Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

Дефицит федерального бюджета  в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной  собственности, и государственных  заимствований, в 2012 и 2013 годах –  за счет средств от приватизации федеральной  собственности и государственных  заимствований.

Таблица 8- Источники покрытия дефицита федерального бюджета 2011-2013г.г.[16]

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего млрд. рублей

2 428,6

1 767,3

1 712,9

1 765,2

%% к ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

242,3

0,0

0,0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов  федерального бюджета в 2010-2013 годах  в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются (приложение Г).

Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 9.

Таблица 9- Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 2011-2013г.г.[16]

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Всего источников,

млрд. рублей

 

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к  ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8

увеличение

1 820,8

2 307,1

2 658,3

2 727,9

уменьшение

- 814,0

- 787,1

- 952,9

- 972,7

Источники внутреннего финансирования дефицита

922,5

1 475,9

1 628,5

1 680,9

увеличение

1 550,4

2 074,4

2 433,7

2 509,4

из них:

       

государственные ценные бумаги

1 210,0

1 705,9

2 009,1

2 090,9

приватизация 

7,0

298,0

276,1

309,4

уменьшение

- 627,9

- 598,5

- 805,3

- 828,6

из  них: 
государственные ценные бумаги

- 275,7

- 369,1

- 518,9

- 616,6

Источники внешнего финансирования дефицита

84,3

44,1

76,9

74,3

увеличение

270,4

232,7

224,6

218,5

из  них: 
государственные ценные бумаги

220,1

205,1

198,8

195,3

уменьшение

- 186,1

- 188,6

- 147,6

- 144,2

из  них: 
государственные ценные бумаги

- 44,6

- 73,0

- 37,5

- 36,8


 

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2013 года.

 

 

3.2   Направления повышения эффективности бюджетных расходов

 

Результативность расходов бюджета России не высока, причем это  касается не только расходов на социальную сферу или экономику, но и других видов расходов. По оценкам МВФ, по сравнению с другими развивающимися странами  и странами, схожими  по уровню среднедушевого дохода, аналогичных  результатов в сфере здравоохранения  и социальной поддержки можно  достигнуть, используя примерно 60-70% объема бюджетных средств нашей  страны, т.е. около трети расходов в указанных секторах экономики  являются неэффективными.

По оценкам, приводимым Минрегионом  России, в 2009г. более 400млрд. руб. - около 6% всех расходов консолидированных  бюджетов регионов – было потрачено  не эффективно. При этом в сфере  государственного управления доля неэффективных  расходов, определенная по утвержденной методике, составляет лишь  около 1,3% расходов, то в сфере образования  она достигает 18%, в здравоохранении -8%, в ЖКХ-12%.

Структура расходов должна быть ориентирована  на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов.

Снижение расходов государственного бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности государственного сектора экономики, в частности повышению эффективности государственных расходов. Большинство экспертов и международных организаций отмечают необходимость проведения таких реформ, поскольку нежелательным является снижение качества или количества предоставляемых населению услуг, в связи с чем сокращение расходов может быть достигнуто за счет более эффективного использования выделяемых ресурсов.

Вопрос повышения эффективности  государственных расходов практически  по всем направлениям ставится уже давно, однако существенных изменений за рамками формальностей бюджетного процесса пока нет. Меры, необходимые для повышения эффективности расходов  
внедряются медленно, часто лишь формально, глубоких изменений в системе 
почти не происходит.

Во  всех сферах государственного сектора экономики необходимы обеспечение прозрачности, стандартизация механизмов оказания государственных услуг и их качества, разработка критериев оценки результативности работы предприятий государственного сектора, радикальное сокращение «коррупционных зон», согласование принимаемых мер и нормативов с существующими и корректировка устаревших требований, реальное использование стимулирующих механизмов оплаты труда. Кроме того, нужны меры для побуждения самих бюджетных учреждений и государственных предприятий к более эффективному использованию средств, внедрению новых, более эффективных технологий. Одна из мер, например, предоставление учреждению права самостоятельно распоряжаться полученной экономией средств.

 Для проведения бюджетной политики в части расходов и модернизации государственного сектора экономики: необходимо сокращать объем расходов бюджета по отношению к ВВП в целях возврата к бюджетной сбалансированности при новом, посткризисном уровне доходов и предотвращения накопления государственного долга; не допускать дальнейшего наращивания непроизводительных расходов и вытеснения ими производительных.

Основными направлениями снижения расходов можно назвать: административные; расходы на государственные субсидии в рамках разделов «национальная экономика» и «ЖКХ»; на оборону и безопасность; на государственные закупки (за счет снижения коррупционной составляющей, обеспечения конкуренции).

Необходимо  предпринимать меры для повышения эффективности бюджетных расходов по всем направлениям, в том числе перейти от формального к фактическому использованию принципов бюджетирования по результатам, систем стимулирующей оплаты труда, принципов программно-целевого планирования расходов и контроля над результатами. Надо обеспечить согласованность мер, предпринимаемых в смежных секторах экономики и в рамках различных программ, межведомственную координацию; пересмотреть принципы и подходы к предоставлению социальной поддержки с целью повышения адресности помощи населению; активно проводить намеченные структурные реформы в сфере здравоохранения, образования и других областях; разработать систему оценки эффективности бюджетных расходов как на региональном, так и федеральном уровне; создать максимальную прозрачность бюджетных расходов как при принятии решений об их распределении, так и в процессе отчетности и контроля над результатами.

Необходимо проводить модернизацию государственного сектора экономики, в том числе реструктуризацию бюджетной сети - переводить бюджетные учреждения в новые организационно-правовые формы (например, автономные учреждения) в целях создания стимулов для повышения эффективности работы внутри учреждений.

 Необходимо обеспечение  долгосрочной  сбалансированности  и  устойчивости бюджетной системы. Проведение  предсказуемой  и  ответственной  бюджетной  политики является  важнейшей  предпосылкой  для  обеспечения  макроэкономической стабильности.

Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и  устойчивости бюджетной  системы  необходимо четкое  определение  полномочий и  принципов деятельности  публично-правовых  образований, так как это является  необходимым условием  для устранения дублирования  функций  и  полномочий  между  публично-правовыми образованиями  и между  органами  государственной    на  уровне  одного  публично-правового  образования,  которое приводит  как  к  увеличению  бюджетных  расходов,  так  и  к  размыванию ответственности. Повышение  эффективности  бюджетных  расходов  является составной  частью  повышения  качества  государственного (муниципального) управления,  в  том  числе  предоставления  государственных (муниципальных) услуг и выполнения функций.

Необходимо внедрение  долгосрочных целевых программ, как  основного инструмента повышения  эффективности бюджетных расходов. Под долгосрочной целевой программой (ДЦП)  предлагается  понимать  комплекс  мероприятий,  реализуемых органами исполнительной  власти  в  рамках  полномочий  и  материальных  ресурсов, соответствующих  публично-правовых  образований  для  достижения долгосрочных  целей  социально-экономического  развития.

Переход к программной  структуре расходов бюджетов является одним из мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Внедрение  программно-целевого  принципа  организации  деятельности органов  исполнительной  власти  требует  изменения  формата  составления  и утверждения  бюджетов  и корректировки бюджетной классификации. Программная  структура  с  самого  начала  должна  охватывать  большую

часть  расходов  федерального  бюджета,  поскольку  программная  и традиционная классификация основаны на разных принципах.

Следующим мероприятием по повышению эффективности бюджетных  расходов является  оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения.

Федеральными  органами  исполнительной  власти  должны быть   утверждены  и реализованы  отраслевые (ведомственные)  планы  повышения  эффективности бюджетных расходах в сферах их ведения. Кроме  того,  должны  быть  приняты  планы  повышения  качества финансового  менеджмента,  а  финансовыми  органами –  организована  его мониторинг и оценка.

Также необходимо повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг и развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.

В настоящее время должно проводиться совершенствование  сферы регулирования  контрактной  системы  Российской  Федерации, которая должна охватывать  всю  совокупность  хозяйственной деятельности  федеральных,  региональных  и  муниципальных  органов  власти  и учреждений   по  удовлетворению  общественных  потребностей  и  не ограничиваться  исключительно  закупкой  товаров (работ,  услуг)   для

государственных (муниципальных) нужд.

 Необходимо повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики (сферам деятельности, отраслям экономики и социальной сферы).

 Социальная защита  населения и поддержка занятости. Основные мероприятия:

- Оптимизация категорий получателей и состава льгот.

- Определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки.

- Совершенствование порядка исполнения социальных обязательств.

- Совершенствование  разграничения  полномочий  выполнения  социальных обязательств  между  уровнями  государственной  власти  и  муниципальными образованиями.

- Снижение административных барьеров, препятствующих высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.

- Стимулирование  возвращения  в Россию  квалифицированных  российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

- Совершенствование  механизма  формирования  перечня  профессий по  видам экономической  деятельности,  на которые  не  распространяются  квоты  на  осуществление  иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.

- Создание  обоснованной  системы  оценки  и  мониторинга  пенсионных обязательств Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Образование. Основные мероприятия:

- Введение  нормативно-подушевого  механизма  оплаты  образовательных услуг.

- Ликвидация мелких ВУЗов и филиалов или их присоединение к крупным ведущим университетам.

- Сокращение  непрофильного  приема  в  ВУЗы,  передача  части освободившихся  бюджетных  мест  этим  же  ВУЗам  под  профильный  прием  и части – профильным ВУЗам.

- Расширение  возможностей  получения  государственного заказа  на  реализацию  основных  образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями.

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере