Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.

Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….

1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……

1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4

4

7

12

22

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...

2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь

за 2010 год ………………………………………………………………………

2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики

Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………


27



27



33



36

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………


43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….


50

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс 2010.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

К проекту Основных на­правлений прилагается сред­несрочная финансовая про­грамма. Она разрабатывается в целях информирования госу­дарственных органов о предпо­лагаемых среднесрочных тен­денциях развития бюджетно-налоговой сферы, оценки дол­госрочных тенденций и фи­нансовых последствий разра­батываемых реформ, про­грамм, законов.

Основные направления бюд­жетно-финансовой и налоговой политики на очередной финан­совый год должны служить ос­новой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету.

Отдельно рассматривается составление проектов респуб­ликанского и местных бюдже­тов. Определены перечень до­кументов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансо­вый год, а также утверждае­мые показатели. Устанавлива­ются порядок и сроки составле­ния, рассмотрения и утвержде­ния проектов республиканско­го и местных бюджетов.

Уточнение показателей бюджетов в пределах сумм до­ходов и расходов, предельного размера дефицита бюджета и источников его финансирова­ния, утвержденных законом (решением) о бюджете на оче­редной финансовый год, осуще­ствляется в порядке, установ­ленном Бюджетным Кодексом.

Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. Исполнение бюджета представля­ет совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на свое­временное финансирование и осуществление расходов в соот­ветствии с утвержденными бюджетными назначениями. Бюджетные ассигнования являются основанием для утвержде­ния смет доходов и расходов. Смета является основным финан­совым планом, который определяет объем, целевые направле­ния и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организа­цией своих функций.

В исполнении бюджета принимают участие все государ­ственные органы и субъекты хозяйствования. При этом важ­ное значение имеет кассовое исполнение — организация сбора средств, порядок, выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Правительство Республики Бела­русь обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные и распорядительные органы — мест­ных бюджетов.

Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года на всех уровнях управления, которым предоставлено право формирования и использования бюджетных средств.

В процессе исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется контроль, формы которого опреде­ляются задачами, целями контроля и состоянием контролируе­мых объектов. В зависимости от времени осуществления кон­троль подразделяется на предварительный, текущий, после­дующий.

Следует отметить, что при осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, к настоящему времени в Республике Беларусь практически создана систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая процесс составления и исполнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Анализ составления республиканского бюджета

Республики Беларусь на 2010 год

 

Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений на­логового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодек­са Республики Беларусь, результатов ожидаемо­го исполнения бюджета в 2009 г., важнейших па­раметров прогноза социально-экономическо­го развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.[29, с.16].

Закон Республики Беларусь  «О республиканском бюджете на 2010 год» принят 29 ноября 2009 года [18].

При их расчете основных параметров бюджета  за основу были приняты па­раметры прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики стра­ны на 2010 год: валовой внутренний продукт -174500 млрд. руб., инфляция (индекс роста потребительских цен (в среднем за год) - 9%, среднемесячный размер заработной платы ра­ботников бюджетной сферы (в среднем за год) - 972,4 тыс. руб. [30, с.16].

Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2010 год представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2010 год

Показатели

Сумма, млрд. руб.

В % к ВВП

Доходы

35 522

20,4

Расходы

38 222

21,9

Дефицит (профицит)

-2 700

-1,5

Источник: Собственная разработка на основании данных  [15, с.13]

Основные показатели республиканского бюджета на 2010 год определены по доходам в объеме 35 522 млрд. руб. (20,4% ВВП), расхо­дам – 38 222 млрд. руб. (21,9% ВВП). Предель­ный уровень дефицита бюджета установлен в размере -2 700 млрд. руб., или -1,5% ВВП.

Темпы роста доходов бюджета в 2010 году к ожидаемому исполнению 2009 года прогнозируются на уровне 120,7%. В свою очередь, темпы роста налоговых доходов к 2009 году составят 123,6%, из них НДС - 149%, доходов от внешнеэкономической деятельности - 129,4%, налога на прибыль -130,8%, акцизов - 119% (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Динамика  основных показателей республиканского бюджета

за 2009-2010 года, млрд. руб.

Показатели

2009 г. (ожидаемо исполнение)

План 2010 года

В % к

годовому

плану

1. Доходы - всего, из них:

29 420,0

35 522

120,7

Налоговые доходы

26 595

32 864

123,6

   Налог на прибыль

2 885

3 742

130,8

   НДС

8 445

12 581

149,0

   Акцизы

3 834

4 562

119,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 813

10 114

129,4

Неналоговые доходы

2 824

2 643

93,6

2. Расходы, из них: 

30 943

38 222

123,5

3. Дефицит (профицит)

-1 524

-2700

-

Источник: Собственная разработка на основании данных  [29, с.20]

 

Поступления неналоговых доходов по от­ношению к прошлому году запланированы на уровне 93,6%, в том числе доходов от использо­вания имущества, находящегося в государствен­ной собственности, - 106,2%.

Что касается структуры доходной части ре­спубликанского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами (в сопоставимых услови­ях) она не претерпела существенных изменений. Так, в 2010 году удельный вес налоговых дохо­дов предусматривается на уровне 92,5%, нена­логовых - 7,4%, безвозмездных поступлений -0,1%. В 2009 году соотношение налоговых и не­налоговых доходов ожидается соответственно 90,4% и 9,6%.

Основную долю в составе на­логовых доходов занимают НДС - 35,4% (от доходов бюджета), доходы от внешнеэкономической деятельности – 28,5%, акцизы - 12,8%, налоги на прибыль – 10,5% (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура доходов республиканского бюджета на 2010 год, %

Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.2.

 

Первоочередными задачами в области расхо­дов бюджета в 2010 году является сохранение достигнутого уровня социальных услуг, под­держка реального сектора экономики, реализа­ция программы жилищного строительства и др. При этом расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, другие денеж­ные выплаты планируются на уровне 2009 года с ростом на прогнозный уровень инфляции.

Планируется, что расходы республиканско­го бюджета в 2010 году по отношению к ожи­даемому исполнению предшествующего года возрастут на 23,5%, а их доля в ВВП останется практически без изменения (табл. 2.2).

Высокие темпы роста расходов в текущем году прогнозируются на финансирование об­щегосударственной деятельности -151,3%, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства - 125%.

Более низкие темпы роста расходов (ниже, чем в среднем по расходам бюджета) пре­дусматриваются на финансирование охраны окружающей среды - 120,2%; социальной по­литики - 118,2%; национальной обороны -117,5%; здравоохранения - 114,9%; судебной власти, правоохранительной деятельности и обе­спечения безопасности - 109,1%; национальной экономики -108,9% . Соотношение расходов по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» в 2010 году к 2009 году запланировано на уровне 99,6%.

Наибольший удельный вес в республи­канском бюджете - 38,7%, или 14780 млрд. руб. - занимают расходы по разделу «Обще­государственная деятельность». Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 785 млрд. руб., что на 11,4% выше 2009 года. Расходы в сфере международной деятель­ности определены в размере 448 млрд. руб. (сростом 111,4%).

По подразделу «Фундаментальные научные исследования»  из средств республиканского бюджета запланировано выделить 183 млрд. руб., или на 11,4% больше уровня предыдущего года.

На обслуживание государственного долга Ре­спублики Беларусь прогнозируются ассигнова­ния в объеме 2038 млрд. руб. (5,3% от расходов республиканского бюджета), из которых 1548 млрд. руб. направляется на обслуживание внеш­него государственного долга (с ростом в 1,9 раза к 2009 г.) и 490 млрд. руб. - внутреннего госу­дарственного долга (74% от уровня 2009 г.).

По подразделу «Резервные фонды» плани­руется финансирование в объеме 2863 млрд. руб., что составит около 1/5 от объема ассигно­ваний на общегосударственную деятельность и 7,5% - от расходов республиканского бюджета. Около половины из запланированных в 2010 г. расходов на общегосударственную деятельность (7303 млрд. руб., или 49,4%) предусматривает­ся направить в качестве трансфертов бюджетам других уровней.

В расходах республиканского бюджета на социальную сферу наибольший удельный вес занимают ассигнования на социальную полити­ку - 3025 млрд. руб. (48,4%). В свою очередь, более весомую долю в данном разделе составят расходы на пенсионное обеспечение военнослу­жащих, лиц начальствующего и рядового соста­ва органов внутренних дел, органов и подразде­лений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований - 1396 млрд. руб. (46,2%). Значительную часть средств на соци­альную политику составит компенсация банкам потерь, связанных с льготным кредитованием жилищного строительства - 1254 млрд. руб., или 41,5% от расходов по данному разделу.

Расходы республиканского бюджета на об­разование прогнозируются в сумме 1423 млрд. руб., или 3,7%. С учетом местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств на образование возрастает в 5,3 раза (7582 млрд. руб.). На здравоохранение из республиканско­го бюджета на этот год запланированы - 1261 млрд. руб., из местных бюджетов - 4361 млрд. руб. В основу положен минимальный норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя республики в сумме 577362 руб., по бюджетам областей и г. Минска - 413164 руб.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Физическая культура, спорт, куль­тура и средства массовой информации» пре­дусматриваются в размере 537 млрд. руб., или 1,4% от его объема. С учетом средств местных бюд­жетов общий объем финансирования по данному разделу составит 1404 млрд. руб.

На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств республикан­ского бюджета запланировано выделение 12933 млрд. руб., что на 10,9% выше уровня 2009 года. Удельный вес расходов снизится с 38,4% до 33,8%.

Основное место в структуре расходов респу­бликанского бюджета на национальную эко­номику в последние годы занимают ассигнова­ния на топливо и энергетику. На 2010 г. объем средств по данному подразделу предусматри­вается в сумме 5643 млрд. руб., или 43,6% от ассигнований на национальную экономику. В составе расходов основная часть (4039 млрд. руб.) приходится на предоставление субсидий нефтепе­рерабатывающим предприятиям для возмеще­ния стоимости импортируемого углеводородно­го сырья.

Информация о работе Бюджетный процесс