Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. В 2008г. он составил 275086,8 млн. руб., в 2009-339984,4 млн.руб.,в 2010-375027,1 млн.руб. Долю в ВВП составил всего лишь 0,8%.

Раздел здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. С каждым годом заметно увеличение финансирование данного раздела, в 2008г.211518,3млн.руб., в 2009г.-228602,53млн.руб, в 2010г.-268915,53млн.руб.Доля в ВВП-0,6%.

Культура, кинематография и СМИ занимают незначительную часть в структуре расходов бюджета. С каждым годом расходование средств на этот раздел уменьшается. В 2008г.-77973млн.руб, в 2010г.-64174млн.руб. Показатель снизился на 17,7%.уменьшилась и доля в ВВП с ,2% до 0,1%.

Жилищно-комунальное хозяйство. сумма расходов в 2009г. составила 79206,9млн. руб., к 2008г. этот показатель вырос на 22709,6 млн.руб., а к 2010г. снизился на 8190,5 млн. руб. Основные полномочия в сфере жилищно –коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Незначительны расходы на неутвержденные федеральные целевые программы. В 2008г.-47506,4 млн. руб., в 2010г.-64234,7 млн. руб.

Меньше всего средств приходится на охрану окружающей среды. В 2008г. данный показатель составил 9332,1 млн. руб., а к 2010г. он увеличился на 1633,5 млн. руб. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном  законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства, в 2008г. расходы составили 184000,0млн. руб., а в2010г-399900,0млн. руб.

 

2.3 Оценка влияния  расходов государственного бюджета  на экономику 

 

Проведем оценку влияния расходов государственного бюджета на экономику и социальную сферу.

Полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включают вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре  занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики (% к общему объему ассигнований).

Таблица 5- Расходы государственного бюджета на экономику за 2008-2010г.г.[22]

Подразделы

2008г

%

2008г.

млн.руб.

2009г

%

млн.руб.

2010г

%

млн.руб.

 Общеэкономические вопросы

4,1

11060,6

4,0

12473,3

5,4

13554,1

 Топливо и энергетика

2,5

14087,2

2,6

16257,4

3,3

15912,1

 Исследование и использование  космического пространства

0,1

10745,4

0,1

12676,3

0,1

11912,1

 Воспроизводство минерально-сырьевой  базы

8,5

22796,6

7,6

23270,7

9,4

13339,5

 Сельское хозяйство  и рыболовство

13,8

43281,1

11,2

40791,4

19,4

54761,9

 Водные ресурсы

1,6

8661,4

1,4

5335,3

1,8

5278,5

 Лесное хозяйство

2,0

5385,3

1,8

5586,8

2,2

5538,6

 Транспорт

13,2

263109,6

13,9

266977,4

18,2

264029,4

 Связь и информатика

6,2

20324,5

6,5

23011,0

9,0

25620,8

 Прикладные научные  исследования в области национальной  экономики

4,8

67237,0

4,2

74496,6

4,8

81234,4

 Другие вопросы в  области национальной экономики

43,2

190183,3

46,7

249400,7

26,6

182094,7

Итого по разделу

100,0

656872

100,0

730276,9

100,0

473276,1


 

  Из данных таблицы видно, что расходы на общеэкономические вопросы с каждым годом растут. Так в 2008г. расходы составили 11060,6млн. руб., а уже в 2010г.- 13554,1 млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу обусловлено:

- индексацией денежного содержания государственных служащих (на 864,6 млн. руб. в 2008 году,  1140,1 млн. руб. в 2009 году, 840,9 млн. руб. в 2010 году);

- осуществлением финансирования новых направлений в области метрологии ежегодно в сумме 46,6 млн. рублей.

- расходы на введение в действие технических регламентов только при наличии соответствующих национальных стандартов, дополнительные расходы федерального бюджета на эти цели составят  ежегодно 270,0 млн. рублей;

- расходы на  защиту сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, и продукции, сведения о которых составляют государственную тайну, ежегодно дополнительные ассигнования составят  по 11,7 млн. рублей);

- дополнительными ассигнованиями Федеральной службе по труду и занятости на формирование и ведение регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (37,4 млн. рублей в 2008 году, 23,8 млн. рублей в 2009 году и в 2010 году).

Подраздел  «Топливо и  энергетика» в 2008г. составил 14087,2млн. руб., в 2009г. он заметно вырос и составил 16257,4млн. руб., в 2010г.по отношению к предыдущему году заметен спад на 345,3 млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу обусловлено:

- индексацией денежного содержания государственных служащих на 15,4 млн. руб. в 2008 году, 19,9 млн. руб. в 2009 году, 14,7 млн. руб. в 2010г.;

- реструктуризацией угольной промышленности на 574,9 млн. рублей в 2008 году, 1261,5 млн. рублей в 2009 году (по сравнению с 2008 годом), 229,9 млн. рублей в 2010 году (по сравнению с 2009 г.)

Исследование и использование  космического пространства занимает незначительную часть ассигнований из бюджета, лишь 0,1%.В 2008г. расходы на этот подраздел составили 10745,4млн.руб.,а в 2010г.-11912,1млн.руб.

  Расходы на подраздел   «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» возросли с 22796,6 млн. руб. в 2008г. до 23339,5 млн. руб.в 2010г.

Увеличение бюджетных  ассигнований на геологическое изучением  недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы обусловлено необходимостью ускоренного  восстановления, и наращивания поискового задела основных видов полезных ископаемых, качественного улучшения структуры  извлекаемых запасов и ресурсов по категориям, усиления комплекса  геологоразведочных работ по выявлению  новых урановых провинций и поиск  их в пределах новых месторождений, сбора информации о состоянии  фонда скважин в целях предотвращения аварийных ситуаций, выбросов и разливов углеводородов (по сравнению с 2007 годом  на 2,1 млрд. рублей в 2008 году, на 2,5 млрд. рублей в 2009-2010  годах ежегодно).

Расходы на сельское хозяйство и рыболовство за три анализируемых периода значительно возросли, так в 2008г. они составили 43281,1млн. руб., а в 2010г.- 54761,9млн.руб.прирост составил 26,5%.

Увеличение бюджетных  ассигнований по данному подразделу обусловлено выделением в 2008-2010 годах  ассигнований на реализацию Государственной  программы «развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия» в объемах 15; 17,4 и 30 млрд. рублей соответственно в 2008, 2009 и 2010 годах.

Ассигнования  на  водные ресурсы за анализируемый  период снизились с 8661,4млн. руб. в 2008г. до 5278,5млн.руб в 2010г.

Расходы на лесное хозяйство  имели небольшую тенденцию роста  с 5385,3млн. руб. в 2008г. до 5538,6млн. руб. в 2010г.

Расходы на транспорт имеют  достаточно высокие показатели, так в 2008г. они составили 263109,6млн. руб., в 2009г.-266977,46млн. руб., а в 2010г. они составили 264029,4 млн. руб.

На государственную поддержку  воздушного транспорта в проекте  федерального бюджета запланировано  в 2008 г. 1 683,9 млн. р., в 2009 г. –     1 783,7 млн. руб., в 2010 г. -  1 969,2 млн. руб.

На государственную поддержку железнодорожного транспорта запланированы средства на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации на 2008 г. в объеме 157,0 млн. рублей (или 75,8% к 2007 году), на 2009 г. – 157,0 млн. рублей.

На государственную поддержку  водного транспорта в проекте  федерального бюджета запланированы  ассигнования на 2008 г. в сумме 8,6 млрд. рублей (118,7% к 2007 году), на  2009 г. – 9,2 млрд. рублей, на 2010 г. – 9,4 млрд. рублей.

 Расходы на связь и информатику в 2008г. составили 20324,5млн. руб., а в 2010г.25620,8млн. руб.

Расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики в2008г. составили 4,8% всех ассигнований из бюджета или 67237,0млн. руб., в 2008г. прирост составил 10,8%,а в 2010г. по сравнению с 2009г.9% и составили 81234,4млн. руб.

Ассигнования из бюджета  на другие вопросы в области национальной экономики занимают большую долю в структуре расходов на экономику, так в 2008г. они занимали43,2%или 190183,3млн.руб.,в 2009г.достигли наивысшего показателя в 46,7% или 249400,7млн. руб., однако в 2010г. была заметна тенденция снижения данного показателя до 26,6% или 182194,7млн. руб.

 Данный подраздел включает бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере регулирования и поддержки гражданских отраслей промышленности и энергетики, природопользования и земельных ресурсов, геодезической и картографической деятельности, а также сельскохозяйственного производства.

 Изменения в расходах на экономику за анализируемый период представлены в диаграмме 2.



                     2008год                                                        2010год                                                      

Диаграмма 2- Динамика ассигнований из государственного бюджета на экономику за 2008г. и 2010г.

Финансирование социальной сферы тесно связано с бюджетной  политикой Правительства РФ в  тактическом и стратегическом контексте. Большую роль в этой политике играет федеральный бюджет России. В данном документе  в расходной части  выделены разделы, посвященные финансированию системообразующих отраслей социальной сферы.    

Основные направления  расходов социальной сферы представлены в таблице (приложение В)

Расходы на социальную сферу  из федерального бюджета в 2008г. составили  928592,0млн. руб., в 2009г. они заметно выросли и составили  1025077,3млн. руб., в 2010г.- 1118575,4млн. руб.

Из данных таблицы видно, что расходы на социальную сферу  с каждым годом увеличиваются. Так  расходы на ЖКХ в 2008г. составили 56497,3 млн. руб., а в 2009г.-79206,9 млн.руб., в 2010г.-71016,4млн.руб. Прирост за анализируемый период составил 25,7%.Наибольшую долю в данном  расходов  бюджета занимает жилищное хозяйство, его доля в 2008г. составила 0,7%,в 2009г.-0,9%,в 2010г.-0,8%.

Расходы на образование занимают большую долю расходов бюджета. В 2008г. они составили 307516,6млн. руб., в 2009г.310501,0млн.руб, в 2010г.339442,4млн.руб. За три анализируемых  года прирост составил 10,4%.

Дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетных  проектировках на 2008-2010 годы, предполагается направить на: повышение заработной платы для работников сферы образования; индексацию иных расходов на обеспечение деятельности федеральных учреждений; обеспечение планируемого повышения размера стипендий учащейся молодежи; укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений; обеспечение социальной поддержки увеличивающегося контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; решение проблемы обеспечения противопожарной безопасности зданий учебных заведений и студенческих общежитий.

Достижение целей государственной  политики в сфере образования  в решающей степени зависит от реализации приоритетного национального  проекта «Образование».

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации с каждым годом постепенно снижаются. Так в 2008г. они составили 77973,0млн. руб., в 2009г.- 66782,5млн. руб, в 2010г.-64174,0млн. руб. Финансирование данной статьи расходов сократилось за анализируемый период времени на 17,7%.Сокращение в 2009-2010 гг. объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Основное место в структуре раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру, телевидение и радиовещание.

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере