Бюджетные системы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Работа содержит 1 файл

бюджетные системы в социальной сфере.docx

— 206.99 Кб (Скачать)

Расходы на здравоохранение и спорт  с каждым годом увеличиваются, в 2008г. они составили 211518,3млн. руб. или 3,3 %к общему объему расходов, в 2009г. 228602,5млн. руб. или 3,2% к общему объему расходов, в 2010г.268915,5млн. руб. или 3,5 к общему объему расходов. Прирост составил 27,1%.Основное место в структуре ассигнований занимает здравоохранение. Ассигнования  в данном разделе предусмотрены на:

- обеспечение деятельности около 3 тыс. федеральных учреждений здравоохранения с численностью занятых в них 342,6 тыс. человек в сумме: на 2008 год – 57,6 млрд. рублей, на 2009 год – 61,0 млрд. рублей, на 2010 год – 64,2 млрд. рублей;

        - централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования в сумме: на 2008 г. – 7,1 млрд. рублей, на 2009г. – 6,4 млрд. рублей, на 2010 г. – 6,7 млрд. рублей;

        -  реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 г. – 44,12 млрд. рублей и 2009 г. – 49,12 млрд. рублей.

Расходы на подраздел «Физкультура и сорт» предусмотрены на:

- физкультурно-оздоровительную работу и проведение спортивных мероприятий и соревнований в сумме: на 2008г. – 3,2 млрд. рублей, на 2009 г. – 3,3 млрд. рублей, на 2010 г. – 3,3 млрд. рублей;

- приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов в сумме: на 2008 г. –2,0 млрд. рублей, на 2009г. – 2,0 млрд. рублей, на 2010 г. – 2,0 млрд. рублей;

          - содержание центров спортивной подготовки в сумме: на 2008 г. – 1,14 млрд. рублей, на 2009 г. –1,18 млрд. рублей, на 2010 г. – 1,25 млрд. рублей;

- реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» по 1,0 млн. рублей ежегодно.

Расходы на социальную политику занимают большую долю расходов бюджета. В 2008г. они составили 4,2% или 275086,8 млн. руб., в 2009г.-4,7% или 339984,4 млн. руб., в 2010г-4,9% или 375027,1 млн. руб.

Основное место в их структуре  занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение. В их составе предусмотрены ассигнования на выплату пенсий, пособий и компенсаций: в 2008 году в сумме 181,5 млрд.рублей; в 2009 году – 236,2 млрд.рублей; в 2010 году – 255,5 млрд.рублей.

Подраздел «Социальное  обслуживание населения» включает  ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов интернатов для престарелых и инвалидов), предоставляющим услуги в целом более 3 млн. человек, а также субсидии Комитету ветеранов подразделений особого риска.

Подраздел  "Социальное обеспечение  населения" предусматривает  ассигнования на:

 - предоставление мер социальной поддержки около 1,6 млн. граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, (выплата различных компенсаций) с учетом индексации размеров указанных выплат исходя из уровня инфляции. в соответствии с действующим законодательством в 2008 году – 5,43 млрд. рублей, в 2009 году – 5,93 млрд. рублей, в 2010 году – 6,31 млрд. рублей;

- выплату пособий по уходу за ребенком более 29 тыс. граждан, подвергшихся воздействию радиации в 2008 году – 2,12 млрд. рублей, в 2009 году - 2,22 млрд. рублей, 2010 – 2,33  млрд. рублей, выплату компенсации в возмещение вреда более 50,0 тыс. граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, с учетом индексации размеров указанных выплат исходя из уровня инфляции в соответствии с действующим законодательством, а также средств, необходимых для осуществления компенсационных выплат указанной категории граждан в размерах, установленных на основании судебных решений, в 2008 году – 5,51 млрд. рублей, в 2009 году – 5,88 млрд. рублей, в 2010 году – 6,26 млрд. рублей;

- выплату единовременных денежных компенсаций более 37 тыс. реабилитированных лиц по 371,6 млн. рублей ежегодно;

- выплату компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости в 2008 году – по 10,0 млн. рублей ежегодно;

  - обеспечения проведения ремонта более 3 тыс. индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца по 700,0 млн. рублей ежегодно;

 - предоставление около 80 тыс. семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг по 1 125,0 млн. рублей ежегодно;

             - обеспечение более 6 тыс. инвалидов транспортными средствами в 2008 году – 885,1 млн. рублей, в 2009 году – 935,4 млн. рублей, в 2010 году – 985,2 млн. рублей.

В составе данного подраздела предусматриваются  ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  в рамках федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Более наглядно динамику расходов федерального бюджета на социальную сферу за 2008г. и2010г. можно представить в виде диаграммы 3.




Диаграмма 3- Динамика ассигнований из государственного бюджета на социальную сферу за 2008г. и 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Прогноз социально-экономического развития России на 2011-2013г.г. и пути повышения эффективности бюджетных расходов

 

3.1  Прогноз  социально-экономического развития  России на 2011-2013г.г.

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, одобренных Правительством РФ, с учетом задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства РФ и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ.

В основу расчетов показателей  федерального бюджета закладываются  актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах, (таблица 6).

 Таблица 6- Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.[16]

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г.

-7,9

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

-10,8

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-2,8

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,3

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

191,8

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к  экономически активному населению

%

8,4

8,2

8,1

7,7

6,9


 

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного  значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию  и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального  сектора экономики банками. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над  доходами федерального бюджета в  составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся  снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП. При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.

Формирование бюджетных  проектировок предполагается осуществить  исходя из прогнозируемого Минэкономразвития  России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета  в 2013 году в два раза по сравнению  с кризисным 2009 годом.

В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития  России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе  использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее  десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета  будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При  этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при  ставках заимствования 6-8%.

Таблица 7- Основные характеристики федерального бюджета 2011-2013г.г.[16]

 

Показатель

Отчет

Прогноз

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012

 год

2013

 год

Доходы, млрд. руб.

6644,45

7465,45

8089,67

7 346,9

8 097,4

9 983,9

% к ВВП

19,14

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

Расходы, млрд. руб.

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

% к ВВП

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно  утверждаемые

     

234,0

271,1

587,5

% к общему объему расходов

     

2,5

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

1 705,1

-2 322,3

% к ВВП

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

4,1

-5,9





Наиболее наглядно характеристики федерального бюджета представлены в виде диаграммы 4.

Диаграмма 4- Динамика доходов  и расходов федерального бюджета  за 2008-2013г.г.

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением  в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП  в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

Информация о работе Бюджетные системы в социальной сфере