Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

 

  1. Роль и значение государственного бюджета в экономике страны

 

    1. Экономическая сущность государственного бюджета и его функции

 

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства  основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный  бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти. Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.

 По экономической сущности  бюджет представляет собой денежные  отношения, возникающие между  государством и обществом по  поводу перераспределения части  национального дохода (частично  национального богатства) в связи  с образованием и использованием  бюджетного ресурса, предназначенного  для финансирования народного  хозяйства, социальной сферы,  нужд обороны и государственного  управления[1] .

Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. Проблема понимания природы бюджета обусловлена не только тем, что бюджет понятие экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности.

Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией[11].

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

- перераспределения внутреннего валового продукта;

- государственного регулирования и стимулирования экономики;

- финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

- стабилизации кредитно-денежной системы государства;

- удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;

- регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

- разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;

- контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

- Распределительная функция. Она проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу.

- Перераспределительная функция национального дохода и ВВП. Она проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

- Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства. Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

- Функция планирования бюджетов предполагает:

  1. определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
  2. разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
  3. определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
  4. разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
  5. разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
  6. разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
  • Функция организации бюджетов предполагает:
    1. определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
    2. определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
    3. выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
    4. разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
    5. определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
    6. определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
  • Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
  1. контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  2. контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов[2].

Таким образом, можно сказать, что бюджет – это ведущее звено  финансовой системы,  с помощью  которого решаются такие задачи, как  регулирование и стимулирование экономики, реализация государственных функций, в том числе решение проблем социальной сферы. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

    1. Доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит.

 

В государственном бюджете  страны  находит свое отражение  структура доходов и расходов государства.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии законодательством в  распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Структура доходов бюджета  приведена на рисунке 1.





 

 

Рисунок 1 - Структура доходов бюджета

Согласно действующей бюджетной  классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

- налоги на товары и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, сборы и пошлины;

2. Неналоговые доходы (рисунок 2), к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;




 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 2 – Неналоговые доходы бюджета

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

- от нерезидентов;

- от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных предприятий и учреждений;

- от наднациональных организаций [6].

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Классификация расходов бюджета  РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и отражает направление бюджетных  средств  на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципально - правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим органам власти.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов:

  1. Общегосударственные вопросы;
  2. национальная оборона;
  3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  4. национальная экономика;
  5. жилищно-комунальное хозяйство;
  6. охрана окружающей среды;
  7. образование;
  8. культура, кинематография, средства массовой информации;
  9. здравоохранение, физическая культура и спорт;
  10. социальная политика;
  11. межбюджетные трансферты[12].

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере