Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. В 2008г. он составил 275086,8 млн. руб., в 2009-339984,4 млн.руб.,в 2010-375027,1 млн.руб. Долю в ВВП составил всего лишь 0,8%.
Раздел здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. С каждым годом заметно увеличение финансирование данного раздела, в 2008г.211518,3млн.руб., в 2009г.-228602,53млн.руб, в 2010г.-268915,53млн.руб.Доля в ВВП-0,6%.
Культура, кинематография и СМИ занимают незначительную часть в структуре расходов бюджета. С каждым годом расходование средств на этот раздел уменьшается. В 2008г.-77973млн.руб, в 2010г.-64174млн.руб. Показатель снизился на 17,7%.уменьшилась и доля в ВВП с ,2% до 0,1%.
Жилищно-комунальное хозяйство. сумма расходов в 2009г. составила 79206,9млн. руб., к 2008г. этот показатель вырос на 22709,6 млн.руб., а к 2010г. снизился на 8190,5 млн. руб. Основные полномочия в сфере жилищно –коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Незначительны расходы на неутвержденные федеральные целевые программы. В 2008г.-47506,4 млн. руб., в 2010г.-64234,7 млн. руб.
Меньше всего средств
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства, в 2008г. расходы составили 184000,0млн. руб., а в2010г-399900,0млн. руб.
2.3 Оценка влияния
расходов государственного
Проведем оценку влияния расходов государственного бюджета на экономику и социальную сферу.
Полномочия по регулированию
и поддержке экономической
Основное место в их структуре
занимают бюджетные ассигнования на
транспорт, воспроизводство минерально-
Таблица 5- Расходы государственного бюджета на экономику за 2008-2010г.г.[22]
Подразделы |
2008г % |
2008г. млн.руб. |
2009г % |
млн.руб. |
2010г % |
млн.руб. |
Общеэкономические вопросы |
4,1 |
11060,6 |
4,0 |
12473,3 |
5,4 |
13554,1 |
Топливо и энергетика |
2,5 |
14087,2 |
2,6 |
16257,4 |
3,3 |
15912,1 |
Исследование и использование космического пространства |
0,1 |
10745,4 |
0,1 |
12676,3 |
0,1 |
11912,1 |
Воспроизводство минерально- |
8,5 |
22796,6 |
7,6 |
23270,7 |
9,4 |
13339,5 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
13,8 |
43281,1 |
11,2 |
40791,4 |
19,4 |
54761,9 |
Водные ресурсы |
1,6 |
8661,4 |
1,4 |
5335,3 |
1,8 |
5278,5 |
Лесное хозяйство |
2,0 |
5385,3 |
1,8 |
5586,8 |
2,2 |
5538,6 |
Транспорт |
13,2 |
263109,6 |
13,9 |
266977,4 |
18,2 |
264029,4 |
Связь и информатика |
6,2 |
20324,5 |
6,5 |
23011,0 |
9,0 |
25620,8 |
Прикладные научные
исследования в области |
4,8 |
67237,0 |
4,2 |
74496,6 |
4,8 |
81234,4 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
43,2 |
190183,3 |
46,7 |
249400,7 |
26,6 |
182094,7 |
Итого по разделу |
100,0 |
656872 |
100,0 |
730276,9 |
100,0 |
473276,1 |
Из данных таблицы видно, что расходы на общеэкономические вопросы с каждым годом растут. Так в 2008г. расходы составили 11060,6млн. руб., а уже в 2010г.- 13554,1 млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу обусловлено:
- индексацией денежного содержания государственных служащих (на 864,6 млн. руб. в 2008 году, 1140,1 млн. руб. в 2009 году, 840,9 млн. руб. в 2010 году);
- осуществлением финансирования новых направлений в области метрологии ежегодно в сумме 46,6 млн. рублей.
- расходы на введение в действие технических регламентов только при наличии соответствующих национальных стандартов, дополнительные расходы федерального бюджета на эти цели составят ежегодно 270,0 млн. рублей;
- расходы на защиту сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, и продукции, сведения о которых составляют государственную тайну, ежегодно дополнительные ассигнования составят по 11,7 млн. рублей);
- дополнительными ассигнованиями Федеральной службе по труду и занятости на формирование и ведение регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (37,4 млн. рублей в 2008 году, 23,8 млн. рублей в 2009 году и в 2010 году).
Подраздел «Топливо и энергетика» в 2008г. составил 14087,2млн. руб., в 2009г. он заметно вырос и составил 16257,4млн. руб., в 2010г.по отношению к предыдущему году заметен спад на 345,3 млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу обусловлено:
- индексацией денежного содержания государственных служащих на 15,4 млн. руб. в 2008 году, 19,9 млн. руб. в 2009 году, 14,7 млн. руб. в 2010г.;
- реструктуризацией угольной промышленности на 574,9 млн. рублей в 2008 году, 1261,5 млн. рублей в 2009 году (по сравнению с 2008 годом), 229,9 млн. рублей в 2010 году (по сравнению с 2009 г.)
Исследование и использование космического пространства занимает незначительную часть ассигнований из бюджета, лишь 0,1%.В 2008г. расходы на этот подраздел составили 10745,4млн.руб.,а в 2010г.-11912,1млн.руб.
Увеличение бюджетных
ассигнований на геологическое изучением
недр и воспроизводство минерально-
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство за три анализируемых периода значительно возросли, так в 2008г. они составили 43281,1млн. руб., а в 2010г.- 54761,9млн.руб.прирост составил 26,5%.
Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу обусловлено выделением в 2008-2010 годах ассигнований на реализацию Государственной программы «развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия» в объемах 15; 17,4 и 30 млрд. рублей соответственно в 2008, 2009 и 2010 годах.
Расходы на лесное хозяйство
имели небольшую тенденцию
Расходы на транспорт имеют достаточно высокие показатели, так в 2008г. они составили 263109,6млн. руб., в 2009г.-266977,46млн. руб., а в 2010г. они составили 264029,4 млн. руб.
На государственную поддержку воздушного транспорта в проекте федерального бюджета запланировано в 2008 г. 1 683,9 млн. р., в 2009 г. – 1 783,7 млн. руб., в 2010 г. - 1 969,2 млн. руб.
На государственную поддержку железнодорожного транспорта запланированы средства на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации на 2008 г. в объеме 157,0 млн. рублей (или 75,8% к 2007 году), на 2009 г. – 157,0 млн. рублей.
На государственную поддержку водного транспорта в проекте федерального бюджета запланированы ассигнования на 2008 г. в сумме 8,6 млрд. рублей (118,7% к 2007 году), на 2009 г. – 9,2 млрд. рублей, на 2010 г. – 9,4 млрд. рублей.
Расходы на связь и информатику в 2008г. составили 20324,5млн. руб., а в 2010г.25620,8млн. руб.
Расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики в2008г. составили 4,8% всех ассигнований из бюджета или 67237,0млн. руб., в 2008г. прирост составил 10,8%,а в 2010г. по сравнению с 2009г.9% и составили 81234,4млн. руб.
Ассигнования из бюджета на другие вопросы в области национальной экономики занимают большую долю в структуре расходов на экономику, так в 2008г. они занимали43,2%или 190183,3млн.руб.,в 2009г.достигли наивысшего показателя в 46,7% или 249400,7млн. руб., однако в 2010г. была заметна тенденция снижения данного показателя до 26,6% или 182194,7млн. руб.
Данный подраздел включает бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере регулирования и поддержки гражданских отраслей промышленности и энергетики, природопользования и земельных ресурсов, геодезической и картографической деятельности, а также сельскохозяйственного производства.
Изменения в расходах на экономику за анализируемый период представлены в диаграмме 2.
2008год
Диаграмма 2- Динамика ассигнований из государственного бюджета на экономику за 2008г. и 2010г.
Финансирование социальной
сферы тесно связано с
Основные направления расходов социальной сферы представлены в таблице (приложение В)
Расходы на социальную сферу из федерального бюджета в 2008г. составили 928592,0млн. руб., в 2009г. они заметно выросли и составили 1025077,3млн. руб., в 2010г.- 1118575,4млн. руб.
Из данных таблицы видно, что расходы на социальную сферу с каждым годом увеличиваются. Так расходы на ЖКХ в 2008г. составили 56497,3 млн. руб., а в 2009г.-79206,9 млн.руб., в 2010г.-71016,4млн.руб. Прирост за анализируемый период составил 25,7%.Наибольшую долю в данном расходов бюджета занимает жилищное хозяйство, его доля в 2008г. составила 0,7%,в 2009г.-0,9%,в 2010г.-0,8%.
Расходы на образование занимают большую долю расходов бюджета. В 2008г. они составили 307516,6млн. руб., в 2009г.310501,0млн.руб, в 2010г.339442,4млн.руб. За три анализируемых года прирост составил 10,4%.
Дополнительные бюджетные
Достижение целей
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации с каждым годом постепенно снижаются. Так в 2008г. они составили 77973,0млн. руб., в 2009г.- 66782,5млн. руб, в 2010г.-64174,0млн. руб. Финансирование данной статьи расходов сократилось за анализируемый период времени на 17,7%.Сокращение в 2009-2010 гг. объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Основное место в структуре раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру, телевидение и радиовещание.