Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли
в процессе воспроизводства —
на затраты, связанные с
2) по функциональному
назначению — на затраты на
содержание аппарата
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Кроме того, средства федерального
бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и
местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными
органами власти совместно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и средств
местных бюджетов
Экономическое содержание системы расходов бюджета представлено на рисунке 3.
-текущие
- капитальные
Рисунок 3- Экономическое содержание системы расходов бюджета
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если расходы больше доходов бюджета, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:
Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности проводимой фискальной политики.
При дефиците бюджета должны
быть указаны источники
- выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования;
- займы или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита.
Вследствие чего возникнет государственный долг. Он может быть: внутренним (задолженность страны перед своими гражданами - резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами - нерезидентами). Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Бюджетный профицит может использоваться для стимулирования развития приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения и поддерживать дальнейший экономический рост страны, развитие экономики[5].
Государственный бюджет является
важным инструментом претворения в
жизнь экономической и
Сконцентрированные в
государственном бюджете
Структура расходов федерального бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики. В то же время она меняется. Так важнейшая задача, которую решает закон о бюджете на 2011-й и два последующих года, - это исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам[10].
Итак, роль государственного
бюджета в социально-
Во-первых, государственный
бюджет является инструментом воздействия
на развитие экономики. С помощью
государственного бюджета государство
осуществляет перераспределение
Во-вторых, государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
В-третьих, на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики.
В-четвертых, государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культурно - бытового назначения: магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
В-пятых, основная роль бюджетa состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования социально-культурных мероприятий, народного хозяйства, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
В-шестых, Государственный (федеральный) бюджет ¾ это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
В соответствии с Бюджетным
посланием Президента Российской Федерации
в качестве основных приоритетов
расходов федерального бюджета на
2010-2012 годы, в том числе, определено
безусловное выполнение социальных
обязательств государства с одновременным
повышением адресности социальной помощи,
реализация приоритетных национальных
проектов, поддержка жилищного
Таким образом, государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
Основные направления
бюджетной политики на 2008-2010 годы сформированы
в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации «О бюджетной
политике в 2008-2010 годах». Бюджетная
политика на 2008 год и на период до
2010 года соответствует долгосрочным
целям социально-экономического развития
Российской Федерации: повышение качества
жизни населения, обеспечение безопасности
и правопорядка, развитие институтов
гражданского общества, повышение
В связи с изменениями
в бюджетном законодательстве в
основу бюджетного планирования положен
метод "скользящей трехлетки", при
котором ранее утвержденные проектировки
второго и третьего года трехлетнего
периода становятся основной следующего
бюджета с ежегодным
Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года.
В связи с произошедшими
Поступления доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы с учетом формирования нефтегазовых доходов представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Доходы федерального бюджета на 2008 -2010 г.г.[22]
Наименование налогов и платежей |
2008 год (млн. рублей) |
2009 год (млн. рублей) |
2010 год (млн. рублей) |
Относительное отклонение 2010 к 2008 г.,% | |
ВВП (млрд. рублей) |
34 870 |
39 480 |
44 470 |
27,531 | |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
6 673 238,9 |
7 421 228,3 |
8 035 219,6 |
20,41 | |
в % к ВВП |
19,14 |
18,80 |
18,07 |
5,59 | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 465 676,9 |
2 385 829,0 |
2 378 202,7 |
3,55 | |
в % к ВВП |
7,07 |
6,04 |
5,35 |
24,33 | |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
869 758,0 |
845 776,9 |
846 476,5 |
2,61 | |
Нефть |
769 088,5 |
742 203,3 |
741 107,2 |
3,64 | |
Газ горючий природный
из всех видов месторождений |
91 948,6 |
93 311,9 |
94 333,8 |
2,59 | |
Газовый конденсат из всех
видов месторождений |
8 720,9 |
10 261,7 |
11 035,5 |
26,54 | |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 003 550,9 |
969 724,8 |
957 395,7 |
-4,59 | |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
338 795,5 |
324 885,0 |
328 822,2 |
-2,94 | |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
253 572,5 |
245 442,3 |
245 508,3 |
-3,18 | |
ДОХОДЫ БЕЗ УЧЕТА НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ |
4 207 562,0 |
5 035 399,3 |
5 657 016,9 |
34,4 | |
в % к ВВП |
12,07 |
12,75 |
12,72 |
5,39 | |
Налог на прибыль организаций |
533 375,2 |
583 761,4 |
636 278,0 |
19,29 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 404 051,5 |
1 914 468,2 |
2 206 464,0 |
57,15 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
888 967,7 |
1 029 764,9 |
1 182 537,0 |
33,02 | |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
860 402,8 |
996 975,6 |
1 145 006,5 |
33,07 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ |
28 564,9 |
32 789,3 |
37 530,5 |
31,39 | |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
36 567,8 |
39 498,4 |
37 309,0 |
2,03 | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
7 119,4 |
7 498,9 |
7 893,9 |
10,88 | |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
11 781,0 |
14 800,9 |
12 508,1 |
6,17 | |
Водный налог |
13 002,4 |
12 533,6 |
12 242,0 |
-5,85 | |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
4 665,0 |
4 665,0 |
4 665,0 |
0 | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
32 239,6 |
34 494,5 |
36 557,7 |
13,39 | |
ПРОЧИЕ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
435 786,5 |
496 359,8 |
562 797,2 |
29,15 | |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
291 608,0 |
296 995,8 |
301 725,7 |
3,47 | |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1 288,0 |
2 140,0 |
2 663,0 |
106,75 |