Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
- Внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов.
- Внедрение в систему оплаты труда работников образовательных
учреждений механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями.
- Внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов.
- Создание условий для обеспечения участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке
качества образования.
- Ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования.
- Содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.
- Осуществление конкурсной поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, внедряющих современную модель образования.
- Расширение практики использования целевого капитала.
- Изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
Наука и инновационная деятельность. Основные мероприятия:
-Вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.
-Создание механизма межведомственной координации НИОКР.
- Учет рейтингов организаций (ученых), конкурсное распределение бюджетных средств между организациями.
- Совершенствование программы фундаментальных исследований, повышение статуса и оптимизация функций академий наук.
- Совершенствование государственной системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.
- Создание института независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Основные мероприятия:
- Развитие системы управления имущественными комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений.
- Обеспечение содействия самоорганизации граждан и развитию бизнеса в сфере управления жилищным фондом.
- Создание механизмов и разработка инструментов повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ.
- Стимулирование системных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и обновление жилищного фонда.
- Создание условий для привлечения бизнеса и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе путем реформирования системы тарифообразования, перехода к долгосрочным методам регулирования тарифов, ликвидации перекрестного субсидирования и привязки тарифов к качеству реализуемых услуг.
Транспорт и транспортная инфраструктура. Основные мероприятия:
- Разработка критериев отбора инвестиционных проектов и стандартизация подходов к оценке их эффективности, а также привлечение новых источников финансирования по крупным инфраструктурным проектам.
- Развитие частно-государственного партнерства (концессии).
- Разработка технических регламентов в области дорожного хозяйства.
- Объединение контрактов на строительство и содержание автодорог.
-Развитие конкурентной тарифной политики на транспортные услуги.
-Создание и развитие портовых особых экономических зон.
Кроме того, целесообразно сокращать число невостребованных и неэффективных учреждений путем их укрупнения и реформирования. В целом реформирование государственного сектора должно быть в первую очередь направлено именно на создание стимулов для эффективной работы учреждений.
Предстоит коррекция уровня занятости в бюджетном секторе, в том числе за счет перераспределения занятых в аналогичные частные предприятия. При этом необходимо обеспечивать повышение оплаты труда работников бюджетного сектора (особенно муниципальных предприятий). Вместе с тем надо стандартизировать требования к предоставлению государственных услуг, добиваться согласованности вводимых стандартов между собой и с ранее утвержденными нормам.
Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и потому важнейшая задача бюджетной политики заключается в практической реализации соответствующих возможностей.
Заключение
Итак, подводя итог можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фонда денежных средств.
Государственный бюджет представляет
собой финансовый план государства
на текущий год. Это смета доходов
и расходов государства, согласованных
друг с другом, как по объему,
так и по срокам поступления и
использования. Государственному бюджету
принадлежит центральное место
в системе государственных
Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
Одной из важных составных
принципов бюджета является его
сбалансированность. Именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.
Значительные средства государства идут на финансирование экономики. Так в 2008г. расходы на экономику составили 656872млн. руб., в 2009г. - 730276,9 млн. руб., в 2010г.- 473276,1млн. руб.
Расходы государственного бюджета на экономику представляют собой расходы на :
- Общеэкономические вопросы;
- Топливо и энергетика;
- Исследование и использование космического пространства;
- Воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- Сельское хозяйство и рыболовство;
- Водные ресурсы;
- Лесное хозяйство;
- Транспорт;
- Связь и информатика;
- Прикладные научные исследования в области национальной экономики;
- Другие вопросы в области национальной экономики.
Финансирование социальной сферы тесно связано с бюджетной политикой Правительства РФ в тактическом и стратегическом контексте.
Расходы на социальную сферу из федерального бюджета в 2008г. составили 928592,0млн. руб., в 2009г. они заметно выросли и составили 1025077,3млн. руб., в 2010г.- 1118575,4млн. руб.
Расходы государственного бюджета на социальную сферу представляют собой расходы на:
- Жилищно-коммунальное
- Образование;
- Культура, кинематография и средства массовой информации;
- Здравоохранение и спорт;
- Социальная политика.
В настоящее время прогноз
Список использованных источников
1. Александров И. М. Бюджетная система РФ [текст] : учебник для вузов/ И. М. Александров . - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 486 с.
2. Годин А.М. Бюджетная система РФ [текст] : учебник/ А.М. Годин - 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007. - 568 с.
3. Государственный бюджет: Конспект лекций. Журавлев А.В., 2008. – 128 с.
4. Гришанова О.А. Бюджетная система и межбюджетные отношения [текст] / О.А. Гришанова // Финансы и кредит. - 2009.- №28. - с. 31- 37.
5. Грозовская О.Л. Доходы бюджета РФ 2008-2009 [текст] / О.Л. Грозовская. – М.: Аналитика, 2010. – 394 с.
6. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ [текст] :учебное пособие/ Н.Б. Ермасова-М.:Юрайт,2010-794с.
7. Инавона Н.Г. Бюджетная система РФ [текст] :учебное пособие/Н.Г.Иванова.- СП.б.:Питер,2010-162с.
8. Ковалева А.М. Финансы [текст] :учебное пособие/ А.М. Ковалева .– М.: Финансы и статистика, 2009. – 539 с.
9. Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы в финансовом контроле [текст] : учебное пособие / В.С. Криволапов .– М.: Финансы и кредит. - 2008. - с.49-53
10. Лескин В.К. Бюджетная политика государства [текст] : учебное пособие / В.К. Лескин .– М.: Финансы и кредит. - №27. - 2009. – с.2-12
11. Назаров Н.Н. Понятие «финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. - №19. – 2008. – с.6-10.
12. Насонова Н.Г. Особенности формирования расходной части бюджета РФ [текст] : учебное пособие / Н.Г. Насонова– М.: Социология, 2010. – 374 с.
13. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ [текст] : учебное пособие/ А.С. Нешитой – М.: «Дашков и К», 2008 – 308 с.
14. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ [текст]: учебное пособие/В.А.Парыгина.- Ростов на Дону.:Феникс, 2009. – 544 с.
15. Поляк Г.Б.Бюджетная система России [текст] : учебное пособие/ Г.Б. Поляк.- М.:ЮНИТИ-ДАТА,2011-703с.
16. Старикова Е. Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ на 2010 -2013 годы // официальный сайт УРА-Информ.
17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 680 с.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит [текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 2008. - 420 с.
19. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.- 316 с.
20. Экономика [текст]: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. – 622 с.
21. www.gks.ru – официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ.
22. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ.
Приложение А
Диаграмма 1- Расходы федерального бюджета за 2008г.
Приложение Б
Диаграмма 2- Расходы федерального бюджета за 2010г.
Приложение В
Таблица 1 - Расходы государственного бюджета на социальную сферу за 2008-2010г.г.[22]
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
млн. рублей |
в % к общему объему расхо-дов |
млн. рублей |
в % к общему объему расхо-дов |
млн. рублей |
в % к общему объему расхо-дов | |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
56 497,3 |
0,9 |
79 206,9 |
1,1 |
71 016,4 |
0,9 |
Жилищное хозяйство |
44 700,5 |
0,7 |
65 299,0 |
0,9 |
64 112,5 |
0,8 |
Коммунальное хозяйство |
1 083,7 |
0,0 |
1 030,6 |
0,0 |
325,8 |
0,0 |
Прикладные научные |
22,8 |
0,0 |
10,4 |
0,0 |
5,4 |
0,0 |
Другие вопросы в области
жилищно-коммунального |
10 690,3 |
0,2 |
12 866,9 |
0,2 |
6 572,8 |
0,1 |
Образование |
307 516,6 |
4,7 |
310 501,0 |
4,3 |
339 442,4 |
4,5 |
Дошкольное образование |
2 951,7 |
0,0 |
3 169,9 |
0,0 |
3 489,6 |
0,0 |
Общее образование |
3 608,8 |
0,1 |
3 824,4 |
0,1 |
15 787,9 |
0,2 |
Начальное профессиональное образование |
11 965,0 |
0,2 |
12 418,7 |
0,2 |
11 686,1 |
0,2 |
Среднее профессиональное образование |
29 437,2 |
0,5 |
31 351,6 |
0,4 |
33 783,3 |
0,4 |