Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Дефицит федерального бюджета
в 2011 году будет покрываться за счет
средств Резервного фонда, средств,
поступающих от приватизации федеральной
собственности, и государственных
заимствований, в 2012 и 2013 годах –
за счет средств от приватизации федеральной
собственности и
Таблица 8- Источники покрытия дефицита федерального бюджета 2011-2013г.г.[16]
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего млрд. рублей |
2 428,6 |
1 767,3 |
1 712,9 |
1 765,2 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
за счет средств Резервного фонда |
1 419,3 |
242,3 |
0,0 |
0,0 |
за счет Фонда национального благосостояния |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются (приложение Г).
Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 9.
Таблица 9- Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 2011-2013г.г.[16]
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Всего источников, млрд. рублей
|
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
увеличение |
1 820,8 |
2 307,1 |
2 658,3 |
2 727,9 |
уменьшение |
- 814,0 |
- 787,1 |
- 952,9 |
- 972,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита |
922,5 |
1 475,9 |
1 628,5 |
1 680,9 |
увеличение |
1 550,4 |
2 074,4 |
2 433,7 |
2 509,4 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
1 210,0 |
1 705,9 |
2 009,1 |
2 090,9 |
приватизация |
7,0 |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
уменьшение |
- 627,9 |
- 598,5 |
- 805,3 |
- 828,6 |
из
них: |
- 275,7 |
- 369,1 |
- 518,9 |
- 616,6 |
Источники внешнего финансирования дефицита |
84,3 |
44,1 |
76,9 |
74,3 |
увеличение |
270,4 |
232,7 |
224,6 |
218,5 |
из
них: |
220,1 |
205,1 |
198,8 |
195,3 |
уменьшение |
- 186,1 |
- 188,6 |
- 147,6 |
- 144,2 |
из
них: |
- 44,6 |
- 73,0 |
- 37,5 |
- 36,8 |
Бюджетная политика на 2011-2013
годы будет направлена, с одной
стороны, на восстановление экономики
после кризиса и решение
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение
инструментов поддержки
3) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализация Программы
повышения эффективности
3.2 Направления повышения эффективности бюджетных расходов
Результативность расходов
бюджета России не высока, причем это
касается не только расходов на социальную
сферу или экономику, но и других
видов расходов. По оценкам МВФ, по
сравнению с другими
По оценкам, приводимым Минрегионом России, в 2009г. более 400млрд. руб. - около 6% всех расходов консолидированных бюджетов регионов – было потрачено не эффективно. При этом в сфере государственного управления доля неэффективных расходов, определенная по утвержденной методике, составляет лишь около 1,3% расходов, то в сфере образования она достигает 18%, в здравоохранении -8%, в ЖКХ-12%.
Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов.
Снижение расходов государственного бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности государственного сектора экономики, в частности повышению эффективности государственных расходов. Большинство экспертов и международных организаций отмечают необходимость проведения таких реформ, поскольку нежелательным является снижение качества или количества предоставляемых населению услуг, в связи с чем сокращение расходов может быть достигнуто за счет более эффективного использования выделяемых ресурсов.
Вопрос повышения
внедряются медленно, часто лишь формально,
глубоких изменений в системе
почти не происходит.
Во всех сферах государственного сектора экономики необходимы обеспечение прозрачности, стандартизация механизмов оказания государственных услуг и их качества, разработка критериев оценки результативности работы предприятий государственного сектора, радикальное сокращение «коррупционных зон», согласование принимаемых мер и нормативов с существующими и корректировка устаревших требований, реальное использование стимулирующих механизмов оплаты труда. Кроме того, нужны меры для побуждения самих бюджетных учреждений и государственных предприятий к более эффективному использованию средств, внедрению новых, более эффективных технологий. Одна из мер, например, предоставление учреждению права самостоятельно распоряжаться полученной экономией средств.
Для проведения бюджетной политики в части расходов и модернизации государственного сектора экономики: необходимо сокращать объем расходов бюджета по отношению к ВВП в целях возврата к бюджетной сбалансированности при новом, посткризисном уровне доходов и предотвращения накопления государственного долга; не допускать дальнейшего наращивания непроизводительных расходов и вытеснения ими производительных.
Основными направлениями снижения расходов можно назвать: административные; расходы на государственные субсидии в рамках разделов «национальная экономика» и «ЖКХ»; на оборону и безопасность; на государственные закупки (за счет снижения коррупционной составляющей, обеспечения конкуренции).
Необходимо предпринимать меры для повышения эффективности бюджетных расходов по всем направлениям, в том числе перейти от формального к фактическому использованию принципов бюджетирования по результатам, систем стимулирующей оплаты труда, принципов программно-целевого планирования расходов и контроля над результатами. Надо обеспечить согласованность мер, предпринимаемых в смежных секторах экономики и в рамках различных программ, межведомственную координацию; пересмотреть принципы и подходы к предоставлению социальной поддержки с целью повышения адресности помощи населению; активно проводить намеченные структурные реформы в сфере здравоохранения, образования и других областях; разработать систему оценки эффективности бюджетных расходов как на региональном, так и федеральном уровне; создать максимальную прозрачность бюджетных расходов как при принятии решений об их распределении, так и в процессе отчетности и контроля над результатами.
Необходимо проводить
Необходимо обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности.
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы необходимо четкое определение полномочий и принципов деятельности публично-правовых образований, так как это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между публично-правовыми образованиями и между органами государственной на уровне одного публично-правового образования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности. Повышение эффективности бюджетных расходов является составной частью повышения качества государственного (муниципального) управления, в том числе предоставления государственных (муниципальных) услуг и выполнения функций.
Необходимо внедрение
долгосрочных целевых программ, как
основного инструмента
Переход к программной структуре расходов бюджетов является одним из мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти требует изменения формата составления и утверждения бюджетов и корректировки бюджетной классификации. Программная структура с самого начала должна охватывать большую
часть расходов федерального бюджета, поскольку программная и традиционная классификация основаны на разных принципах.
Следующим мероприятием по
повышению эффективности
Федеральными органами исполнительной власти должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходах в сферах их ведения. Кроме того, должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовыми органами – организована его мониторинг и оценка.
Также необходимо повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг и развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.
В настоящее время должно проводиться совершенствование сферы регулирования контрактной системы Российской Федерации, которая должна охватывать всю совокупность хозяйственной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений по удовлетворению общественных потребностей и не ограничиваться исключительно закупкой товаров (работ, услуг) для
государственных (муниципальных) нужд.
Необходимо повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики (сферам деятельности, отраслям экономики и социальной сферы).
Социальная защита
населения и поддержка
- Оптимизация категорий получателей и состава льгот.
- Определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки.
- Совершенствование порядка исполнения социальных обязательств.
- Совершенствование разграничения полномочий выполнения социальных обязательств между уровнями государственной власти и муниципальными образованиями.
- Снижение административных барьеров, препятствующих высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.
- Стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
- Совершенствование механизма формирования перечня профессий по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.
- Создание обоснованной системы оценки и мониторинга пенсионных обязательств Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Образование. Основные мероприятия:
- Введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг.
- Ликвидация мелких ВУЗов и филиалов или их присоединение к крупным ведущим университетам.
- Сокращение непрофильного приема в ВУЗы, передача части освободившихся бюджетных мест этим же ВУЗам под профильный прием и части – профильным ВУЗам.
- Расширение возможностей получения государственного заказа на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями.