Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

- Внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов.

- Внедрение  в  систему  оплаты  труда  работников  образовательных

учреждений механизмов  оценки  качества  и  востребованности  образовательных услуг потребителями.

- Внедрение  независимой  системы  оценки  качества  образования  на  всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов.

- Создание  условий  для  обеспечения  участия  потребителей образовательных  услуг  и  общественных  институтов  в  контроле  и  оценке

качества образования.

- Ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования.

- Содействие  развитию  советов  самоуправления  в  образовательных учреждениях.

- Осуществление конкурсной поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, внедряющих современную модель образования.

- Расширение практики использования целевого капитала.

- Изменение  механизмов  финансового  обеспечения  программ  и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.

Наука и инновационная  деятельность. Основные мероприятия:

-Вовлечение  в  гражданский  оборот  объектов  интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

-Создание механизма межведомственной координации НИОКР.

- Учет  рейтингов  организаций (ученых),  конкурсное  распределение бюджетных средств между организациями.

- Совершенствование  программы  фундаментальных  исследований, повышение статуса и оптимизация функций академий наук.

- Совершенствование  государственной  системы  учета,  распоряжения  и контроля  за  эффективным  использованием  прав  Российской  Федерации  на результаты  научно-технической  деятельности,  созданных за  счет  средств федерального бюджета.

- Создание  института  независимой  оценки  деятельности  научных  организаций в соответствии с международной практикой.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Основные мероприятия:

- Развитие  системы  управления  имущественными  комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений.

- Обеспечение содействия самоорганизации  граждан и развитию бизнеса в сфере управления жилищным фондом.

- Создание  механизмов  и  разработка  инструментов  повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ.

- Стимулирование  системных  преобразований  в  жилищно-коммунальном хозяйстве и обновление жилищного фонда.

- Создание  условий  для  привлечения  бизнеса  и  развития  конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе путем реформирования системы  тарифообразования, перехода к долгосрочным методам регулирования тарифов,  ликвидации  перекрестного  субсидирования  и  привязки  тарифов  к качеству реализуемых услуг.

Транспорт и транспортная инфраструктура. Основные мероприятия:

-  Разработка критериев отбора инвестиционных проектов и стандартизация подходов  к  оценке  их  эффективности,  а  также привлечение новых источников финансирования по крупным инфраструктурным проектам.

-  Развитие частно-государственного партнерства (концессии).

-  Разработка  технических  регламентов  в  области  дорожного  хозяйства.

-  Объединение  контрактов  на  строительство  и  содержание  автодорог. 

-Развитие конкурентной тарифной политики на транспортные услуги.

-Создание и развитие портовых особых экономических зон.

  Кроме того, целесообразно сокращать  число невостребованных и неэффективных учреждений путем их укрупнения и реформирования. В целом реформирование  государственного сектора должно быть в первую очередь направлено именно на создание стимулов для эффективной работы учреждений.

Предстоит коррекция уровня занятости  в бюджетном секторе, в том числе за счет перераспределения занятых в аналогичные частные предприятия. При этом необходимо обеспечивать повышение оплаты труда работников бюджетного сектора (особенно муниципальных предприятий). Вместе с тем надо стандартизировать требования к предоставлению государственных услуг, добиваться согласованности вводимых стандартов между собой и с ранее утвержденными нормам.

Потенциал увеличения эффективности бюджетных  расходов имеется по всем рассмотренным  направлениям, и потому важнейшая  задача бюджетной политики заключается  в практической реализации соответствующих  возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Итак, подводя итог можно  сказать, что бюджет представляет собой  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования,  распределения и использования  фонда денежных средств.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета доходов  и расходов государства, согласованных  друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и  использования. Государственному бюджету  принадлежит центральное место  в системе государственных финансов;

Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут  формироваться за счет неналоговых  поступлений, займов и эмиссии денег.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность. Именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления  расходования средств, процентное соотношение  расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства.

Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.

Значительные средства государства  идут на финансирование экономики. Так  в 2008г. расходы на экономику составили  656872млн. руб., в 2009г. - 730276,9 млн. руб., в 2010г.- 473276,1млн. руб.

Расходы государственного бюджета  на экономику представляют собой расходы на :

- Общеэкономические вопросы;

- Топливо и энергетика;

- Исследование и использование космического пространства;

- Воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- Сельское хозяйство и рыболовство;

- Водные ресурсы;

- Лесное хозяйство;

- Транспорт;

- Связь и информатика;

- Прикладные научные исследования в области национальной экономики;

- Другие вопросы в области национальной экономики.

Финансирование социальной сферы  тесно связано с бюджетной  политикой Правительства РФ в  тактическом и стратегическом контексте.

Расходы на социальную сферу  из федерального бюджета в 2008г. составили  928592,0млн. руб., в 2009г. они заметно выросли и составили 1025077,3млн. руб., в 2010г.- 1118575,4млн. руб.

Расходы государственного бюджета  на социальную сферу представляют собой расходы на:

- Жилищно-коммунальное хозяйство;

-  Образование;

- Культура, кинематография и средства  массовой информации;

- Здравоохранение и спорт;

- Социальная политика.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с 2008 годом. Исходя из текущей оценки 2011 года, доходы бюджета будут еще меньше по сравнению с 2009г. на 1,6%, а расходы вырастут дополнительно на 7,5%. В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 18,8% к ВВП в 2009 году до 17,3% в 2010 и 17,4% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 16,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Александров И. М. Бюджетная система РФ [текст] : учебник для вузов/ И. М. Александров . - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 486 с.

2.  Годин А.М. Бюджетная система РФ [текст]  : учебник/ А.М. Годин - 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007. - 568 с.

3. Государственный бюджет: Конспект лекций. Журавлев А.В., 2008. – 128 с.

4. Гришанова О.А. Бюджетная система и межбюджетные отношения [текст]  / О.А. Гришанова // Финансы и кредит. - 2009.- №28. - с. 31- 37.

5.  Грозовская  О.Л.  Доходы  бюджета  РФ  2008-2009 [текст]  / О.Л. Грозовская.  – М.: Аналитика, 2010. – 394 с.

6. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ [текст] :учебное пособие/ Н.Б. Ермасова-М.:Юрайт,2010-794с.

7. Инавона Н.Г. Бюджетная система РФ [текст] :учебное пособие/Н.Г.Иванова.- СП.б.:Питер,2010-162с.

8. Ковалева А.М. Финансы [текст] :учебное пособие/ А.М. Ковалева .– М.: Финансы и статистика, 2009. – 539 с.

9. Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы в финансовом контроле [текст] : учебное пособие / В.С. Криволапов .– М.: Финансы и кредит.  - 2008. - с.49-53

10. Лескин В.К. Бюджетная политика государства [текст] : учебное пособие / В.К. Лескин .– М.: Финансы и кредит. - №27. - 2009. – с.2-12

11. Назаров Н.Н. Понятие «финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. - №19. – 2008. – с.6-10.

           12.  Насонова Н.Г. Особенности формирования расходной части бюджета РФ [текст] : учебное пособие / Н.Г. Насонова– М.: Социология, 2010. – 374 с.

13. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ [текст] : учебное пособие/ А.С. Нешитой – М.: «Дашков и К», 2008 – 308 с.

14. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ [текст]: учебное пособие/В.А.Парыгина.- Ростов на Дону.:Феникс, 2009. – 544 с.

15. Поляк Г.Б.Бюджетная система России [текст] : учебное пособие/ Г.Б. Поляк.- М.:ЮНИТИ-ДАТА,2011-703с.

16. Старикова Е. Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ на 2010 -2013 годы // официальный сайт УРА-Информ.

17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 680 с.

18. Финансы. Денежное обращение. Кредит [текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 2008. - 420 с.

  19. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.- 316 с.

20. Экономика [текст]: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. – 622 с.

21. www.gks.ru – официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ.

22. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Диаграмма 1-  Расходы федерального бюджета за 2008г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Диаграмма 2-  Расходы федерального бюджета за 2010г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Таблица 1 - Расходы государственного бюджета на социальную сферу за 2008-2010г.г.[22]

 

Наименование

2008 год 

2009 год 

2010 год 

млн. рублей

в % к общему объему расхо-дов

млн. рублей

в % к общему объему расхо-дов

млн. рублей

в % к общему объему расхо-дов

Жилищно-коммунальное хозяйство

56 497,3

0,9

79 206,9

1,1

71 016,4

0,9

Жилищное хозяйство

44 700,5

0,7

65 299,0

0,9

64 112,5

0,8

Коммунальное хозяйство

1 083,7

0,0

1 030,6

0,0

325,8

0,0

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального  хозяйства

22,8

0,0

10,4

0,0

5,4

0,0

Другие вопросы в области  жилищно-коммунального хозяйства

10 690,3

0,2

12 866,9

0,2

6 572,8

0,1

Образование

307 516,6

4,7

310 501,0

4,3

339 442,4

4,5

Дошкольное образование

2 951,7

0,0

3 169,9

0,0

3 489,6

0,0

Общее образование

3 608,8

0,1

3 824,4

0,1

15 787,9

0,2

Начальное профессиональное образование

11 965,0

0,2

12 418,7

0,2

11 686,1

0,2

Среднее профессиональное образование

29 437,2

0,5

31 351,6

0,4

33 783,3

0,4

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере