Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

 

Из таблицы видно, что  за анализируемый период времени 2008-2010г.г. наблюдается рост доходов федерального бюджета. Так в 2008г. доходы составили  6 673 238,9 млрд.руб., в 2009г.- 7 421 228,3млрд.руб. , в 2010г. - 8 035 219,6млрд.руб. Прирост доходов составил-20,4%. Структура и динамика доходов федерального бюджета представлена в диаграмме 1.

Диаграмма 1- Изменение доходов  федерального бюджета за 2008-2010г.г.

В расчет нефтегазовых доходов  бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта  статья в общем объеме доходов  занимает 3 часть от всех поступлений  в  федеральный бюджет, что свидетельствует  о её значимости и надежности поступлений. Из таблицы видно, что в 2008г. нефтегазовые доходы составили 2465676,9 млрд. руб., в 2009 году этот показатель снизился на 79847,9млн. руб., а уже в 2010г. стал равен 2378202,7 млрд. руб.уровень нефтегазовых доходов за анализируемый период снизился на 3,55%. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

К доходам без учета нефтегазовых доходов относятся:

-  налог на  прибыль организации.  Эта статья доходов значительно  выросла за анализируемый период, если в 2008г. она составила  533375,2 млрд. руб., то в 2010г. она  составила 636278,0 млрд. руб., прирост за три года составил почти 20%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

- налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ. Данная статья доходов занимает значительный удельный вес в бюджете страны. С каждым годом заметна тенденция увеличения: в 2008г.-1404051,5 млрд. руб.; 2009г.-1914468,2 млрд. руб.; в 2010г.-2206464,0 млрд. руб. доходность этой статьи выросла практически в 1,57раза. В связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

- налоги на товары, ввозимые  на территорию РФ. Большую часть доходов этой статьи принадлежит налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию нашей страны. Так в 2008г. НДС составил 860402,8 млрд. руб., в 2009г.-996975,6 млрд. руб., в 2010 1145006,5 млрд. руб. Меньшую долю занимают акцизы по подакцизным товарам  в 2008г.-28564,9 млрд. руб., в 2009-32789,3 млрд. руб., в 2010г.-37530,5 млрд. руб.

- Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами включают в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. За период с 2008г. по 2009г. заметно увеличение доходов данной статьи с 36567,8 млрд. руб. до 39498,4 млрд. руб., но в 2010 произошел спад на 1598,4млн.руб.

- государственная пошлина.  Наблюдается значительный рост  данной статьи доходов. За три года анализируемый показатель вырос на 4318,1млн. руб. или 13,39%.Данный показатель в 2010г. составил 36557,78 млрд. руб.

- прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам  и обязательным платежам  в  2008г. составили 435786,5 млн. руб., в 2009г.- 296995,8 млн. руб., в 2010г.301725,7 млн.руб.

За анализируемый период прирост составил 29,15%.

- прочие неналоговые доходы занимают незначительную часть доходов федерального бюджета. В 2008г. данный показатель составил 291608млн. руб. за три рода прирост составил 3,47%.

- Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей составляют самую маленькую прибыль в бюджет в 2008г.-1288,0 тыс. руб., в 2010г.-2663тыс.руб.

На увеличение доходов  федерального бюджета оказали влияние следующие факторы:

- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

- изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;

- увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. руб.;

- изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. руб.;

- изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. руб..

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшились в результате:

- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. руб.;

- изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. руб.;

- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. руб.

Изменение налогового законодательства в целом привело к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей[22].

 

    1. Анализ динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ за 2008-2010г.г.

 

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку  расходов бюджетов всех уровней и  отражает направление бюджетных  средств на выполнение единицами  сектора государственного и местного управления основных функций, решение  основных задач. Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы 95 подразделами, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Динамика расходов федерального бюджета по основным разделам классификации  расходов бюджетов представлена на таблице 3.

Таблица 3– Основные направления  расходов бюджета РФ в 2008-2010г.г.[22]

 

Наименование

2008

2009

 

2010

Относи-тельное отклонение 2010 к 2008 г., %

млн. рублей

в % к ВВП

млн. рублей

в % к ВВП

млн. рублей

в % к ВВП

В с е г о 

6 500 253,5

18,6

7 177 955,9

18,2

7 598 817,2

17,1

17

Общегосударственные вопросы

891 389,7

2,6

970 584,6

2,5

1 029 585,5

2,3

 

16

Нац. оборона

955 952,2

2,7

1 053 892,7

2,7

1 184 446,8

2,7

24

               

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

768 109,0

2,2

922 631,7

2,3

999 140,4

2,2

 

 

 

30

Национальная экономика

656 872,0

1,9

730 276,9

1,8

482 060,1

1,1

 

-27

Жилищно-коммунальное хозяйство

56 497,3

0,2

79 206,9

0,2

71 016,4

0,2

 

 

26

Охрана окружающей среды

9 332,1

0,0

10 210,9

0,0

10 965,6

0,0

 

18

Образование

307 516,6

0,9

310 501,0

0,8

339 442,4

0,8

10

Культура, кинематография и средства массовой информации

77 973,0

0,2

66 782,5

0,2

64 174,0

0,1

 

-18

Культура

41 544,1

0,1

36 411,5

0,1

33 625,8

0,1

-19

Здравоохранение и спорт

211 518,3

0,6

228 602,5

0,6

268 915,5

0,6

 

27

Социальная политика

275 086,8

0,8

339 984,4

0,9

375 027,1

0,8

 

36

Межбюджетные трансферты

2 242 500,1

6,4

2 408 792,1

6,1

2 709 808,8

6,1

 

21

Трансферты внебюджетным фондам

1 326 167,1

3,8

1 504 649,8

3,8

1 846 107,8

4,2

 

 

39

Неутвержденные федеральные целевые  программы

47 506,4

0,1

56 489,8

0,1

64 234,7

0,1

 

 

35

Условно-утвержденные расходы

-

0,0

184 000,0

0,5

399 900,0

0,9

 

-


Из таблицы видно, что  с каждым годом расходы бюджета  возрастают. Так в 2008г. они составили 6500253,5 млн. руб.(18,6% ВВП), в 2009г.-7117955,9 млн. руб.(18,2% ВВП), в 2010г.-7598817,2 млн. руб.(17,1% ВВП).За анализируемый период времени прирост расходов составил 16,9%.

Расходы федерального бюджета  за 2008г. и за 2010г .представлены в виде диаграмм (приложение А, Б ).

Наибольший удельный вес  в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Так в 2010г. доля межбюджетных трансфертов составила 35,7 % от общей суммы расходов. Можно заметить динамику роста этого показателя за анализируемый период в 2008г. он составил2242500,1 млн.руб., в 2009-2408792,1 млн. руб., в 2010г.-2709808,8 млн. руб.Высокие показатели данного раздела говорят о хорошем финансировании бюджетов субъектов РФ. Более подробная структура межбюджетных трансферт представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Состав и структура межбюджетных трансферт[22]

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2008 год

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Всего:

2 242,5

100,00%

2 408,8

100,00%

2 709,9

100,00%

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

375,54

16,46%

392,67

16,21%

411,07

15,11%

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90%

300,74

12,41%

234,25

8,61%

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

163,74

7,18%

175,97

7,26%

191,01

7,02%

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06%

37,83

1,56%

43,86

1,61%

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

1 355,34

59,40%

1 515,90

62,56%

1 840,79

67,65%


 

Из таблицы видно, что наибольшая часть расходов межбюджетных трансфертов  приходится на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, так в 2008г. их удельный вес составил 59,4%,а в 2010г. 67,65%. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Значительная часть средств приходится на дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в 2008г.16,46% ,а в 2010г.-15,11% всех расходов, данной статьи.

Национальная оборона занимает второе место в распределении бюджетных средств. С каждым годом заметен рост данного показателя, так в 2008г.расходы составили 955952,2 млн.руб., в 2009-1053892,7 млн.руб., в 2010г.-1184446,8 млн.руб. Доля в ВВП осталась прежней 2,7%.

Следующим разделом по уровню расходования средств является раздел общегосударственные вопросы. В 2008г. его доля  составила 13,7% , а в 2010 г.-13,5%. Его показатель значительно вырос в 2008г. он составил 891389,7 млн. руб., в 2010-1029585,5 млн.руб.

Раздел национальная безопасность и правоохранительная деятельность имеет динамику роста. В 2008г. расходы  на него составили 768109 млн. руб., в 2010г.-999140,4 млн.руб. За анализируемый период прирост составил 30%, хотя доля в ВВП осталась прежней 2,2%.

Следующее место в распределении  бюджетных средств занимает национальная экономика. В 2008г. расходование средств составило656872,0 млн.руб., в 2009г.показаатель значительно возрос и составил 730276,9млн. руб., однако в 2010г.наблюдается значительное снижение данного показателя до 482060,1млн. руб. Уменьшилась доля в ВВП с 1,9% до 1,1%.К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению РФ.

Значительная часть средств  бюджета приходится на образование. С каждым годом в денежном выражении  это показатель увеличивается, так  в 2008г было израсходовано 307516,6 млн. руб., в 2010г.-339442,4млн.руб.. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере