Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..…..
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….……….
1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..……
1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….….
4
4
7
12
22
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………...
2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ……………………………………………………………………….
2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь
за 2010 год ………………………………………………………………………
2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики
Беларусь на 2011 год ……………………………………………………………
27
27
33
36
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
50
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра коммерческой деятельности и международных экономических отношений
Курсовая работа
на тему:
«Бюджетный процесс»
Выполнила Байсултанова Т.А.
студентка 3 курса 5 группы заочного
специальности «Финансы и кредит»
Гродно 2010
РЕФЕРАТ
«Бюджетный процесс»
Работа содержит: 52 страницы, 5 таблиц, 3 рисунка, 32 литературных источника.
Ключевые слова и словосочетания: бюджет, бюджетный процесс, составление бюджета, рассмотрение и исполнение бюджета, исполнение бюджета, государственный бюджет, консолидированный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, бюджетная система, бюджетная политика.
Цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом работы является механизм реализации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
В работе использованы такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются таблицы и рисунки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. | 3 |
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ………..….. 1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ……………….………. 1.2. Стадии бюджетного процесса ………………………………………..…… 1.3. Нормативно-правовая база реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь ………………………………………………………….…. | 4 4 7 12 22 |
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………... 2.1. Анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год ………………………………………………………………………. 2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 год ……………………………………………………………………… 2.3. Особенности проекта республиканского бюджета Республики Беларусь на 2011 год …………………………………………………………… |
27
27
33
36 |
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………… |
43 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. | 47 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
| 50 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой — приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
Наличие бюджетной сферы стоимостного перераспределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета. Кроме того, централизация общегосударственных денежных средств создает материальную базу для функционирования самих государственных структур.
Бюджет можно охарактеризовать как важную предпосылку и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.
Сконцентрировав в бюджетной системе часть национального дохода, государство имеет возможность направлять денежные средства на строго целевое их расходование в соответствии с требованиями текущего момента на экономические и социальные программы, обеспечение безопасности и порядка страны и ее регионов.
Актуальность же изучения такой темы курсовой работы, как «Бюджетный процесс», связана с тем, что государственный бюджет в условиях перехода экономики республики к рыночным методам хозяйствования является важнейшим инструментом регулирования социально-экономического развития страны, а незначительное нарушение бюджетного механизма пагубно отражается на состоянии всей экономики республики.
Таким образом, цель курсовой работы – раскрыть бюджетный процесс как основные форму бюджетного планирования и особенности его реализации в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть понятие бюджетного процесса и его принципы;
рассмотреть стадии бюджетного процесса;
изучить нормативно-правовая базу реализации бюджетного процесса в Республике Беларусь;
провести анализ составления республиканского бюджета Республики Беларусь на 2010 год;
проанализировать исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 год;
показать особенности проекта республиканского бюджета Республики Беларусь на 2011 год;
определить основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели и задач исследования следует, что предметом исследования является механизм реализации бюджетного процесса. Объектом исследования выступил государственный бюджет Республики Беларусь на современном этапе развития белорусской экономики.
Что же касается характеристики литературных источников, то данной проблеме в экономической литературе уделяется достаточно большое внимание. Так, проблемы формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь рассматриваются на страницах таких периодических изданий, как «Экономический бюллетень», «Финансы. Учет. Аудит», «Белорусский экономический журнал», «Банковский вестник», «Экономика Беларуси» и др. Особо следует отметить учебное пособие Шмарловской Г.А. «Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика», в котором рассматриваются теоретические подходы формирования и практика функционирования бюджетно-налоговой политики государства.
В работе использованы такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются таблицы и рисунки.
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Бюджетное планирование как органическая часть финансового планирования подчинено требованиям финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования обеспечиваются централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы, достигается воздействие финансов на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны, выявление резервов эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства [5, с.163].
В научной и учебной литературе имеется достаточное количество определений бюджетного процесса, согласно которым:
бюджетный процесс — это установленный правовыми нормами процесс деятельности государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [6, с.141];
бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов [5, с.164];
бюджетный процесс — деятельность по формированию и исполнению бюджетов [26, с.105];
бюджетный процесс — это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроль за их исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны [31, с.23].
Согласно Бюджетный Кодекс Республики Беларусь бюджетный процесс — регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении [4].
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи [31, с.32]:
максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;
определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;
контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.
Бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.
Участниками бюджетного процесса в Республике Беларусь являются [4]:
Президент Республики Беларусь;
Парламент Республики Беларусь;
Правительство Республики Беларусь;
местные Советы депутатов;
местные исполнительные и распорядительные органы;