Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти. Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.
По экономической сущности
бюджет представляет собой
Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. Проблема понимания природы бюджета обусловлена не только тем, что бюджет понятие экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".
Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности.
Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией[11].
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:
- перераспределения внутреннего валового продукта;
- государственного регулирования и стимулирования экономики;
- финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
- стабилизации кредитно-денежной системы государства;
- удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;
- регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
- разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
- обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;
- контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:
- Распределительная функция. Она проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу.
- Перераспределительная функция национального дохода и ВВП. Она проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
- Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства. Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
- Функция планирования бюджетов предполагает:
Таким образом, можно сказать, что бюджет – это ведущее звено финансовой системы, с помощью которого решаются такие задачи, как регулирование и стимулирование экономики, реализация государственных функций, в том числе решение проблем социальной сферы. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
В государственном бюджете страны находит свое отражение структура доходов и расходов государства.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Структура доходов бюджета приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура доходов бюджета
Согласно действующей
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы (рисунок 2), к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
Рисунок 2 – Неналоговые доходы бюджета
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- от нерезидентов;
- от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных предприятий и учреждений;
- от наднациональных организаций [6].
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципально - правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим органам власти.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов: