрд. руб., или на 11,4% больше уровня предыдущего года.
На обслуживание государственного долга Республики Беларусь прогнозируются ассигнования в объеме 2038 млрд. руб. (5,3% от расходов республиканского бюджета), из которых 1548 млрд. руб. направляется на обслуживание внешнего государственного долга (с ростом в 1,9 раза к 2009 г.) и 490 млрд. руб. - внутреннего государственного долга (74% от уровня 2009 г.).
По подразделу «Резервные фонды» планируется финансирование в объеме 2863 млрд. руб., что составит около 1/5 от объема ассигнований на общегосударственную деятельность и 7,5% - от расходов республиканского бюджета. Около половины из запланированных в 2010 г. расходов на общегосударственную деятельность (7303 млрд. руб., или 49,4%) предусматривается направить в качестве трансфертов бюджетам других уровней.
В расходах республиканского бюджета на социальную сферу наибольший удельный вес занимают ассигнования на социальную политику - 3025 млрд. руб. (48,4%). В свою очередь, более весомую долю в данном разделе составят расходы на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований - 1396 млрд. руб. (46,2%). Значительную часть средств на социальную политику составит компенсация банкам потерь, связанных с льготным кредитованием жилищного строительства - 1254 млрд. руб., или 41,5% от расходов по данному разделу.
Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 1423 млрд. руб., или 3,7%. С учетом местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств на образование возрастает в 5,3 раза (7582 млрд. руб.). На здравоохранение из республиканского бюджета на этот год запланированы - 1261 млрд. руб., из местных бюджетов - 4361 млрд. руб. В основу положен минимальный норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя республики в сумме 577362 руб., по бюджетам областей и г. Минска - 413164 руб.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» предусматриваются в размере 537 млрд. руб., или 1,4% от его объема. С учетом средств местных бюджетов общий объем финансирования по данному разделу составит 1404 млрд. руб.
На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств республиканского бюджета запланировано выделение 12933 млрд. руб., что на 10,9% выше уровня 2009 года. Удельный вес расходов снизится с 38,4% до 33,8%.
Основное место в структуре расходов республиканского бюджета на национальную экономику в последние годы занимают ассигнования на топливо и энергетику. На 2010 г. объем средств по данному подразделу предусматривается в сумме 5643 млрд. руб., или 43,6% от ассигнований на национальную экономику. В составе расходов основная часть (4039 млрд. руб.) приходится на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья.